Ольянтайтамбо: Свидетель потопа
Как и в любой другой империи древности, вне зависимости от континента, наладившей систему дорожных сообщений, в империи инков имелась целая сеть тампу, расположенных на дорогах на расстоянии 12-18 километров друг от друга. Эти почтовые станции являлись государственными учреждениями и важнейшей их функцией была поддержка царских гонцов - часки. Эти гонцы обеспечивали свежайшей информацией самые отдаленные уголки империи. Иногда случалось так, что маленькая почтовая станция вырастала в крупное поселение и даже город. Таким городом стала и тампу Ольянтайтамбо.
Этот город расположился в верховьях реки Урубамбы на высоте около трех километров над уровнем моря в начале так называемой Священной долины инков. Ольянтайтамбо повезло - он дожил до наших дней. Сегодняшний современный поселок сохранил еще до- испанскую планировку улиц, будучи построенным на фундаментах старинных инкских домов. Впрочем, его главной достопримечательностью является не это, а расположенный на высоком скальном выступе ближайшей горы храмовый комплекс. Его, как и Саксайуаман, тоже называют крепостью, но, как мы уже знаем, это название неверно: инки вообще не строили поселений, обнесенных крепостной стеной с оборонительными башнями или бастионами. Естественной защитой им служила сама природа, ведь инки жили в горной стране и использовали труднодоступные склоны гор и скалы для устройства своих ключевых пунктов.
Как раз на такой скале, возносящейся над Священной долиной на высоту около
шестидесяти метров, и расположен Ольянтайтамбо. Священная долина ведет к
Мачу-Пикчу, о котором мы расскажем в следующих выпусках. К вершине поднимается
единственная узкая каменная лестница, по бокам от которой раскинулся каскад из
семнадцати земледельческих террас, идущих широкими ступенями. В 1536 году испанцы
попытались было захватить Ольянтайтамбо, но штурм захлебнулся, отряд Эрнандо
Писсаро в спешке отступил, едва избежав гибели. Эта попытка захватить Ольянтайтамбо
была единственной, но надолго оставила в памяти захватчиков нежелание повторять сей
подвиг.
Но опять же не это главное и интересное в истории Ольянтайтамбо. Самым любопытным и крайне загадочным являются остатки циклопического сооружения на самой вершине скалы. Эти остатки называют Храмом Десяти Ниш. Само здание не сохранилось, в неплохом состоянии лишь передняя южная стена, сложенная из шести огромных монолитов из розового порфира, материала, не уступающего по твердости граниту. Монолиты имеют высоту до четырех метров, а вес каждого достигает двадцати, двадцати пяти тонн. Любопытно, что не все монолиты состыкованы друг с другом - между ними кое-где имеются как бы щели, заполненные более мелкими, практически необработанными камнями. Это на самом деле очень любопытно, если учесть, что все другие перуанские сооружения построены без помощи такого приема. Большинство монолитов Ольянтайтамбо так же, как и монолиты Саксайуамана пригнаны друг к другу с такой точностью, что между ними невозможно протиснуть даже лезвие бритвы.
Еще сохранилась задняя северная стена с десятью нишами в форме трапеций - отсюда и
название Храма Десяти Ниш. Мегалитическая кладка задней стены прерывается лишь в
одном месте, образуя так называемые "незаконченные ворота", которые открывают
доступ в "священную зону", усеянную как громадными блоками, так и их обломками.
Предполагается, что в "священной зоне" располагался Храм Солнца. Севернее над
"священной зоной" сохранились остатки жилого комплекса - резиденции инкской знати,
построенной, кстати, не так совершенно, как остальные сооружения, если не сказать -
совсем примитивно.
И так же, как в случае с Саксайуаманом, вызывает огромное удивление полигональная технология кладки гигантских блоков. При ней, как вы можете помнить, не применяется никакой связующий раствор, а монолиты весом в десятки тонн обрабатываются так, чтобы искусно вырезанные выемки и выпуклости на соседних блоках входили друг в друга как детали детского конструктора.
