Правда и вымысел о Диком Западе
Городок Тубстоун из штата Аризона был местом, куда приезжали со всего мира в поисках наживы на серебряных приисках. Сегодня властям удалось превратить поселение в настоящий музей под открытым небом: деревянные двухэтажные дома, стойла для лошадей и утрамбованная земля, вместо асфальта. И именно в этом городе произошла самая знаменита перестрелка Дикого Запада между командой местного шерифа и бандой ковбоев - по четыре человека с каждой стороны. Схватка длилась всего лишь 30 секунд, но в результате нее погибли три бандита и трое помощников шерифа были ранены. В позапрошлом веке по масштабам небольшого городка в пустыне – это была настоящая бойня. Историки утверждают, что перестрелки были тогда очень редким явлением, так как пули были очень ценными.
"Не хватало еды, не хватало оружия, не хватало орудий производства. И поэтому люди жили экономно, берегли все, а пули – особенно", - рассказывает писатель, путешественник Вадим Бурлак.
Кстати, именно эпоха Дикого Запада зародила в Америке культуру держать дома оружие. Ведь в конце XIX, в послевоенное время, когда только закончилась гражданская война между Югом и Севером, достать оружие не составляло труда. Так что тогда даже подростки могли похвастаться кобурой на бедре.
Но обращаться с оружием умели только профессиональные стрелки - ганфайтеры. Эти люди могли быть и бандитами, и шерифами. Ведь на Диком Западе закон был делом условных. И чаще всего порядок в городах поддерживали наемники, которым платили местные жители. Именно ганфайтеры участвовали в знаменитых дуэлях, когда противники вставали друг против друга и по сигналу стреляли на поражение. Мастерство быстрого выхватывания револьвера из кобуры оттачивалось годами.
Самый легендарный стрелок Дикого Запада - Бешенный Билли Лонгли. Он убил, по разным данным, до 85 человек, а за его голову была объявлена награда в 1000 долларов. Он несколько раз сбегал с каторги и долгое время успешно скрывался от правосудия, наводя ужас на все западное побережье.
"Многие бандиты, опирались на страх, носили образ мстителя. Например, они уверяли, что если, полицейский будет его преследовать, то он перебьет всю его семью, появится из ниоткуда, будет убивать днем и ночью. Просто было страшно, и многие шерифы предпочитали не связываться с бандитами", - этнограф, путешественник Константин Куксин.
В поисках легких денег на Дикий Запад отправлялись разбойники, беглые каторжники, шулеры и аферисты. Ограбления поездов и банков – были делами привычными. Современный Голливуд часто романтизирует образы героев Дикого Запада. Так, в кино банду Джесси Джеймса – одного из реальных людей времен конца XIX века – представляют в образе благородного Робина Гуда. Джесси Джеймс стал даже героем компьютерных игр.
Но в действительности он был беспощадным убийцей и старался обогатить только себя. Свои преступления Джесси начал с 19 лет, а в 34 был застрелен.
В 1848 году в Калифорнии начинается золотая лихорадка. В этот штат со всего мира начинают приезжать люди. Сюда с Востока пешие караваны запряженных фургонов шли по полгода. Многие просто не доходили и погибали в горах, пустынях или становились жертвами бандитов.
"В год прерии пересекало 50 тысяч человек – это колоссальная цифра по тем временам. Естественно, индейцы не могли всех перебить. И было три дороги: тропа Боумена, Орегонская тропа и тропа Санта-Фе, для того чтобы попасть в Калифорнию. Конечно же, это было сложно и опасно. Они тонули в реках, фургоны их топтали бизоны, нападали индейцы, иногда нападали бандиты – все это было", - рассказывает этнограф, путешественник Константин Куксин.
Последствия золотой лихорадки были многочисленными. С одной стороны, резко выросла и развилась отрасль сельского хозяйства. С другой - был нанесен колоссальный вред окружающей среде. Люди, не заботясь о последствиях, использовали ртуть и цианид при добыче металла. Многие шахты стали опасны и для человека. Старатели в западных городках теряли не только здоровье, но и заработанные деньги. Дело в том, что мужчины не знали, как правильнее распорядиться наличными и просаживали целые состояния в салунах.
Американская золотая лихорадка запомнилась и многочисленными стычками с племенами коренных жителей. Чем дальше на Запад продвигались белые старатели, тем меньше становились индейские угодья для охоты. Леса вырубались, а реки превращались в ядовитые источники. Чтобы изгнать чужаков, краснокожие племена начали нападать на пришельцев. Так начались индейские войны. Против аборигенов выступали и федеральные силы. Правда, не всегда даже регулярные войска США могли справиться с индейцами.
В голливудских вестернах всегда побеждают федералы, но в реальности и у них были крупные поражения. Летом 1876 года бойцы Лакота и северных Шайенов выступили против седьмого кавалерийского полка армии Соединенных Штатов. Силы были не равны, индейцев почти в три раза было больше. Американским солдатам не помогла даже тяжелая артиллерия. Кровавая схватка продолжалась несколько часов, в итоге индейцы одержали победу.
"Индейцы уже учли опыт предыдущих поражений и были готовы к сражению. Солдаты и офицеры американской армии считали, что это такая военная прогулка, для индейских племен – это был вопрос жизни и смерти", - рассказывает писатель, путешественник Вадим Бурлак.
