Вороны собрали уникальный клад в подмосковном Звенигороде
Как рассказал руководитель экспедиции, научный сотрудник отдела археологии Звенигородского историко-архитектурного музея Алексей Алексеев, на «птичий архив», веками покоившийся под крышей собора, наткнулись реставраторы.
- Успенский собор скоро будут реставрировать силами церковного прихода, - рассказал ученый, - Прихожане захотели восстановить былую красоту храма в том виде, в котором он был построен в XIV веке. Тогда на крыше собора были красивейшие кокошники, но в XVIII веке их сбили и заменили обычной четырехскатной крышей — так за зданием было легче ухаживать.
В результате, поведал археолог, под крышей образовалась ниша наподобие чердака. Вход в него с самого момента переделки был закрыт, так что на протяжении двух с половиной веков сюда не ступала нога человека. Саму крышу ремонтировали только один раз в XIX веке, но тогда ее только слегка подлатали снаружи. Так что укромное место облюбовали птахи. Теперь же, когда на чердак проникли реставраторы (хотели сделать необходимые для проекта замеры), оказалось, что все пространство под крышей буквально завалено птичьими гнездами.
- Оказалось, что там сотни килограммов веток, пакля, обрывки тряпок — в общем все, что птицы используют в качестве строительного материала и утеплителя, - рассказывает Алексеев, - Реставраторы вместе с волонтерами потом еще долго вытаскивали это «богатство» с чердака, чтобы можно было сделать обмеры пространства.
Там же были обнаружены многочисленные нетронутые временем гнезда и скорлупа, видимо, от нескольких поколений птенцов. Но главная находка — десятки старинных бумажек, которые оказались ценными документами, собранными пернатыми «архивариусами» за три века. Это и церковные бумаги (исповедальные ведомости и отчеты духовенства Успенского собора), и личные записки звенигородцев. По словам ученых, стиль письма и почерк авторов указывает на то, что письма эти относятся к пушкинскому времени. Кроме того, среди гнезд оказались записки «за здравие» и «за упокой». Например, автор одной такой записки молится за здоровье «Варвары и Михаила». На другом мятом клочке бумаги - просьба о вечном покое для некоего Димитрия. Видимо, хитрые галки и голуби таскали записки прямо из помещений храма, где их оставляли прихожане. Есть и еще одно занятное письмо — поздравление, в котором автор пишет: «Достопочтимый мой батюшка, отец Кирилл! Поздравляю тебя с Праздником...». На этом месте бумага обрывается, так что узнать, с чем же именно поздравляли священника, невозможно.
Также в архив попало множество напоминаний о сладкой жизни обитателей Звенигорода лет эдак 100-120 назад. Это разнообразные фантики от конфет: карамель «Дюшес», «Барбарис», конфеты Моссельпрома, безе, а также талон на получения чайной бандероли и обертка от кофе легендарной кондитерской фабрики Эйнема, позже переименованной в «Красный октябрь». Кроме того, пернатые собиратели макулатуры отыскали где-то кусок упаковки папирос с забавным названием «Тары-бары» и этикетку от банки с горчицей производства торгового дома «Воронов и сын». Судя по размытым надписям на английском языке, острая приправа фабрики, основанной в 1884 году, должна была пойти на экспорт.
Но есть в этом удивительном архиве и совсем невеселые экземпляры, за которыми тянется тяжелая судьба страшного военного времени.
Мы нашли продуктовые карточки времен Великой отечественной войны, - говорит Алексей Алексеев, - В основном там хлеб, по 400 граммов. Представьте, как обидно было в то голодное время человеку потерять карточку. Может, ее ветром унесло, и птица потом где-то подобрала. А может и стащила у хозяина.
Кроме военных карточек, в руки ученых попали продуктовые талоны эпохи первых советских пятилеток. По словам археологов, это еще один важный срез российской истории, когда НЭП с его изобилием на прилавках канул в лету и народ вдруг стал ощущать острую нехватку продуктов.
Сейчас с «птичьим архивом» работают специалисты. Одни экземпляры надо расчистить и отреставрировать, другие — расшифровать. В скором времени они пополнят экспозицию звенигородского историко-архитектурного музея.
- Это очень знаково, что такая ценная находка хранилась в главном историческом памятнике Звенигорода, - отметил Алексеев, - Это же настоящий исторический срез за два с половиной века!
Кроме того, звенигородская земля подарила ученым и еще одну интересную и не менее знаковую находку. Во время охранных раскопок в селе Игнатьевское, где в будущем должна пройти ЦКАД, накануне Дня народного единства они откопали клад, непосредственно связанный с именами Минина и Пожарского (которых и положено вспоминать в этот праздник) и эпохой «смутного времени».
- Мы нашли клад вооружения XVI века — русские шлемы с золотой и серебряной инкрустацией, - рассказал Алексеев, - артефакт чрезвычайно редкий, нечто подобное в последний раз обнаруживалось в 1975 году в Кремле.
Как поведал археолог, на месте, где был найден клад, раньше стояло боярское село, был двор и вотчина. Однако с началом «смуты» и это поселение, да и весь Звенигород в целом, очень сильно пострадали. Сначала здесь «гуляли» войска Лжедмитрия Первого, потом — Лжедмитрия Второго, ну а «добила» средневековый город Марина Мнишек. Дом, в котором был спрятан клад, был сожжен. О судьбе хозяина богатого воинского обмундирования историкам остается только догадываться, зато ценные находки удалось достать из земли практически неповрежденными. Подправить нужно только элементы инкрустации. Над этим сейчас трудятся реставраторы.