Еще один любопытный факт - это наличие в циклопической кладке блоков, имеющих один-два плоских трапециевидных выступа. Большинство блоков таких выступов не имеет. Функциональное назначение таких выступов до сих пор непонятно. Любопытно, что кроме Перу, такие блоки с выступами ученые зафиксировали лишь в одном месте планеты: в облицовке Больших пирамид плато Гизы в Египте. Пока объяснить наличие такого специфического архитектурного элемента в двух столь удаленных во времени и пространстве цивилизациях невозможно. (Впрочем, в одной из наших прошлых статей была видвинута версия, каким образом две столь отдаленные и непохожие друг на друга культуры имели схожие черты).
Так как же все-таки дело было? В XV ли веке началось строительство этого храмового
комплекса? Кто его построил? Как?
Официальная история говорит, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали
строить в середине XV века, в период правления Инка Пачакути, наиболее успешного и
энергичного правителя инкской империи. Однако основное строительство приходится на
период правления Манко Инка, императора, на долю которого выпало вторжение
конкистадоров. Но испанское нашествие помешало инкам закончить строительство. А что
не смогли закончить, то было разрушено. Об этом говорят и несколько десятков
гранитных блоков весом по десять тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его
подножия и на дороге, ведущей к каменоломням. С чьей-то легкой руки они получили
название "уставшие камни". Многие "уставшие камни" лежат на нижних уровнях террас.
А ширина террас достаточно большая, и если бы кто-то попытался просто свалить вниз
остатки от разрушенного храма, то блоки не покатились бы вниз к самому подножию
горы - просто не смогли бы, а остались лежать грудой на ближайшей паре верхних
ступеней террасы. Так что общий характер расположения блоков в долине и на холме
абсолютно не соответствует разрушению какого-либо сооружения вручную или даже при
помощи лошадей - блоки находятся слишком далеко друг от друга. Разрушение в запале
борьбы с идолопоклонничеством не требует затрачивать такие усилия, которые
необходимы для растаскивания на подобные расстояния блоков в десятки тонн!..
Если принять официальную точку зрении академической науки, то нельзя не заметить и другие буквально бьющие по глазам на каждом шагу противоречия. По количеству и плотности этих противоречий на квадратный метр Ольянтайтамбо, пожалуй, бьет все рекорды городов и поселений инкской империи. Взять хотя бы "комбинированную" кладку, когда между многотонными монолитами имеются щели с более мелкими камнями. Если учесть, что громадные блоки состыкованы так, что даже листок бумаги не протолкнуть, то возникает вопрос: если технологии неизвестных строителей достигли таких высот, что им стоило обойтись без этой "халтуры" - вставлять маленькие камни? Обошлись же они без нее в соседних стенах?
Второе противоречие: в инкском государстве существовало вполне определенное и четкое
соответствие между качеством строительства сооружений и их предназначением. То есть
самая качественная каменная кладка предназначалась для храмов и домов знати. Здесь же
мы почему-то видим явный отход от этого правила - "резиденция" знати выполнена
довольно примитивно. Даже если допустить, что археологи и историки ошиблись и
данный сектор предназначался вовсе не для знати, а для простых жителей, то возникает
другой вопрос: как так получилось, что рядом с храмом поселили простолюдинов? С
точки зрения религии инков это буквально святотатство. А если учесть, что строения,
разбросанные в долине, еще "хуже", то остается один вывод - это резиденция именно
знати.
Другой ряд фактов тоже заставляет усомниться в том, что именно инки построили все эти циклопические сооружения. Об этом говорят, например, каменоломни. Точнее, их расположение. Они расположены на другой стороне Священной долины, на расстоянии примерно в шесть километров - если считать по прямой. Расположены они на крутом, примерно в 50 градусов, склоне на высоте почти километр над долиной.
