Вход / Регистрация
15.11.2024, 17:20
Скоро "Карнавальная ночь"
В этом году мировой кинематограф понес тяжелую утрату - скончался всеми любимый режиссер Эльдар Рязанов. Но так как впереди Новый год, мы постараемся не грустить - лучше вспомним его самый первый фильм и, пожалуй, самый первый новогодний фильм - "Карнавальную ночь".
Едва появившись, фильм был тут же "разобран" на цитаты. И сегодня, по прошествии десятков лет (в следующем году фильм будет справлять 60-летний юбилей), он остается одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий.
...Закончив в 1955 г. работу над музыкальной картиной "Весенние голоса", молодой режиссер Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма "Встречи на Камчатке".
Однако директор "Мосфильма" И.А.Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию Б. Ласкина и В. Полякова, который три года пылился на полках "Мосфильма".
Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом - сценарий не вызывал у режиссера особого воодушевления. По существу, это было эстрадное кинообозрение, вместо живых людей сценарий населяли маски. Четыре раза Рязанов отказывался, но Пырьев проявил настойчивость.
Смирившись, Рязанов приступил к разработке режиссерского сценария, хотя это не могло спасти положение. Он скажет впоследствии: "Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей".
Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность.
На эту роль Рязанов пробовал многих артистов, пока не остановился на кандидатуре Петра Константинова. Но Пырьев, увидев пробу, забраковал ее категорически: "Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!"
Это предложение повергло Рязанова в полную панику. Знаменитый актер театра и кино Ильинский был классиком сценического искусства. А вдруг он станет навязывать ему свои решения? И пока Ильинский читал сценарий, Рязанов молил в душе: "Хорошо бы отказался!"
"Накануне встречи с актером я выработал программу - как вести себя со знаменитостью, - пишет в своей книге Рязанов. - К моему глубокому изумлению, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства".
Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссеру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.
Роль Огурцова - роль остросатирическая, во многом близкая знаменитому Бывалову из "Волги-Волги". Ильинский боялся самоповтора. Рязанов предложил актеру играть бюрократа новой формации: "Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло.
Он инициативен... открыт, прост... демократичен без панибратства и фамильярности. В нем есть все качества, которые мы требуем от положительного героя. Но при всем том Огурцов - законченный дурак".
Ильинский прекрасно справился с ролью Огурцова. Но зрители восприняли как главную героиню и Лену Крылову - Людмилу Гурченко. Это тем более удивительно, что в сценарии эта роль драматургически тусклая.
Как бы то ни было, сегодня-то сделанный выбор кажется безошибочным, а рекордное число просмотров (48,64 млн.) и десятилетиями не остывающая любовь к картине публики являются неоспоримыми фактами.
Да и сам Пырьев, рекомендуя Ильинского, исходил, возможно, не только из соображений в том духе, что "при гротесковом, буффонном решении сила сатиры увеличивается".
Ильинский стал создателем собирательного образа "бюрократа по-советски". И не просто "бюрократа по- советски", а времен крепнущего "культа личности" со всеми вытекающими последствиями.
Тем важнее было продемонстрировать многомиллионной аудитории серьезные метаморфозы, каким типаж подвергся уже в первые годы "оттепели". Вот и получается, что "Карнавальная ночь" остается куда более точным документом той недолгой, но незабываемой эпохи, чем иные "официальные" произведения, санкционированные чуть ли не лично Хрущевым.
Что касается Людмилы Гурченко, то когда весной 1956 г. 20-летняя студентка института кинематографии пробовалась на роль Лены Крыловой, ее задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма "Возраст любви".
Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. Но в те времена главным все же была внешность актрисы.
Людмилу снимал один из помощников главного оператора, и снял неудачно. Костюм случайный, проба наспех. Кандидатура Гу рченко даже не рассматривалась на худсовете. В дело, однако, вмешался счастливый случай в лице того же Пырьева.
"Я шла по коридору студии "Мосфильма", - пишет Гурченко. - На лице у меня было написано: "Все хочу, все могу, всех люблю, все нравятся". Навстречу шел... Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше задрала подбородок.
Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька.
- Стойте. - Он развернул меня к свету. - Я вас где-то видел.
- Я пробовалась в "Карнавальной ночи".
- А-а, вспомнил. Вы пели..."
Пырьев привел Гурченко в павильон, где снимался фильм, и попросил опытного оператора А. Кальцатого снять ее получше: "Поработай над портретом - и будет человек". Так Гурченко попала в "Карнавальную ночь".