Умалчивать предпочитается и тот факт, что в конце XIX века в США началась настоящая травля индейцев. На них устраивали облавы и отстреливали, как диких животных. Власти утвердили специальный прайс-лист по борьбе с индейским населением. За каждого убитого аборигена можно было получить вознаграждение — 25 долларов. Чтобы подтвердить факт смерти, нужно было снять с него скальп и предъявить его при выдаче денег.
Всего за 150 лет такой государственной политики число индейцев сократилось на два с половиной миллиона человек. Если в начале XVIII века их было около 3 миллионов, то теперь их осталось всего 230 тысяч. Но об этом в американских учебниках истории не пишут.
"Американские учебники истории своеобразные: там практически ничего нет об индейцах. Наши дети больше знают об индейцах. А современные индейцы живут в резервациях по сей день. Конечно, это не тюрьма, где колючая проволока. Едешь по хайвэю, там табличка-плакат: "Добро пожаловать на землю суверенной нации Кроу" – ты в резервации. Но в резервациях уровень жизни до сих пор ниже, чем в США", - рассказывает Константин Куксин.
Совсем иначе в действительности выглядели и отважные ковбои, которые, на самом деле, были лишь пастухами. Причем, в основном они были наемными рабочими, не имевшими своего стада. Им мало платили и часто многие из них трудились на ранчо лишь за еду. При этом только каждый третий ковбой был белым. Треть из них была вольными неграми, а все остальные – выходцами из Мексики. Вразрез со сложившимся мнением, эти мужчины не были отважными героями и носили оружие только для самообороны. Во время перегона коров по прериям на стадо могли нападать преступники.
Но главным спутником ковбоя был даже не револьвер, бич. Кнут нужен был для того, чтобы сбивать стадо воедино. Но пастухи находили ему и другое применение - в умелых руках бич мог стать и оружием.
Сегодня трудно представить Дикий Запад без джинсов. В середине XIX века их носили ковбои и золотоискатели, а приличные люди никогда не позволяли себе появляться на людях в таком виде.
"Джинсы – это дешевая рабочая одежда. Дешевая обычная одежда. Появилось это еще на островах, на юге Карибского бассейна, потом в южных штатах. И эти джинсы сначала носили рабочие на плантациях, а потом они разошлись. Первые были белого цвета, вообще некрашеные, потом стали окрашивать", - рассказывает этнограф, путешественник Константин Куксин.
Буффало Билл - отставной военный - придумал развлекательную программу, в которой воссоздавались картины из быта Дикого Запада. Шоу было снято в начале XX века. Причем, актерами служили настоящие индейцы и ковбои. Они разыгрывали сцены воин, устраивали родео, танцевали. Шоу пользовалось невероятной популярностью особенно на восточном побережье Америки, где многие жители никогда в жизни не видели настоящего индейца. Конечно же, представление Буффало Билла были лишь имитацией, но именно эти сценки легли в основу многих представлений о Диком Западе и его нравах, обрастая все новыми и новыми подробностями и деталями, которых в реальности никогда и не было.
Комментарии 9
0
Vitaminka
12.06.2015 00:13
[Материал]
Цитата Сегодня трудно представить Дикий Запад без джинсов. В середине XIX века их носили ковбои и золотоискатели, а приличные люди никогда не позволяли себе появляться на людях в таком виде. может я не открою большой тайны, но и сейчас ещё сохранилась такая традиция. К примеру в гольф клуб-ресторан вас не пустят в джинсах. Уверена что и в России есть рестораны куда в джинсах не пускают. |
+1
V@sh
11.06.2015 18:33
[Материал]
Серию отличных вестернов создал Серджио Леоне с Клнтом Иствудом в главной роли.
У него изначально планировался романтический уклон и на историческую правду ни разу не претендовал, просто удобная атмосфера режиссеру(Серджио Леоне) понравилась для своих историй. И это ни разу не "современный Голливуд", а 40-50 летней давности фильмы, если что. Джинсы: 20 мая 1873 года Лейба Штраус (он же Ливай Стросс), сын еврея-лоточника, за 20 лет до этого перебравшийся в Америку, получил патент № 139121 Бюро патентов и торговых марок США (US Patent and Trademark Office) на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов». К тому времени Страусс успешно торговал в Нью-Йорке тканями и в Калифорнию подался на пике «золотой лихорадки»: он рассчитывал шить из английской парусины штаны и сбывать их старателям. Штаны оказались востребованными — толстые, из хлопка, а не из кожи, чтобы можно было их стирать, и с тремя большими карманами, двумя впереди и одним сзади, и одним маленьким, для часов. Как краситель был избран самый стойкий на тот момент индола (тёмно-синий). Для золотоискателей! Их, конечно, можно называть "рабочими", но все ж таки золотоискатели немного не совсем "рабочие" |
0
Para-digma-x
13.06.2015 05:25
[Материал]
Фильмы Серджио Леоне и вправду потрясающие, и популяризовали такой жанр, как "Спагетти-вестерны" (то есть, фильмы о Диком Западе, но снятые в Италии, либо итальянцами и с особой атмосферой) и самое забавное, что этим "спагетти-вестернам" голливудские вестерны и в подмётки не годятся.
А "Хороший, плохой, злой" Серджио Леоне, так и вовсе один из лучших фильмов всех времён и народов. |