Вход / Регистрация
22.12.2024, 21:00
Тайна "Моны Лизы"
Моделью для знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи (по официальной версии) послужила современница великого живописца по имени Лиза Герардини, портрет которой якобы заказал ее супруг, купец Франческо дель Джокондо. Недавно итальянским историкам удалось обнаружить захоронение с останками, принадлежащими предположительно этой женщине.
В 2011 году было вскрыто захоронение, расположенное под полом бывшей церкви флорентийского монастыря святой Урсулы, в 1808 году превращенного Наполеоном в табачную фабрику. Если верить церковным записям, именно там была погребена Лиза Герардини.
Ученым удалось обнаружить останки 12 человек. Однако экспертиза показала, что 11 из них жили в более ранний период, чем Джоконда. Лишь в одной из могил лежали кости, относящиеся к середине XVI столетия.
Поиски могилы Джоконды начались по инициативе историка Сильвано Винчети, который полагал, что если удастся найти череп Моны Лизы, можно будет воссоздать ее реальную внешность и сравнить оригинал с портретом, сделанным да Винчи… Однако исследователей ждала неудача: от скелета хорошо сохранились только бедренная и большая берцовая кости.
В 2013 году было проведено обследование склепа, принадлежавшего семейству Герардини. У историков имелась точная информация о том, что именно там были похоронены дети Лизы. Можно было бы сравнить их ДНК с ДНК из церковного захоронения…
Но оказалось, что это невозможно: покоящиеся там останки слишком пострадали в результате наводнения 1966 года и их невозможно было использовать для анализа… По крайней мере при тех методах экспертизы ДНК, которые существуют сегодня.
"Мы не можем сказать с полной уверенностью, что останки, которые мы обследовали, принадлежат Моне Лизе, однако вероятность этого очень велика", — считает Сильвано Винчети.
Именно "Мона Лиза" из всех произведений живописи вызывает наибольшее число споров и дискуссий не только среди искусствоведов, но и среди историков и даже просто любителей. Дело в том, что достоверно неизвестно, кто именно изображен на потрете. Лиза Герардини — это лишь наиболее распространенная версия. А между тем, есть и другие.
Среди предполагаемых прототипов — Изабелла Неаполитанская, а затем Арагонская, вступившая в брак с герцогом миланским Джаном Гелеаццо Сфорца, а также дочь герцога Бьянка Джованна Сфорца… Одна из версий гласит, что на портрете и вовсе изображен мужчина — возможно, сам художник или его подмастерье Джан Джакомо Капротти…
В последнее время в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что "Мона Лиза" и "Джоконда" — это вообще две совершенно разные картины. Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге "Жизнь художников" утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен…
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел "Джоконду" в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют.
Судя по источникам, "Джоконда" также была большего размера, чем известный нам оригинал "Моны Лизы". Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику — мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом "Мона Лиза", изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д'Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как "Айуорская Мона Лиза". Он выглядит незаконченным, на заднем плане — две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля… Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.
Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая — лишь копия, выполненная неизвестным художником? Как видите, даже прибегнув к раскопкам, не удалось приблизиться к тайне знаменитого шедевра…
В 2011 году было вскрыто захоронение, расположенное под полом бывшей церкви флорентийского монастыря святой Урсулы, в 1808 году превращенного Наполеоном в табачную фабрику. Если верить церковным записям, именно там была погребена Лиза Герардини.
Ученым удалось обнаружить останки 12 человек. Однако экспертиза показала, что 11 из них жили в более ранний период, чем Джоконда. Лишь в одной из могил лежали кости, относящиеся к середине XVI столетия.
Поиски могилы Джоконды начались по инициативе историка Сильвано Винчети, который полагал, что если удастся найти череп Моны Лизы, можно будет воссоздать ее реальную внешность и сравнить оригинал с портретом, сделанным да Винчи… Однако исследователей ждала неудача: от скелета хорошо сохранились только бедренная и большая берцовая кости.
В 2013 году было проведено обследование склепа, принадлежавшего семейству Герардини. У историков имелась точная информация о том, что именно там были похоронены дети Лизы. Можно было бы сравнить их ДНК с ДНК из церковного захоронения…
Но оказалось, что это невозможно: покоящиеся там останки слишком пострадали в результате наводнения 1966 года и их невозможно было использовать для анализа… По крайней мере при тех методах экспертизы ДНК, которые существуют сегодня.
"Мы не можем сказать с полной уверенностью, что останки, которые мы обследовали, принадлежат Моне Лизе, однако вероятность этого очень велика", — считает Сильвано Винчети.
Именно "Мона Лиза" из всех произведений живописи вызывает наибольшее число споров и дискуссий не только среди искусствоведов, но и среди историков и даже просто любителей. Дело в том, что достоверно неизвестно, кто именно изображен на потрете. Лиза Герардини — это лишь наиболее распространенная версия. А между тем, есть и другие.
Среди предполагаемых прототипов — Изабелла Неаполитанская, а затем Арагонская, вступившая в брак с герцогом миланским Джаном Гелеаццо Сфорца, а также дочь герцога Бьянка Джованна Сфорца… Одна из версий гласит, что на портрете и вовсе изображен мужчина — возможно, сам художник или его подмастерье Джан Джакомо Капротти…
В последнее время в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что "Мона Лиза" и "Джоконда" — это вообще две совершенно разные картины. Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге "Жизнь художников" утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен…
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел "Джоконду" в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют.
Судя по источникам, "Джоконда" также была большего размера, чем известный нам оригинал "Моны Лизы". Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику — мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение.
На портрете же, называемом "Мона Лиза", изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д'Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.
В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как "Айуорская Мона Лиза". Он выглядит незаконченным, на заднем плане — две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля… Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.
Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая — лишь копия, выполненная неизвестным художником? Как видите, даже прибегнув к раскопкам, не удалось приблизиться к тайне знаменитого шедевра…
 
Источник: http://www.yoki.ru