В связи с такой топографией не может не возникнуть закономерный вопрос: как индейцам
удалось спустить по такому крутому склону многотонные блоки, затем переправить их
через бурную горную реку Урубамбу, ширина которой в этом месте достигает около
пятидесяти метров, потом протащить блоки несколько километров по долине и поднять по
такому же крутому склону на высоту в шестьдесят метров? Нет, для академических
историков этот вопрос вопросом не является: принято считать, что индейцы использовали
деревянные катки и канаты. В иллюстрированной книге Гуамана Помы даже приводится
рисунок, где индейцы тащат на канатах каменный валун. Правда, никакие катки здесь не
изображены и размеры камня отнюдь не гигантские. Однако если включить логику и
здравый смысл, то они заставят усомниться в возможности проведения подобных работ.
Тем более упоминавшийся уже в прошлую субботу Гарсельясо де ла Вега в своей хронике
XVI века приводит следующий факт: правитель инков решил доставить на вершину один
из "уставших камней". Для этого он снарядил двадцать тысяч индейцев, которые тащили
его на канатах. В одном месте камень сорвался и раздавил более трех тысяч человек. Тут,
конечно, надо сделать скидку на то, что у испанцев от страха глаза были велики: ни о
каких двадцати тысячах речь, конечно, идти просто не могла. Самое важное для нас в
описании этого случая то, что он прежде всего доказывает, что инки не были в состоянии
не то что построить подобные циклопические сооружения, но даже доставить к месту
строительства блоки.
Так что "уставшие камни", разбросанные, кстати, не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и на территории поселка, лишний раз доказывают, что храм был просто не достроен, а вовсе не разрушен. Инки не были в состоянии даже сдвинуть монолиты, и поэтому оставили их там, где они и лежали. Кстати, приверженцы официальной версии предпринимали неоднократные попытки экспериментально продемонстрировать возможность транспортировки посредством примитивных способов: на круглых бревнах или камнях. И им это даже удалось. С одним маленьким "но": вес перемещаемых блоков составлял всего несколько тонн, с более тяжелыми уже ничего не вышло, ведь переход к перемещению монолитов весом в сотни тонн вовсе не сводится к простому арифметическому увеличению количества "тягловой силы", здесь требуются качественно иные технологии и приемы. Кстати, даже при условии, что вес экспериментальных блоков не превышал пяти тонн, экспериментаторам не удалось ни разу пройти весь необходимый путь от начала до конца. Хотя не стоило даже и пытаться - могли бы вспомнить де ла Вегу с его описанием неудачной аналогичной попытки инков.
Между прочим, ни в самой Священной долине, ни на территории каменоломен или храма
не найдено никаких "перемещающих" устройств - ни круглых камней, ни бревен. Ладно,
бревна могли сгореть или сгнить, но их не найдено ни под одним из "уставших камней".
Так что результаты "экспертизы" возможности транспортировки блоков инками при
помощи примитивных методов следует считать скорее опровергающими, чем
подтверждающими официально принятую версию.
Другим серьезным основанием для сомнений в официальной версии, что Ольянтайтамбо строили инки, является факт странной мгновенной и полной утери ими навыков мегалитического строительства. За все время колониального господства на всей громадной территории инкской империи не создано ни одного (!) сооружения, способного сравниться по качеству кладки даже с самым некачественным участком Ольянтайтамбо. А ведь считается, что вторжение испанских конкистадоров застало строительство комплекса в полном разгаре!.. Рассуждения на эту тему можно продолжить и вот с какого ракурса: историками достаточно надежно установлено, что в империи инков существовал принцип обязательной ротации, в соответствии с которым практически каждый индеец исполнял общественную повинность на разных работах и становился, так сказать, специалистом широкого профиля. Это делалось для того, чтобы в случае утери специалиста его можно было заменить любым другим. Таким образом при имевшемся громадном масштабе строительных работ в империи к моменту прихода испанцев с технологией мегалитического строительства должно было быть знакомо практически все трудоспособное мужское население. Однако получилось так, что оно каким-то чудодейственным образом умудрилось мгновенно и полностью растерять эти знания!