После "Карнавальной ночи" Гурченко стала "эталоном девушки СССР". Талия - 48 см, легкая химическая завивка. А об этом модном атрибуте - муфте - тогда мечтала каждая советская модница.
Когда начались съемки, Пырьев отсматривал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так "кабинет Огурцова" - первая встреча с бюрократом - был переснят трижды, пока результат не удовлетворил директора "Мосфильма".
Если же эпизод Пырьеву нравился, он не боялся похвалить режиссера.
"Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику, - рассказывает Рязанов. - Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался - страшился Пырьева.
Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Пырьев был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня "тихим упрямцем", продолжал упорствовать и добивался своего".
Пырьев давал важные советы о ритме и темпе комедии, сам прослушивал музыку Анатолия Лепина. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела.
Лепин написал такую замечательную песню о любви! Но Пырьев прослушал ее и сказал: "Песня очень хорошая, но не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте". Тема этой песни звучит в музыкальном номере "Танец с зонтиками".
"Многое было впервые, - пишет в своей книге Гурченко. - Звукооператор В.Зорин записал меня в "Песне о хорошем настроении" отдельно от оркестра. Сбежались смотреть все работники звукоцеха.
В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а я пела под простейший наушник, слушая оркестр, а поддерживала меня и вдохновляла музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина".
Вместе с художниками К. Ефимовым и О. Гроссе молодой режиссер по-новому подошел к организации съемочного пространства. Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето.
Театры разъехались на гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе Театра Советской Армии.
Многое из образных решений рождалось в процессе съемки, импровизационно.
Например, эпизод с горе-лектором по астрономии (Сергей Филиппов): "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела". Тогда развертывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний.
Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать где угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в "Карнавальной ночи", можно сказать, из жизни.
Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой. Рязанов показал мэтрам отрывки. Уважаемые режиссеры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный.
Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остается, - закончить скорее съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссера и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки. При этом картину завершили в рекордный по тем временам срок - за пять месяцев.
В небольшом просмотровом зале студии шел показ материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце вечера Ильинский сказал Гурченко: "Чую... После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься..."
"Карнавальную ночь" никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря 1956 г. - под Новый год. При этом премьера "Карнавальной ночи" была всесоюзной - во всех крупных городах за три дня до Нового года.
Успех был ошеломительным. Чтобы попасть на сеанс, зрителям приходилось простаивать в очереди по нескольку часов.
Впрочем, на такой фурор никто не рассчитывал. Ведь режиссер был никому не известным документалистом, сыном политзаключенного. А в главной роли - второкурсница ВГИКа с харьковским говорком...
При этом фильм был обречен на успех: Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен... Обаятельные молодые актеры, созвездие известных комиков. Отличная актерская молодежь, которая все умеет - поет, танцует, ведет себя естественно, непринужденно.
В фильме очень много смешных ситуаций, искрометного юмора, полное ощущение новогоднего праздника, пусть вся история происходит внутри клуба и мы не видим такого немаловажного атрибута Нового года, как снег, но атмосфера фильма просто пропитана торжеством.
При этом, как отмечали критики, молодой режиссер проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями Огурцова или лирической вставкой.
Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой, и все это восходило к ощущению "общей радости", которое, по меткому замечанию Неи Зоркой, "словно рвалось наружу из картины".
Критики и журналисты не скупились на похвалы не только актерам, но и Рязанову. Появился режиссер, которого сама судьба обязывает делать комедийное кино.
Несмотря на то, что фильм не анонсировали, он стал хитом следующего года, его посмотрели почти 50 млн зрителей. Впрочем, несмотря на солидный возраст, кинолента и сейчас продолжает собирать миллионы поклонников, но уже у цветных, а не черно-белых экранов.
Недаром его практически сразу же назвали культовой советской комедией. И заслуженно.
В этом фильме нет повода для грусти ни на минуту, даже когда и.о. директора клуба, выступая в роли "медведя на балу" всячески пытается сорвать веселое представление, ведь тягаться с молодежью в таких ситуациях просто бессмысленно...
Просмотрев в очередной раз этот фильм, понимаешь, хорошо, что сейчас не то время, когда многое запрещали и нужен был "сурьез", а каким будет праздник, будет зависеть только от нас самих.
Закончить хотелось бы финальным диалогом из фильма: "С Новым Счастьем!", "А будет оно?". И тут хочется только добавить: "Конечно, будет!"
