/ Новости сайта / Космос / Космический зонд прислал фотографии полярного сияния на Марсе
05.11.2015

Космический зонд прислал фотографии полярного сияния на Марсе

Астрономы из Европы подтвердили, что полярные сияния на Марсе существуют, используя данные с зонда Mars-Express, и выяснили, что они возникают благодаря уникальному механизму, существующему только на Марсе и больше ни на одной другой планете.

Европейский зонд Mars Express получил новые снимки загадочных ультрафиолетовых полярных сияний, открытых в декабре прошлого года аппаратом MAVEN, и всесторонне изучил их при помощи научных инструментов, сообщает ЕКА.

Во время католического рождества над северным полушарием Марса, на высоте в несколько сотен километров, возникло мощное полярное сияние, порожденное мощной вспышкой на Солнце и пучком электронов, летевшим от светила в сторону красной планеты. Раньше ученые никогда не видели подобных сияний по той причине, что его можно было заметить только в ультрафиолете.

Их открытие заставило планетологов проанализировать имеющиеся на Земле архивы наблюдений при помощи наземных и космических телескопов, а также марсианских зондов в надежде найти подобные сияния в их данных.

Как выяснили ученые Европейского космического агентства, зонд Mars Express видел подобные вспышки почти сразу после прибытия в систему Марса в 2003 году, и стал свидетелем сразу нескольких подобных сияний.

"Благодаря десяти годам наблюдений, нам удалось продвинуться в научном плане заметно дальше, чем авторам этого открытия. Оказалось, что ультрафиолетовые сияния являются очень редкими и преходящими событиями – они длятся всего несколько секунд. Mars Express пролетал через зону их появления несколько раз, и они почти всегда исчезали на следующий виток по орбите", — заявила Лориан Соре (Loriane Soret) из университета Льежа (Франция).

Редкость ультрафиолетовых сияний Марса объясняется тем, что они появляются только при особых условиях, в точке стыка между открытыми и закрытыми линиями давно исчезнувшего магнитного поля Марса, чьи следы "отпечатались" в породах планеты.

Как объясняют планетологи, сияния, образно выражаясь, возникают тогда, когда магнитное поле принимает форму открытого зонтика, что способствует попаданию электронов, летящих к Марсу от Солнца, в нижние слои атмосферы.

Там они разгоняются магнитным полем и сталкиваются с молекулами углекислого газа, что и порождает ультрафиолетовое свечение, зафиксированное MAVEN и Mars Express. Так как магнитные аномалии на Марсе существуют далеко не везде, эти сияния возникают крайне редко и в очень небольших регионах атмосферы, где мощности остатков магнитного поля хватает для захвата и разгона электронов.

Это делает полярные сияния на Марсе действительно уникальными для Солнечной системы и всех известных планет в целом заключают специалисты ЕКА.

skyl1ne 06.11.2015 12:08 [Материал]