Вход / Регистрация
24.11.2024, 19:50
Кунсткамера - самый необычный музей в России
31 января исполнилось 302 года, как была организована Петербургская Кунсткамера - первый и самый, возможно, необычный музей в России. Учредил ее, естественно, Петр I, и сегодня она носит имя Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук.
С ним и его удивительными экспонатами, многие из которых уникальны, связано немало загадочных и даже мистических историй.
Название музея произошло от немецкого слова "Kunstkammer", что означает "палата искусств". Это термин, применяемый в эпоху Возрождения к типу коллекций не только картин, но и любых редкостей.
Подобное название связано с тем, что в этом здании должна была расположиться, помимо всего прочего, коллекция "монстров и раритетов", собранная Петром I. Музей предназначался для научных занятий и распространения научных знаний.
В основу коллекции "кунштов" (редкостей) легла экспозиция из анатомических и зоологических препаратов, перевезенная в 1712 г. по указу Петра I из Москвы в Санкт-Петербург из Аптекарской канцелярии. Коллекция состояла из "нескольких сот в склянках сохраненных рыб, гадов и насекомых".
Петр сам привез и первые этнографические экспонаты: полученную им в Копенгагенском музее половину окаменелого хлеба и датскую деревянную обувь.
Во время похода в Персию государь не забывал о Кунсткамере и велел отослать для музея деревянное блюдо с серебряным ключом города Дербента.
По приказу Петра сюда были доставлены медные ядра, которыми в 1723 г. стреляли кизылбаши у персидского города Зинзили по русским судам.
Вещи короля Швеции Карла XII, убитого бомбой при осаде Фредериксхалля, так же, вероятно, попали в Кунсткамеру благодаря Петру I.
Это были шпоры короля, его прогулочная трость и золотой кубок, из которого Карл XII пил незадолго до гибели (кубок был продан за границу в 30-е гг. ХХ в. за 57,5 долларов), перчатки князя Шверина (он находился рядом с королем), обагренные кровью Карла XII, а так же нож с ножнами королевского повара, взятого в плен под Полтавой.
В 1716 г. в Кунсткамеру поступило собрание А.Себы, состоявшее из препарированных "животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост- и Вест-Индии".
В 1717 г. Музей пополнился знаменитым анатомическим кабинетом Фредерика Рюйша, профессора-бальзамировщика. Петр познакомился с Рюйшем в 1697 г. во время поездки в Голландию.
Он слушал в Амстердаме его лекции и осматривал кабинет с препаратами, которые "так хорошо сохраняются в спирте, что кажутся живыми".
В 1717 г. Петр приобрел у Рюйша его анатомическую коллекцию за 30 тысяч гульденов золотом. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями.
Разработанный Рюйшем способ инъецирования, называвшийся в XVIII в. "рюйшевским искусством", состоял в следующем: он наполнял особенным, окрашенным и отвердевающим составом, кровеносные сосуды органов человеческого тела.
Стенки сосудов, наполненных составом, при этом не разрушались, а окрашенная масса, просвечивая через кожный покров, создавала видимость естественного прижизненного оттенка. Детские головки, детские ручки и ножки, инъецированные Рюйшем, дают об этом представление.
В собрании много препаратов внутренних органов человека, есть и мумифицированные экспонаты. До нашего времени без особых изменений сохранилось свыше 900 препаратов Рюйша, многие из них не утратили и своей научной ценности.
В тератологическую коллекцию входят уроды человеческие (сросшиеся близнецы в области головы, груди, живота, спины, таза, двуликие (янусовидные) уроды, с одним глазом (циклопы), с заячьей губой, с не разделившимся головным мозгом, с одной ногой (сирены) и др., а так же животные, например, двухголовый теленок, курица с четырьмя ногами и т.п.
Анатомы того времени, изучавшие монстров, работали в Круглом зале - "Анатомическом театре" нижнего этажа Кунсткамеры. Здесь же проводились доклады и диспуты академиков-анатомов.
В связи с тем, что Петр интересовался практическим приложением анатомии - хирургией, то он сам проводил там некоторые простейшие операции; в Музее хранятся медицинские и анатомические инструменты, которыми пользовался государь. Часто он удалял зубы у разных людей; коллекция зубов, выдернутых Петром I, сохранилась до наших дней.
Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада. В Петербург доставили так же книги из царской библиотеки и математические, физические, хирургические и другие приборы и инструменты. Вещи и книги и книги разместили в покоях Летнего дворца на Фонтанке.
Позже царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.
Очень скоро Кунсткамера стала одной из достопримечательностей новой столицы России. Побывать там считали за обязанность все родовитые дворяне и гости столицы.
С 1714 г. вещи начали приводить в порядок, одновременно приобретались новые коллекции и книги. В том же 1714 г. коллекции смогли осматривать посетители, а читатели брали книги из библиотеки.
Постепенно коллекции стало тесно в покоях Летнего дворца, поэтому в 1718-1719 гг. коллекции перевезли в Кикины палаты на Васильевском острове - Каменный дом вельможи А.В. Кикина.
Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.
Кстати, не случайно для расположения "кабинета редкостей" был избран именно Васильевский остров.
Легенда гласит, что именно там на глаза Петру попалась аномальная сосна. Одна из ее веток вросла в ствол, образуя петлю наподобие ручки от кружки. Ветку вместе с куском ствола аккуратно отпилили, и она тоже стала одним из экспонатов Кунсткамеры.
Коллекции показывали всем желающим бесплатно, Петр желал "чтобы люди смотрели и учились". Для привлечения народа устраивали угощения, на эти нужды отводилась огромная сумма - 400 рублей в год.
(При Анне Иоановне "знатнейших гостей угощали кофием, венгерским вином, цукербродом или другими напитками и закусками". Представителей нижних сословий проводили по экспозициям с рассказом о коллекциях, показ Кунсткамеры с объяснением сохранился и во времена правления Екатерины II.)
Как-то Петр привез из Франции великана Николя Буржуа. Рост Буржуа составлял 226,7 см. Какое-то время Николя служил при царе в должности гайдука. После того как в 1724 г. он скончался от апоплексического удара, его скелет и сердце передали в Кунсткамеру.
Встречались среди экспонатов и живые люди. Шестнадцать лет при Кунсткамере прожил карлик Федор Игнатьев. Его рост составлял 126 см, но самое главное - на правой руке Федора и на ногах было всего по два пальца, из-за чего конечности напоминали клешни. Петр любил лично здороваться с карликом за руку.
Около полувека в подвале Кунсткамеры хранились в больших стеклянных сосудах со спиртовым раствором две человеческие головы - мужская и женская.
По одной из версий, мужская принадлежала бывшему возлюбленному Екатерины I Виллиму Монсу, а женская - бывшей любовнице Петра I, англичанке Марии Гамильтон.
Казнив любовника жены, Петр якобы заставил ее смотреть на его голову, насаженную на шест... Что же касается леди Гамильтон, то она была камер-фрейлиной при Екатерине.
Кроме Петра, у нее были шашни с его денщиком Иваном Орловым. Трижды Мария беременела от Орлова.
Дважды ей удавалось избавиться от плода, а на третий не получилось, и она убила новорожденного младенца, а тельце велела захоронить привратнику... Однако все вскрылось.
К тому же, при обысках у Гамильтон обнаружили ценности, украденные ею у императрицы. 14 марта 1719 г. Марию Гамильтон казнили на Троицкой площади, отрубив ей голову.
Голова Монса вроде бы до сих пор находится в запасниках Кунсткамеры. А вот голова Гамильтон загадочным образом исчезла.
При этом весь спирт из пробирки оказался выпит... Правда, есть версия, что пропавшая голова принадлежала вовсе не Марии, а пятнадцатилетнему подростку.
Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 г. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 г., когда Петра I уже не было в живых. Однако специальное музейное здание начали строить еще при Петре I в 1719 г.
Здесь так же планировалось разместить анатомический театр и библиотеку. Основу библиотеки составили частные книжные коллекции, в том числе и книги, принадлежавшие Петру I. В общей сложности строительство Кунсткамеры велось пятнадцать лет.
В 1724 г. по указу Петра I была основана Академия наук, которая расположилась так же в залах Кунсткамеры. Основание Академии Наук было непосредственно связано с реформами, которые Петр проводил во всех сферах жизни России. Академия Наук должна была стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением.
При Академии наук были организованы университет и гимназия. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства.
Так как Кунсткамера входила в состав Академии Наук, здесь трудились многие ученые. Среди них был Михаил Васильевич Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.
На протяжении XVIII в. Академия Наук отправляла экспедиции, прежде всего в Сибирь, обогатившие коллекции Кунсткамеры.
Музей постепенно стал арсеналом для работы ученых. Большинство коллекций Кунсткамеры связано с именами русских ученых и путешественников: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.Н. Миклухо-Маклая и многих других.
В 30-е гг. XIX в. на основе богатейших коллекций Кунсткамеры было создано семь специальных музеев, два из них (Этнографический и Анатомический) - были объединены в Музей Этнографии и Антропологии имени Петра Великого.
В Кунсткамере так же находятся: музей М.В.Ломоносова, он проработал в этом здании с 1741 по 1765 гг. и экспозиция, посвященная первой в России обсерватории, где среди прочих экспонатов можно увидеть знаменитый Готторпский глобус. (На сегодняшний день Кунсткамера насчитывает в своих фондах 1 880 700 единиц хранения.)
5 декабря 1747 г. в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование.
Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями.
Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие.
Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 г. здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через двести лет с момента пожара.
С пожаром в Кунсткамере связана одна таинственная легенда. Дело в том, что у скелета великана Буржуа во время пожара пропала голова.
Многие сотрудники музея (речь идет уже о нашем времени) стали жаловаться, что видят и слышат, как великан ходит по музейным залам и ищет свою потерянную голову. Тогда кому-то пришло в голову приставить к его скелету совершенно чужой череп. Вроде бы после этого привидение успокоилось...
