Вход / Регистрация
23.11.2024, 15:28
Зомби: мёртвые среди живых
Среди нечисти, наводящей ужас на людей испокон веков, наиболее популярными являются образы оборотней, вампиров и их производные. Однако если эти кошмарные существа предстают перед людьми кровожадными монстрами, тем не менее их поведением руководят собственные помыслы и инстинкты.
В то же время некоторые народы испокон веков верят в существование нежити, которая способна лишь к выполнению приказов заколдовавшего её мага. Такие сущности получили название зомби.
Впервые термин зомби был упомянут в 1810 в книге под названием «История Бразилии», автором которой являлся Роберт Саути. Однако там ничего не говорилось об оживших мертвецах, и название зомби принадлежало одному из божеств, которому поклонялись жители Западной Африки.
До конца невыяснено, каким образом понятие зомби стало ассоциироваться именно с восставшими покойниками. Согласно одной догадке лингвистов, слово «жамби» с индийского переводится как «привидение», а другой вариант относится к африканскому языку банту, где «нзамби» означает «душа мертвеца». Жители Антильских островов и западной части Африки верят в то, что некоторые колдуны способны неким способом оживить умершего человека, после чего он становится покорным рабом колдуна.
Хотя магия вуду сразу ассоциируется с зомби, известно, что это слово попало в обиход гаитянских жителей в начале XVIII века после того, как с территории современных Бенина и Нигерии на Гаити начали вывозиться чернокожие рабы.
Ожившие безвольные мертвецы заинтересовали общественность после выхода в свет в 1929 году книги Вильяма Сибрука «Остров магии». Сам автор работал репортёром в известной газете «Нью-Йорк Таймс», и некоторое время лично жил на Гаити у колдуньи вуду Маман Сели. Сибруку удалось присутствовать на многих из обрядов, и поэтому один из разделов книги посвящён магии, а именно зомбированию, где говорится о том, что для работы на плантациях сахарного тростника использовались…мертвецы. Сам автор книги тоже видел подобное существо, и особенно поразили его глаза зомби – пустые и абсолютно безжизненные. По словам Сибрука, это было страшное зрелище.
Хотя Сибрук и познакомил европейских читателей с новым для них понятием зомби, как оказалось, многие народы ещё тысячи лет тому верили, что умершие люди могут ожить, и поэтому всячески препятствовали их «воскрешению».
Например, в Ирландии археологами были найдены два мужских скелета, из захоронения приблизительно 8-го столетия. Специалисты определили, что один из них умер в возрасте приблизительно 40-60 лет, а второй в 20-30 лет. Но в рот каждого из этих скелетов был вложен камень, что означало настороженное отношение к этим, возможно даже убитым людям. По старинным поверьям, камни в рот клали тем покойникам, которые могли после смерти вновь вернуться к живым, и камень во рту в таком случае играл роль преграды, через которую душа умершего или злой дух не могли проникнуть обратно в тело. Обычно таким образом поступали с вампирами, но легенды о вампирах появились только семь столетий спустя, и скорее всего хоронившие этих мужчин люди боялись, что они могут стать зомби.
Шаманы Севера и Центральной и Восточной Азии тоже знали о способах превратить людей в своих послушных рабов, и ханты, нанайцы, ненцы и другие северные народы в своих легендах упоминали о некоем ужасном существе называемом «хет», которое являлось восставшим из могилы человеком без сердца.
В северомонгольских летописях X-XII вв. упоминается о том, что племена древних скифов использовали в боях «людей без души», ужасных своим видом и не знающих жалости. Такие полулюди назывались кадиле, и отношение к ним скифов тоже было очень жестоким.
А племена на юге Тувы ещё в начале прошлого века вынимали из груди умерших сородичей сердце, чтобы те не стали слугами «чёрного шамана».