Еще одним фактом, вызывающим сомнения в авторстве инков, является ювелирная
обработка блоков, о которой мы уже писали. Как можно вручную и примитивными
инструментами добиться такой точнейшей подгонки?! Инки не знали железа, бронза
только-только появлялась, а медными инструментами обрабатывать гранит все равно что
пластиковым ножиком делать гравюру по металлу. А ведь поверхности тщательно
подогнанных блоков так тщательно обработаны, что выглядят буквально полированными.
А ведь речь идет о граните и аналогичной ему породе - порфире. И ладно бы речь шла об
одном камушке, так нет! Там были практически промышленные масштабы.
Сторонники академической версии считают, что инки добивались нужной формы мегалитических блоков обстукиванием их каменными инструментами. Допустим. Однако, даже закрыв глаза на практически полированную поверхность, невозможно сбросить со счетов еще одну весьма характерную деталь: очень ровные ребра. Фантастически, идеально ровные! Добиться этого обстукиванием просто невозможно: из-за случайного расположения микротрещин камень будет скалываться все время по-разному, что неизбежно приведет к сильному "гулянию" реальной линии ребра вокруг желаемой. Для получения имеющихся плоских граней (пусть даже не полированных) и идеальных ребер необходимы хотя бы пилы, причем такие, что берут гранит. Но пил у инков не было! Никаких. В этом археологи и историки уверены на сто процентов. Зато есть следы распила на самих блоках! Маленький вопросик: откуда?!
Да ладно бы речь шла только о прямоугольных блоках! Ведь встречаются кладки, где блоки состыкованы не по прямым, а по кривым линиям. Имеются даже такие элементы, для создания которых недостаточно не то что примитивных, но и современных технологий!
Если суммировать все эти противоречия и странности, то неизбежно приходишь к выводу, что предложенная официальная версия событий крайне неудовлетворительна. Поэтому необходимо выдвинуть какую-то другую версию: кто, как и когда построил Ольянтайтамбо. И такая версия была выдвинута.
Если вы сможете внимательно рассмотреть иллюстрацию, то заметите, что через весь
комплекс, начиная от верхней площадки горы и до самой долины, проходит своеобразная
"впадина" в направлении восток-запад. Она на иллюстрации обозначена линией.
Поклонникам альтернативной версии она напомнила след от пересохшего ручейка.
Точнее, это был бы след от ручейка, если бы речь шла о мягкой почве. Но так как здесь
мы имеем дело со скальным основанием, то можно практически со стопроцентной
вероятностью предположить, что этот след оставил не ручеек, а поток, напоминающий как
минимум мощный сель. Обрушившись на верхний участок приблизительно с востока на
запад, он частично размыл края площадки Храма Солнца, разбросал, а, возможно, и
сбросил с площадки Храма Солнца как щепки громадные блоки, размыл часть террасной
стенки. Задняя, лучше всех сохранившаяся стена Храма Десяти Ниш, находясь под
прикрытием скалы, выдержала, а передняя, естественно, выдержать подобный "ручеек"
уже не могла и, частично разрушившись, рухнула вниз вместе с увлекающим ее потоком
на террасы и далее по крутому скальному склону. Разбросанные там и тут огромные блоки
и натолкнули академических исследователей на версию, что во всем виноваты испанцы.
Версия, на наш взгляд, очень убедительная и все объясняет. Но что это за мощный поток и откуда он взялся? Ведь выше участка нет ни полноводных рек, ни заснеженных вершин с ледниками, которые при таянии могли бы создать сель достаточной мощности. Значит, он пришел не сверху. Откуда же тогда?
Сама Священная долина инков располагается приблизительно по такому же направлению, как и гипотетический поток - восток-запад. Может быть, всему виной речка Урубамба, протекающая по долине и в некий момент вдруг резко и очень значительно повысившая свой уровень? Но нет, речка, как и испанцы, не при чем - она течет с запада на восток, потоп - не ее вина. Потоп... А, может быть, все дело как раз во Всемирном потопе? Том самом катаклизме, который нашел отражение в мифологии практически всех народов?
