Роль гуманитарного образования в современном мире
Стратегической целью общественного развития любой цивилизованной страны является построение демократического общества в рамках полноценного правового государства. Эффективное и ответственное участие граждан во всех сферах жизни общества требует определенных знаний и практических навыков.Такие общественные задачи определяют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса, основная задача которого - воспитание молодежи как интеллектуальной, творческой силы общества с заложенными в ней общечеловеческими ценностями и убеждениями. Прежде всего это касается обеспечения доступа к образовательной и профессиональной подготовке всех, кто имеет необходимые способности и соответствующие знания.
Еще в начале XX века акцентировалась необходимость воспитания молодого поколения как ценного фактора общественного прогресса. Воспитательный процесс был призван развивать у молодежи самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, формирование высокого уровня культуры, готовности к сотрудничеству, склонности к творческой деятельности, толерантности, терпимости, умению вести диалог, искать и находить компромиссы. Важную роль в решении этих задач играли гуманитарные науки, которые, формируя целостное представление об общечеловеческих духовно-культурных ценностях, достижениях и проблемах, давали понимание национальных приоритетов.
В современных условиях школа призвана выработать новые принципы поведения личности и новые отношения между человеком и государством. Исследования проведенные образовательным порталом «Виртуальная школа Бакай» (school.bakai.ru) показали, что процесс преподавания стал разнообразнее и более личностно-ориентированным. Этому помогает использование информационных технологий, межпредметный подход в процессе преподавания, учет явлений глобализации в современном мире, которые задели все сферы регулирующие общественную жизнь. Ведь гуманитарные курсы призваны синтезировать основные факты и закономерности многих наук в единую систему мировоззренческих знаний молодежи, активно и целенаправленно воздействовать на сознание и умение молодежи оценивать окружающую среду и реальную действительность.Современные исследователи выделяют три компонента гражданской компетентности: аксиологический, что определяется мотивами и установками личности, когнитивный - связанный со знаниями и способами их получения, а также деятельностный, что реализуется в процессе становления умений и навыков на основе полученных знаний и способов реализаций этих умений.
Общественная потребность в гражданском воспитании личности занимает важное место во многих государственных документах, а подготовка молодежи к реализации своих профессиональных умений в демократическом гражданском обществе определяется приоритетными направлениями образования.
Таким образом, организуя процесс гуманитарного образования следует учитывать, что весь мир, а вместе с ним все цивилизованное общество динамично развивается в условиях новой исторической эпохи. Таким образом, только глубоко осознавая свое прошлое на уровне современных потребностей и задач становления гражданского общества, молодежь сможет понять свое место в настоящем и осознанно сделать шаг в будущее.
Гуманитарное образование должно воспитывать чувство общественной ответственности молодежи, поощряя плюрализм мировоззрения, аналитическое мышление, умение ориентироваться в сложных общественных процессах, активно участвовать в гражданской жизни страны. Дисциплины гуманитарного цикла в учебных заведениях должны способствовать воспитанию нравственности и основ человечности. Благодаря использованию инновационных методов обучения, молодежь получает не только фундаментальные знания, но и большой опыт творческой деятельности (аналитической, поисковой, моделирующей) и рациональной организации труда. Чтобы достичь результативности гуманитарного образования необходимы новые подходы, стимулирующие мыслить критически, формировать собственные взгляды и мнения, усваивать демократические принципы и нормы.
По материалам Виртуальной школы БАКАЙ