Михаил Семёнович Некрасов, этнограф и исследователь из Томска описывал странного вида человека, которого он встретил в 1905 году. Этот человек прислуживал тунгусскому шаману Сазыргелю, причём слуга понимал своего хозяина по одному лишь взгляду. Внешность человека не позволяла определить его возраст, а лицо его было сморщенным и покрытым мелкими трещинами, наподобие разлезшейся на сапогах коже. На вопрос Некрасова, что это за человек, Сазыргель ответил ему, что этого недостойного отдали духам великого шамана…
Интересный факт поведал Дмитрий Караваев, врач из Иркутска, который в 1924-1929 году работал в камчатском посёлке Пала-На. Однажды в благодарность за исцеление один из старейшин рода рассказал врачу о составе зелья, при помощи которого можно воскресить мёртвого человека.
Жители Гаити и в наше время утверждают, что видели оживших покойников, и даже узнают в них своих родственников или знакомых. Однако в действительности это «ходячие трупы», без эмоций и желаний.
Сам процесс превращения человека в зомби колдунами вуду держится в строгом секрете, и для приобретения себе такого слуги подходят только свежие трупы, которые не более нескольких дней пролежали в могиле. Поэтому спасающие своих усопших от такой участи родственники бетонируют могилы или дежурят около неё несколько дней, чтобы колдун не смог забрать душу покойного.
Жители Гаити уверены, что причиной причинной оживления покойников является сильная магия и колдовство. Но специалисты, изучающие феномен появления зомби считают, что главную роль в процессе этого превращения человека в безвольную куклу является яд тетродотоксин, который содержит рыба-шар (он имеется также и у рыбы-фуго). Приготовленное колдуном снадобье с этим веществом подсыпается неугодному человеку, или просто тому, кто по физическим показателям годится для работы на поле. Вызываемый тетродотоксином паралич приводит к полному угнетению всех функций организма человека, и даже опытный врач не в силах отличить жертву зомбирования от покойника. Судя по всему, если в течение нескольких дней после погребения забрать такого человека из могилы, то его при помощи специальных снадобий и методик можно вернуть к жизни, но это уже будет существование на уровне рефлексов, поскольку способы вернуть «зомби» к полноценной жизни неизвестны.
P.S. В дополнение к вышеописанному хотелось бы добавить, что и на данный момент используемые африканскими колдунами зелья неизученного состава обладают настолько мощным действием на нервную систему, что могут привести к полному её истощению и последующей гибели человека по непонятным причинам. Поэтому приезжающих на заработки в Африку людей предупреждают, что вступать в конфликты с местным населением, и принимать от них какие-либо угощения не рекомендуется.
В то же время некоторые народы испокон веков верят в существование нежити, которая способна лишь к выполнению приказов заколдовавшего её мага. Такие сущности получили название зомби.
Впервые термин зомби был упомянут в 1810 в книге под названием «История Бразилии», автором которой являлся Роберт Саути. Однако там ничего не говорилось об оживших мертвецах, и название зомби принадлежало одному из божеств, которому поклонялись жители Западной Африки.
До конца невыяснено, каким образом понятие зомби стало ассоциироваться именно с восставшими покойниками. Согласно одной догадке лингвистов, слово «жамби» с индийского переводится как «привидение», а другой вариант относится к африканскому языку банту, где «нзамби» означает «душа мертвеца». Жители Антильских островов и западной части Африки верят в то, что некоторые колдуны способны неким способом оживить умершего человека, после чего он становится покорным рабом колдуна.
Хотя магия вуду сразу ассоциируется с зомби, известно, что это слово попало в обиход гаитянских жителей в начале XVIII века после того, как с территории современных Бенина и Нигерии на Гаити начали вывозиться чернокожие рабы.
Ожившие безвольные мертвецы заинтересовали общественность после выхода в свет в 1929 году книги Вильяма Сибрука «Остров магии». Сам автор работал репортёром в известной газете «Нью-Йорк Таймс», и некоторое время лично жил на Гаити у колдуньи вуду Маман Сели. Сибруку удалось присутствовать на многих из обрядов, и поэтому один из разделов книги посвящён магии, а именно зомбированию, где говорится о том, что для работы на плантациях сахарного тростника использовались…мертвецы. Сам автор книги тоже видел подобное существо, и особенно поразили его глаза зомби – пустые и абсолютно безжизненные. По словам Сибрука, это было страшное зрелище.
Хотя Сибрук и познакомил европейских читателей с новым для них понятием зомби, как оказалось, многие народы ещё тысячи лет тому верили, что умершие люди могут ожить, и поэтому всячески препятствовали их «воскрешению».