Едва появившись, фильм был тут же "разобран" на цитаты. И сегодня, по прошествии десятков лет (в следующем году фильм будет справлять 60-летний юбилей), он остается одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий.
...Закончив в 1955 г. работу над музыкальной картиной "Весенние голоса", молодой режиссер Эльдар Рязанов подал заявку на постановку фильма "Встречи на Камчатке".
Однако директор "Мосфильма" И.А.Пырьев предложил ему снять комедию по сценарию Б. Ласкина и В. Полякова, который три года пылился на полках "Мосфильма".
Рязанов хотел посвятить себя драме и ответил отказом - сценарий не вызывал у режиссера особого воодушевления. По существу, это было эстрадное кинообозрение, вместо живых людей сценарий населяли маски. Четыре раза Рязанов отказывался, но Пырьев проявил настойчивость.
Смирившись, Рязанов приступил к разработке режиссерского сценария, хотя это не могло спасти положение. Он скажет впоследствии: "Я должен был придать действию столь стремительный темп, чтобы зритель не заметил фабульных и всяких иных несоответствий и несообразностей".
Самой важной фигурой Рязанов считал бюрократа Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность.
На эту роль Рязанов пробовал многих артистов, пока не остановился на кандидатуре Петра Константинова. Но Пырьев, увидев пробу, забраковал ее категорически: "Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!"
Это предложение повергло Рязанова в полную панику. Знаменитый актер театра и кино Ильинский был классиком сценического искусства. А вдруг он станет навязывать ему свои решения? И пока Ильинский читал сценарий, Рязанов молил в душе: "Хорошо бы отказался!"
"Накануне встречи с актером я выработал программу - как вести себя со знаменитостью, - пишет в своей книге Рязанов. - К моему глубокому изумлению, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства".
Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссеру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.
Роль Огурцова - роль остросатирическая, во многом близкая знаменитому Бывалову из "Волги-Волги". Ильинский боялся самоповтора. Рязанов предложил актеру играть бюрократа новой формации: "Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло.
Он инициативен... открыт, прост... демократичен без панибратства и фамильярности. В нем есть все качества, которые мы требуем от положительного героя. Но при всем том Огурцов - законченный дурак".
Ильинский прекрасно справился с ролью Огурцова. Но зрители восприняли как главную героиню и Лену Крылову - Людмилу Гурченко. Это тем более удивительно, что в сценарии эта роль драматургически тусклая.
Как бы то ни было, сегодня-то сделанный выбор кажется безошибочным, а рекордное число просмотров (48,64 млн.) и десятилетиями не остывающая любовь к картине публики являются неоспоримыми фактами.
Да и сам Пырьев, рекомендуя Ильинского, исходил, возможно, не только из соображений в том духе, что "при гротесковом, буффонном решении сила сатиры увеличивается".
Ильинский стал создателем собирательного образа "бюрократа по-советски". И не просто "бюрократа по- советски", а времен крепнущего "культа личности" со всеми вытекающими последствиями.
Тем важнее было продемонстрировать многомиллионной аудитории серьезные метаморфозы, каким типаж подвергся уже в первые годы "оттепели". Вот и получается, что "Карнавальная ночь" остается куда более точным документом той недолгой, но незабываемой эпохи, чем иные "официальные" произведения, санкционированные чуть ли не лично Хрущевым.
Что касается Людмилы Гурченко, то когда весной 1956 г. 20-летняя студентка института кинематографии пробовалась на роль Лены Крыловой, ее задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма "Возраст любви".
Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. Но в те времена главным все же была внешность актрисы.
Людмилу снимал один из помощников главного оператора, и снял неудачно. Костюм случайный, проба наспех. Кандидатура Гу рченко даже не рассматривалась на худсовете. В дело, однако, вмешался счастливый случай в лице того же Пырьева.
"Я шла по коридору студии "Мосфильма", - пишет Гурченко. - На лице у меня было написано: "Все хочу, все могу, всех люблю, все нравятся". Навстречу шел... Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше задрала подбородок.
Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька.
- Стойте. - Он развернул меня к свету. - Я вас где-то видел.
- Я пробовалась в "Карнавальной ночи".
- А-а, вспомнил. Вы пели..."
Пырьев привел Гурченко в павильон, где снимался фильм, и попросил опытного оператора А. Кальцатого снять ее получше: "Поработай над портретом - и будет человек". Так Гурченко попала в "Карнавальную ночь".
После "Карнавальной ночи" Гурченко стала "эталоном девушки СССР". Талия - 48 см, легкая химическая завивка. А об этом модном атрибуте - муфте - тогда мечтала каждая советская модница.
Когда начались съемки, Пырьев отсматривал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так "кабинет Огурцова" - первая встреча с бюрократом - был переснят трижды, пока результат не удовлетворил директора "Мосфильма".
Если же эпизод Пырьеву нравился, он не боялся похвалить режиссера.
"Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику, - рассказывает Рязанов. - Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался - страшился Пырьева.
Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Пырьев был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня "тихим упрямцем", продолжал упорствовать и добивался своего".
Пырьев давал важные советы о ритме и темпе комедии, сам прослушивал музыку Анатолия Лепина. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела.
Лепин написал такую замечательную песню о любви! Но Пырьев прослушал ее и сказал: "Песня очень хорошая, но не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте". Тема этой песни звучит в музыкальном номере "Танец с зонтиками".
"Многое было впервые, - пишет в своей книге Гурченко. - Звукооператор В.Зорин записал меня в "Песне о хорошем настроении" отдельно от оркестра. Сбежались смотреть все работники звукоцеха.
В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а я пела под простейший наушник, слушая оркестр, а поддерживала меня и вдохновляла музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина".
Вместе с художниками К. Ефимовым и О. Гроссе молодой режиссер по-новому подошел к организации съемочного пространства. Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето.
Театры разъехались на гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе Театра Советской Армии.
Многое из образных решений рождалось в процессе съемки, импровизационно.
Например, эпизод с горе-лектором по астрономии (Сергей Филиппов): "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела". Тогда развертывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний.
Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать где угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в "Карнавальной ночи", можно сказать, из жизни.
Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой. Рязанов показал мэтрам отрывки. Уважаемые режиссеры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный.
Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остается, - закончить скорее съемки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссера и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки. При этом картину завершили в рекордный по тем временам срок - за пять месяцев.
В небольшом просмотровом зале студии шел показ материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце вечера Ильинский сказал Гурченко: "Чую... После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься..."
"Карнавальную ночь" никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря 1956 г. - под Новый год. При этом премьера "Карнавальной ночи" была всесоюзной - во всех крупных городах за три дня до Нового года.
Успех был ошеломительным. Чтобы попасть на сеанс, зрителям приходилось простаивать в очереди по нескольку часов.
Впрочем, на такой фурор никто не рассчитывал. Ведь режиссер был никому не известным документалистом, сыном политзаключенного. А в главной роли - второкурсница ВГИКа с харьковским говорком...
При этом фильм был обречен на успех: Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен... Обаятельные молодые актеры, созвездие известных комиков. Отличная актерская молодежь, которая все умеет - поет, танцует, ведет себя естественно, непринужденно.
В фильме очень много смешных ситуаций, искрометного юмора, полное ощущение новогоднего праздника, пусть вся история происходит внутри клуба и мы не видим такого немаловажного атрибута Нового года, как снег, но атмосфера фильма просто пропитана торжеством.
При этом, как отмечали критики, молодой режиссер проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями Огурцова или лирической вставкой.
Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой, и все это восходило к ощущению "общей радости", которое, по меткому замечанию Неи Зоркой, "словно рвалось наружу из картины".
Критики и журналисты не скупились на похвалы не только актерам, но и Рязанову. Появился режиссер, которого сама судьба обязывает делать комедийное кино.
Несмотря на то, что фильм не анонсировали, он стал хитом следующего года, его посмотрели почти 50 млн зрителей. Впрочем, несмотря на солидный возраст, кинолента и сейчас продолжает собирать миллионы поклонников, но уже у цветных, а не черно-белых экранов.
Недаром его практически сразу же назвали культовой советской комедией. И заслуженно.
В этом фильме нет повода для грусти ни на минуту, даже когда и.о. директора клуба, выступая в роли "медведя на балу" всячески пытается сорвать веселое представление, ведь тягаться с молодежью в таких ситуациях просто бессмысленно...
Просмотрев в очередной раз этот фильм, понимаешь, хорошо, что сейчас не то время, когда многое запрещали и нужен был "сурьез", а каким будет праздник, будет зависеть только от нас самих.
Закончить хотелось бы финальным диалогом из фильма: "С Новым Счастьем!", "А будет оно?". И тут хочется только добавить: "Конечно, будет!"