/ Новости сайта / Археология / Европу заселили выходцы с Кавказа
11.06.2015

Европу заселили выходцы с Кавказа

Оценка: 0.0    2625 1 Археология
Откуда пришли предки современных европейцев, когда они начали употреблять молочные продукты и как это связано с распространением индоевропейских языков, выяснили российские ученые вместе со своими зарубежными коллегами. Бронзовый век в Евразии, продолжавшийся примерно с 3000-х по 1000-е годы до нашей эры, явился периодом серьезных культурных изменений.

Однако специалисты до сих пор спорят о том, были ли эти изменения результатом циркуляции идей или следствием человеческих миграций, в том числе потенциально содействующих распространению языков и определенных фенотипических признаков. Российские ученые в составе международной команды изучили этот вопрос, применив усовершенствованные методы исследования геномов представителей древних культур по всей Европе. Результаты их изысканий опубликованы в одном из самых престижных научных журналов мира Nature.

«Мы с коллегами проделали гигантскую работу, в которой каждый выполнял свою роль: лично я занимался анализом материалов из Каповой пещеры — единственной пещеры на территории России с наскальными рисунками каменного века. Наше исследование — это первая ласточка, результаты будут расти и расширяться, — рассказал российский историк, археолог, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ Владислав Житенев. — Впервые мы работали с такой широкой выборкой палеоантропологического материала. Мы смогли проследить расселение определенных народов, распространение индоевропейской языковой семьи. Учитывая, что археологи работали вместе с палеогенетиками, результаты исследования открывают новые горизонты истории. Работа велась долго — лично я подключился к ней в апреле этого года. С зарубежными коллегами мы встречались, но в основном работа велась по переписке».

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что бронзовый век являлся динамичным периодом с крупномасштабными миграциями населения, в результате которых сформировались основные составляющие современной демографической структуры в Европе и Азии.

С генетической точки зрения древние европейцы постмиграционного периода намного ближе к современным европейцам, чем люди, жившие до бронзового века.

«Переписывание генетической карты» началось примерно 5 тыс. лет назад, когда из степей на Кавказе представители ямной культуры мигрировали в Северную и Центральную Европу, а также в Западную Сибирь. В Северной Европе ямная культура смешалась с культурой шнуровой керамики, известной также как культура белых топоров. Генетически она схожа с культурой современных европейцев, живущих к северу от Альп. Позже, примерно 4 тыс. лет назад, синташитская культура, распространенная в зоне северной степи Южного Зауралья и Южного Урала, развивалась на Кавказе. Новое вооружение и колесницы этой культуры быстро распространились по всей Европе.

Область к востоку от Урала и далеко в Центральной Азии была колонизирована около 3,8 тыс. лет назад андроновской культурой, населявшей Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии и Южный Урал. Согласно исследованию, представители этой культуры были носителями европейской ДНК.

В конце бронзового века и в начале железного века народы Восточной Азии прибыли в Центральную Азию. Здесь ученые наблюдают скорее «замещение генов», чем генетические примеси, — европейские гены в этом регионе исчезают.

Кроме того, прежде популярным было мнение, что переносимость лактозы впервые появилась на Балканах или на Ближнем Востоке в связи с развитием земледелия в каменном веке. Новые результаты, полученные при анализе ДНК, показали, что вопреки ожиданиям исследователей переносимость лактозы начала проявляться у европейцев гораздо раньше. Исследователи уверены, что переносимость лактозы могла появиться в Европе вместе с ямными пастухами с Кавказа, но отбор, который сделал большинство европейцев устойчивыми к лактозе, произошел значительно позже.

Наконец, миграции раннего периода бронзового века являются возможным сценарием распространения индоевропейских языков в соответствии с некоторыми восстановленными археологическими и историческими лингвистическими данными. Ранее «Газета.Ru» рассказывала, что ямники могли привнести в Европу и часть индоевропейского языка, в том числе славянские языки, немецкий и романские языки, а также свои технологии, такие как колесо. Распространение этого языка происходило порядка 6 тыс. лет назад и совпало с одомашниванием лошади и изобретением колеса, что позволило людям путешествовать на большие расстояния. Проведенные изыскания дают дополнительные подтверждения этой теории.

Источник:  http://www.gazeta.ru/