Согласно одной из версий, потоп был вызван падением крупного метеорита в район, где ныне находится Филиппинское море. При этом образовалась гигантское цунами, которое, пройдя через весь Тихий океан, обрушилось, в том числе, и на территорию Перу. Однако между Ольянтайтамбо и Тихим океаном находится гряда горных пиков более 5 км высотой. Могли ли волны от падения метеорита достичь такой высоты? По мнению целого ряда экспертов - несомненно. Кроме этого волне вовсе не обязательно преодолевать самые высокие пики, ей достаточно превосходить лишь высоту перевалов, чтобы перекатиться через гряду и устремиться к Ольянтайтамбо по долине реки Урубамба против ее течения.
Существуют разные оценки того, когда случился Всемирный потоп, но в любом случае он имел место за тысячелетия до возникновения инкской империи. Так что инки застали уже руины древнего, в буквальном смысле этого слова допотопного сооружения. Они, по достоинству оценив стратегические преимущества места, выстроили ту самую "резиденцию знати", построенную, как мы уже выяснили, довольно примитивно. Кстати, это вполне согласуется и с тем, что "резиденция" не имеет никаких следов разрушений. Будь она построена тогда же, когда и остальные сооружения, мощный поток смел бы эти незатейливые конструкции подчистую.
Однако вряд ли инки ограничились бы просто достройкой крепости и неудачной
попыткой доставки одного из "уставших камней". Они, видимо, все-таки попытались
восстановить разрушенные допотопные сооружения. И некоторые следы этих
восстановительных работ вполне можно выявить. Во-первых, инки частично
восстановили разрушенный участок террас под Храмом Десяти Ниш. Это восстановление
не требовало навыков мегалитического строительства, а сохранность террас, которые
должно было бы просто смыть, говорит о том, что их восстановили. Во-вторых, об этом
говорят те самые щели, заполненные более мелкими камнями. Инкам кое-как удалось
поставить на попa не которые из лежащих "уставших камней", это вполне осуществимо
даже с помощью примитивных приемов, но подогнать их с такой точностью, с какой это
делали допотопные строители, навыков уже не хватило. Так что все странности этой
уникальной кладки, нигде более не встречающейся, получают простое и логичное
объяснение.
Однако почему инки прекратили восстановление допотопного храма? Виной тому вовсе не испанцы - и под испанским владычеством инки довольно продолжительное время жили довольно спокойно и продолжали строить жилища и тампу - по своим технологиям, конечно. Видимо, причиной прекращения восстановления храма послужил тот несчастный случай, описанный де ла Вега, когда погибло много людей (но не три тысячи, конечно, ни один мегаблок не в состоянии раздавить столько людей). Видимо, эту трагедию инки вполне могли расценить как гнев богов за попытку людей уподобиться богам. Кроме этого они просто поняли, что это им элементарно не под силу...
Какой из всего этого можно сделать вывод? Первое: испанцы не разрушали
мегалитические постройки Ольянтайтамбо. За тысячелетия до них и за них это сделал
Всемирный потоп. Второе: инки не строили, а лишь пытались восстановить разрушенные
сооружения из громадных блоков. Третье: создателями как этих построек, так и террас
под ними, были, скорее всего, представители допотопной цивилизации, обладавшей
высочайшими технологиями, многие из которых не достижимы ныне даже для нас,
обладающих пресловутыми нанотехнологиями.
В принципе, в этих выводах нет ничего фантастического, любой, даже самый скептически настроенный человек неизбежно придет к таким же выводам, если элементарно включит логику. Но чтобы эта версия стала общепризнанной, чтобы сторонники академических версий согласились принять эту альтернативную точку зрения, необходимы масштабные полевые работы на территории комплекса Ольянтайтамбо. Необходимы тщательные экспертизы с привлечением широкого круга специалистов из различных областей научного знания. Но, как справедливо заметил в одном своем труде замечательный историк А.Жуков, "...проведение этих дополнительных исследований затруднено тем, что разрешение на него могут выдать лишь представители стороны, отстаивающей официально принятую версию, заведомо искажающую реальную картину событий". Иными словами, академические историки так просто своих позиций не отдадут...