Например, в Ирландии археологами были найдены два мужских скелета, из захоронения приблизительно 8-го столетия. Специалисты определили, что один из них умер в возрасте приблизительно 40-60 лет, а второй в 20-30 лет. Но в рот каждого из этих скелетов был вложен камень, что означало настороженное отношение к этим, возможно даже убитым людям. По старинным поверьям, камни в рот клали тем покойникам, которые могли после смерти вновь вернуться к живым, и камень во рту в таком случае играл роль преграды, через которую душа умершего или злой дух не могли проникнуть обратно в тело. Обычно таким образом поступали с вампирами, но легенды о вампирах появились только семь столетий спустя, и скорее всего хоронившие этих мужчин люди боялись, что они могут стать зомби.
Шаманы Севера и Центральной и Восточной Азии тоже знали о способах превратить людей в своих послушных рабов, и ханты, нанайцы, ненцы и другие северные народы в своих легендах упоминали о некоем ужасном существе называемом «хет», которое являлось восставшим из могилы человеком без сердца.
В северомонгольских летописях X-XII вв. упоминается о том, что племена древних скифов использовали в боях «людей без души», ужасных своим видом и не знающих жалости. Такие полулюди назывались кадиле, и отношение к ним скифов тоже было очень жестоким.
А племена на юге Тувы ещё в начале прошлого века вынимали из груди умерших сородичей сердце, чтобы те не стали слугами «чёрного шамана».
Михаил Семёнович Некрасов, этнограф и исследователь из Томска описывал странного вида человека, которого он встретил в 1905 году. Этот человек прислуживал тунгусскому шаману Сазыргелю, причём слуга понимал своего хозяина по одному лишь взгляду. Внешность человека не позволяла определить его возраст, а лицо его было сморщенным и покрытым мелкими трещинами, наподобие разлезшейся на сапогах коже. На вопрос Некрасова, что это за человек, Сазыргель ответил ему, что этого недостойного отдали духам великого шамана…
Интересный факт поведал Дмитрий Караваев, врач из Иркутска, который в 1924-1929 году работал в камчатском посёлке Пала-На. Однажды в благодарность за исцеление один из старейшин рода рассказал врачу о составе зелья, при помощи которого можно воскресить мёртвого человека.
Жители Гаити и в наше время утверждают, что видели оживших покойников, и даже узнают в них своих родственников или знакомых. Однако в действительности это «ходячие трупы», без эмоций и желаний.
Сам процесс превращения человека в зомби колдунами вуду держится в строгом секрете, и для приобретения себе такого слуги подходят только свежие трупы, которые не более нескольких дней пролежали в могиле. Поэтому спасающие своих усопших от такой участи родственники бетонируют могилы или дежурят около неё несколько дней, чтобы колдун не смог забрать душу покойного.
Жители Гаити уверены, что причиной причинной оживления покойников является сильная магия и колдовство. Но специалисты, изучающие феномен появления зомби считают, что главную роль в процессе этого превращения человека в безвольную куклу является яд тетродотоксин, который содержит рыба-шар (он имеется также и у рыбы-фуго). Приготовленное колдуном снадобье с этим веществом подсыпается неугодному человеку, или просто тому, кто по физическим показателям годится для работы на поле. Вызываемый тетродотоксином паралич приводит к полному угнетению всех функций организма человека, и даже опытный врач не в силах отличить жертву зомбирования от покойника. Судя по всему, если в течение нескольких дней после погребения забрать такого человека из могилы, то его при помощи специальных снадобий и методик можно вернуть к жизни, но это уже будет существование на уровне рефлексов, поскольку способы вернуть «зомби» к полноценной жизни неизвестны.
P.S. В дополнение к вышеописанному хотелось бы добавить, что и на данный момент используемые африканскими колдунами зелья неизученного состава обладают настолько мощным действием на нервную систему, что могут привести к полному её истощению и последующей гибели человека по непонятным причинам. Поэтому приезжающих на заработки в Африку людей предупреждают, что вступать в конфликты с местным населением, и принимать от них какие-либо угощения не рекомендуется.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru