Вход / Регистрация
22.11.2024, 05:09
Под созвездием большого лося: тайны кулайского мироздания
Случайная находка на горе Кулайка в начале прошлого века породила целую серию открытий народа, известного теперь по всему мира за счет своих бронзовых уникальных изделий ранней железной эпохи. О некогда существовавшем народе, чьи потомки до сих пор живут по всей Сибири, — в этом материале.
В Томском областном краеведческом музее и раньше выставляли предметы быта культуры кулайцев, но эта экспозиция стала самой масштабной. Здесь представлены украшения, оружие, керамическая посуда и многое другое. Кроме того, на выставке собрали работы и наших современников, которые для создания своих картин черпали вдохновение в культуре древних народов.
Самым необычным и загадочным остается то, что простые охотники и рыбаки могли две тысячи лет назад делать красивые и утонченные вещи, сохранившиеся до наших времен.
По словам Людмилы Тимофеевой, автора выставки и специалиста музея, случайная находка на горе Кулайка, всегда считавшейся у местных жителей священной, породила целую серию открытий. Мир узнал о древних поселенцах почти 100 лет назад, когда в 1920 году во время пахотных работ у села Подгорное было найдено два котла скифского типа. В одном из них местные жители обнаружили около 200 бронзовых отливок, на которых были изображены мифические животные, древовидные растения, стрелы и многое другое.
На горе и до этого находили монеты, драгоценности, датируемые XVII– XVIII веками, но ничего столь крупного никогда не встречалось. Через два года после этого, сотрудник образованного в то же время Томского краеведческого музея Иван Мягков выехал в село и собрал все то, что к тому моменту оставалось. По словам сотрудницы музея, местные жители рассказывали историку, что помимо бронзовых изделий там были и серебряные, но их к приезду Ивана Михайловича уже не было.
– Надо отдать ему должное, так как он был первым, кто ввел в научный оборот понятие кулайской культуры. Позднее название было изменено на кулайское культурно-историческое общество. Это понятие более объемное, так как здесь в первую очередь идет речь о расширении границ обитания древнего народа на основе обнаружения памятников всей культуры. Ведь со временем следы кулайской культуры были найдены в Кемеровской, Новосибирской областях и Хакасии. А если смотреть по карте, то они занимали площадь от нижнего Приобья до предгорья Алтая, и от Иртыша до Енисея.
В фонд музея попали самые яркие экземпляры кулайского литья. Сами работники это считают большой удачей, так как более поздние находки, сделанные в 70–90-х годах, лишь дополняли образ всей некогда существовавшей культуры. Теперь уже точно известно, что просуществовали кулайцы около тысячи лет, с середины первого тысячелетия до н. э. и по пятый век н.э.
И первые, и последующие находки помогли понять образ жизни того времени. В эпоху раннего железа, к которому относится кулайский период, люди занимались охотой и рыбалкой. Исследуя культурный слой, археологи узнали, что кулайцы вели оседлый образ жизни. На музейной выставке представлены грузила, наконечники гарпунов, а также стрелы из железа, но большая часть из них сделана из костей. Несмотря на то, что органика очень сильно разрушается, до наших дней они дошли в очень хорошем состоянии благодаря обработке, которой их подвергли древние мастеровые. Кроме того, на раскопках были найдены и «кельты» — топоры, которые, в отличие от современных, внутри полые. Есть и более привычные предметы быта — пряльницы, используемые для плетения сетей и деталей одежды.
Удивительно, что, несмотря на отсутствие элементарных дорог, и других путей сообщения, историками были обнаружены памятники, связывающие кулайцев с другими жителями того времени: тагарами из Минусинской котловины, и Большереченская культура Лихостепного Алтая. Это говорит о связи между народами, жившими на земле в глубокой древности.
Кулайская культура во многом повлияла на мир того времени. По словам сотрудницы музея, развитие истории не прямолинейно: люди не всегда учитывают ошибки своих предков.
– Многое, к сожалению, было утрачено. Даже если сравнивать необыкновенное, зачастую ажурное кулайское литье с другими скифскими и тагарскими поделками, то мы увидим тех же духов-помощников, но сделанных заметно грубее. Если говорить об оружии, то очевидно главное отличие кулайских стрел от прочих — ракетообразная форма. По мнению специалистов по баллистике, это является оптимальной формой для максимальной дальности полета и точности. То есть 2 тыс. 500 лет назад эти люди уже понимали, как сделать идеальную стрелу. Но со временем знание было утрачено. Этому поспособствовало появление железных бронебойных наконечников для стрел.
Начиная с III века нашей эры кулайцы стали активно мигрировать во всех направлениях. Характерные черты культуры сохранились в Томской области и в наши дни. Ученые до сих пор спорят о том, кто является прямым наследником: селькупы или ханты. Принадлежность и к тем, и к другим народам хорошо просматривается по памятникам архитектуры, которые периодически находят во время раскопок. Это, по мнению Людмилы Тимофеевой, говорит о том, что, даже несмотря на различие в языке, оба народа являются потомками в равной степени. Сказки, легенды и мифы хантов и селькупов схожи между собой. Такие устные исторические памятники помогают им лучше понять народ, некогда здесь живший.
– Название кулайцам дано по месту обнаружения находки, но как они сами себя называли, как их называли соседи — неизвестно. Проблема в том, что люди того времени не оставили после себя каких-то письменных артефактов. Скифы, к примеру, тоже не знали письменности, но о них многое осталось в книгах и трактатах от их соседей того времени. А сами они оставили те же памятники, что и кулайцы, — рассказывает историк.
«Зверь, охраняющий землю мертвецов»
Самым главным наследием кулайцев считается культовое бронзовое литье. На выставке собраны подделки в виде голов людей, птиц, бобров и не менее сложные изображения обитателей мира духов. Ассимиляция с другими древними племенами так же прослеживается и в этих изделиях. Было найдено огромное количество изображений лосевидных существ. Людмила Тимофеева называет их так, потому что если на одних вполне четко прорисовано животное, то на других — лишь приблизительный образ. На территории Томской области есть косули и олени, но здесь они не являются главными животными. Присутствие их на бронзовых поделках говорит о том, что они, скорее всего, были созданы потомками из тагарцев.
– Наша выставка не зря называется «Под созвездием большого Лося». Очень редко бывает, что образ какого-то явного животного прослеживается на большом количестве работ сразу. Лось может выступать здесь и как жертва, и как почитаемое животное. У нас даже есть деревянный молот, который сделан в виде головы лося. Но есть и более необычный предмет — трехголовый лось.
По мнению ученых, верхняя голова животного этого артефакта изображала «верхний» мир. Подтверждением этой теории служит и тот факт, что еще совсем недавно, в 20–30-х годах прошлого столетия, созвездие, известное теперь каждому школьнику под названием «Большая медведица», называлось «Созвездие Лося». Средняя голова была миром реально существующим. А третья, с рогами, стилизованными под бивни, символизировала загробный мир. По многим мифам и сказаниям древних племен, лоси не умирали, а после перерождались и продолжали жить под землей. При этом рога у них становились бивнями. Архаичный мир наших предков объяснял это тем, что животному необходимо было рыть норы под землей и воевать. Предполагается, что кулайцы, а вместе с ними и другие народы, находили кости древних ископаемых — мамонтов. По одним только костям, ведь живых мамонтов никто не видел, людям приходилось находить объяснения их происхождения, пользуясь собственной фантазией. Примечательно, что слово «мамонт», в переводе с одного из старых языков, означает «Зверь, охраняющий землю покойников». Скорее всего, поэтому лось так же считался и духом-охранником входа в загробный мир.
В Томском областном краеведческом музее и раньше выставляли предметы быта культуры кулайцев, но эта экспозиция стала самой масштабной. Здесь представлены украшения, оружие, керамическая посуда и многое другое. Кроме того, на выставке собрали работы и наших современников, которые для создания своих картин черпали вдохновение в культуре древних народов.
Самым необычным и загадочным остается то, что простые охотники и рыбаки могли две тысячи лет назад делать красивые и утонченные вещи, сохранившиеся до наших времен.
По словам Людмилы Тимофеевой, автора выставки и специалиста музея, случайная находка на горе Кулайка, всегда считавшейся у местных жителей священной, породила целую серию открытий. Мир узнал о древних поселенцах почти 100 лет назад, когда в 1920 году во время пахотных работ у села Подгорное было найдено два котла скифского типа. В одном из них местные жители обнаружили около 200 бронзовых отливок, на которых были изображены мифические животные, древовидные растения, стрелы и многое другое.
На горе и до этого находили монеты, драгоценности, датируемые XVII– XVIII веками, но ничего столь крупного никогда не встречалось. Через два года после этого, сотрудник образованного в то же время Томского краеведческого музея Иван Мягков выехал в село и собрал все то, что к тому моменту оставалось. По словам сотрудницы музея, местные жители рассказывали историку, что помимо бронзовых изделий там были и серебряные, но их к приезду Ивана Михайловича уже не было.
– Надо отдать ему должное, так как он был первым, кто ввел в научный оборот понятие кулайской культуры. Позднее название было изменено на кулайское культурно-историческое общество. Это понятие более объемное, так как здесь в первую очередь идет речь о расширении границ обитания древнего народа на основе обнаружения памятников всей культуры. Ведь со временем следы кулайской культуры были найдены в Кемеровской, Новосибирской областях и Хакасии. А если смотреть по карте, то они занимали площадь от нижнего Приобья до предгорья Алтая, и от Иртыша до Енисея.
В фонд музея попали самые яркие экземпляры кулайского литья. Сами работники это считают большой удачей, так как более поздние находки, сделанные в 70–90-х годах, лишь дополняли образ всей некогда существовавшей культуры. Теперь уже точно известно, что просуществовали кулайцы около тысячи лет, с середины первого тысячелетия до н. э. и по пятый век н.э.
И первые, и последующие находки помогли понять образ жизни того времени. В эпоху раннего железа, к которому относится кулайский период, люди занимались охотой и рыбалкой. Исследуя культурный слой, археологи узнали, что кулайцы вели оседлый образ жизни. На музейной выставке представлены грузила, наконечники гарпунов, а также стрелы из железа, но большая часть из них сделана из костей. Несмотря на то, что органика очень сильно разрушается, до наших дней они дошли в очень хорошем состоянии благодаря обработке, которой их подвергли древние мастеровые. Кроме того, на раскопках были найдены и «кельты» — топоры, которые, в отличие от современных, внутри полые. Есть и более привычные предметы быта — пряльницы, используемые для плетения сетей и деталей одежды.
Удивительно, что, несмотря на отсутствие элементарных дорог, и других путей сообщения, историками были обнаружены памятники, связывающие кулайцев с другими жителями того времени: тагарами из Минусинской котловины, и Большереченская культура Лихостепного Алтая. Это говорит о связи между народами, жившими на земле в глубокой древности.
Кулайская культура во многом повлияла на мир того времени. По словам сотрудницы музея, развитие истории не прямолинейно: люди не всегда учитывают ошибки своих предков.
– Многое, к сожалению, было утрачено. Даже если сравнивать необыкновенное, зачастую ажурное кулайское литье с другими скифскими и тагарскими поделками, то мы увидим тех же духов-помощников, но сделанных заметно грубее. Если говорить об оружии, то очевидно главное отличие кулайских стрел от прочих — ракетообразная форма. По мнению специалистов по баллистике, это является оптимальной формой для максимальной дальности полета и точности. То есть 2 тыс. 500 лет назад эти люди уже понимали, как сделать идеальную стрелу. Но со временем знание было утрачено. Этому поспособствовало появление железных бронебойных наконечников для стрел.
Начиная с III века нашей эры кулайцы стали активно мигрировать во всех направлениях. Характерные черты культуры сохранились в Томской области и в наши дни. Ученые до сих пор спорят о том, кто является прямым наследником: селькупы или ханты. Принадлежность и к тем, и к другим народам хорошо просматривается по памятникам архитектуры, которые периодически находят во время раскопок. Это, по мнению Людмилы Тимофеевой, говорит о том, что, даже несмотря на различие в языке, оба народа являются потомками в равной степени. Сказки, легенды и мифы хантов и селькупов схожи между собой. Такие устные исторические памятники помогают им лучше понять народ, некогда здесь живший.
– Название кулайцам дано по месту обнаружения находки, но как они сами себя называли, как их называли соседи — неизвестно. Проблема в том, что люди того времени не оставили после себя каких-то письменных артефактов. Скифы, к примеру, тоже не знали письменности, но о них многое осталось в книгах и трактатах от их соседей того времени. А сами они оставили те же памятники, что и кулайцы, — рассказывает историк.
«Зверь, охраняющий землю мертвецов»
Самым главным наследием кулайцев считается культовое бронзовое литье. На выставке собраны подделки в виде голов людей, птиц, бобров и не менее сложные изображения обитателей мира духов. Ассимиляция с другими древними племенами так же прослеживается и в этих изделиях. Было найдено огромное количество изображений лосевидных существ. Людмила Тимофеева называет их так, потому что если на одних вполне четко прорисовано животное, то на других — лишь приблизительный образ. На территории Томской области есть косули и олени, но здесь они не являются главными животными. Присутствие их на бронзовых поделках говорит о том, что они, скорее всего, были созданы потомками из тагарцев.
– Наша выставка не зря называется «Под созвездием большого Лося». Очень редко бывает, что образ какого-то явного животного прослеживается на большом количестве работ сразу. Лось может выступать здесь и как жертва, и как почитаемое животное. У нас даже есть деревянный молот, который сделан в виде головы лося. Но есть и более необычный предмет — трехголовый лось.
По мнению ученых, верхняя голова животного этого артефакта изображала «верхний» мир. Подтверждением этой теории служит и тот факт, что еще совсем недавно, в 20–30-х годах прошлого столетия, созвездие, известное теперь каждому школьнику под названием «Большая медведица», называлось «Созвездие Лося». Средняя голова была миром реально существующим. А третья, с рогами, стилизованными под бивни, символизировала загробный мир. По многим мифам и сказаниям древних племен, лоси не умирали, а после перерождались и продолжали жить под землей. При этом рога у них становились бивнями. Архаичный мир наших предков объяснял это тем, что животному необходимо было рыть норы под землей и воевать. Предполагается, что кулайцы, а вместе с ними и другие народы, находили кости древних ископаемых — мамонтов. По одним только костям, ведь живых мамонтов никто не видел, людям приходилось находить объяснения их происхождения, пользуясь собственной фантазией. Примечательно, что слово «мамонт», в переводе с одного из старых языков, означает «Зверь, охраняющий землю покойников». Скорее всего, поэтому лось так же считался и духом-охранником входа в загробный мир.
 
Источник: http://tomsk.rusplt.ru