С ним и его удивительными экспонатами, многие из которых уникальны, связано немало загадочных и даже мистических историй.
Название музея произошло от немецкого слова "Kunstkammer", что означает "палата искусств". Это термин, применяемый в эпоху Возрождения к типу коллекций не только картин, но и любых редкостей.
Подобное название связано с тем, что в этом здании должна была расположиться, помимо всего прочего, коллекция "монстров и раритетов", собранная Петром I. Музей предназначался для научных занятий и распространения научных знаний.
В основу коллекции "кунштов" (редкостей) легла экспозиция из анатомических и зоологических препаратов, перевезенная в 1712 г. по указу Петра I из Москвы в Санкт-Петербург из Аптекарской канцелярии. Коллекция состояла из "нескольких сот в склянках сохраненных рыб, гадов и насекомых".
Петр сам привез и первые этнографические экспонаты: полученную им в Копенгагенском музее половину окаменелого хлеба и датскую деревянную обувь.
Во время похода в Персию государь не забывал о Кунсткамере и велел отослать для музея деревянное блюдо с серебряным ключом города Дербента.
По приказу Петра сюда были доставлены медные ядра, которыми в 1723 г. стреляли кизылбаши у персидского города Зинзили по русским судам.
Вещи короля Швеции Карла XII, убитого бомбой при осаде Фредериксхалля, так же, вероятно, попали в Кунсткамеру благодаря Петру I.
Это были шпоры короля, его прогулочная трость и золотой кубок, из которого Карл XII пил незадолго до гибели (кубок был продан за границу в 30-е гг. ХХ в. за 57,5 долларов), перчатки князя Шверина (он находился рядом с королем), обагренные кровью Карла XII, а так же нож с ножнами королевского повара, взятого в плен под Полтавой.
В 1716 г. в Кунсткамеру поступило собрание А.Себы, состоявшее из препарированных "животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост- и Вест-Индии".
В 1717 г. Музей пополнился знаменитым анатомическим кабинетом Фредерика Рюйша, профессора-бальзамировщика. Петр познакомился с Рюйшем в 1697 г. во время поездки в Голландию.
Он слушал в Амстердаме его лекции и осматривал кабинет с препаратами, которые "так хорошо сохраняются в спирте, что кажутся живыми".
В 1717 г. Петр приобрел у Рюйша его анатомическую коллекцию за 30 тысяч гульденов золотом. Она представляла собой емкости с заспиртованными образцами биологических и анатомических отклонений. В частности, это были эмбрионы и младенцы, появившиеся на свет с различными патологиями.
Разработанный Рюйшем способ инъецирования, называвшийся в XVIII в. "рюйшевским искусством", состоял в следующем: он наполнял особенным, окрашенным и отвердевающим составом, кровеносные сосуды органов человеческого тела.
Стенки сосудов, наполненных составом, при этом не разрушались, а окрашенная масса, просвечивая через кожный покров, создавала видимость естественного прижизненного оттенка. Детские головки, детские ручки и ножки, инъецированные Рюйшем, дают об этом представление.
В собрании много препаратов внутренних органов человека, есть и мумифицированные экспонаты. До нашего времени без особых изменений сохранилось свыше 900 препаратов Рюйша, многие из них не утратили и своей научной ценности.
В тератологическую коллекцию входят уроды человеческие (сросшиеся близнецы в области головы, груди, живота, спины, таза, двуликие (янусовидные) уроды, с одним глазом (циклопы), с заячьей губой, с не разделившимся головным мозгом, с одной ногой (сирены) и др., а так же животные, например, двухголовый теленок, курица с четырьмя ногами и т.п.
Анатомы того времени, изучавшие монстров, работали в Круглом зале - "Анатомическом театре" нижнего этажа Кунсткамеры. Здесь же проводились доклады и диспуты академиков-анатомов.
В связи с тем, что Петр интересовался практическим приложением анатомии - хирургией, то он сам проводил там некоторые простейшие операции; в Музее хранятся медицинские и анатомические инструменты, которыми пользовался государь. Часто он удалял зубы у разных людей; коллекция зубов, выдернутых Петром I, сохранилась до наших дней.
Первоначально экспозиция была выставлена в Зеленом кабинете Летнего сада. В Петербург доставили так же книги из царской библиотеки и математические, физические, хирургические и другие приборы и инструменты. Вещи и книги и книги разместили в покоях Летнего дворца на Фонтанке.
Позже царь обещал денежное вознаграждение тем, кто сможет принести интересные экспонаты для коллекции.
Очень скоро Кунсткамера стала одной из достопримечательностей новой столицы России. Побывать там считали за обязанность все родовитые дворяне и гости столицы.
С 1714 г. вещи начали приводить в порядок, одновременно приобретались новые коллекции и книги. В том же 1714 г. коллекции смогли осматривать посетители, а читатели брали книги из библиотеки.
Постепенно коллекции стало тесно в покоях Летнего дворца, поэтому в 1718-1719 гг. коллекции перевезли в Кикины палаты на Васильевском острове - Каменный дом вельможи А.В. Кикина.
Прежний владелец их, вельможа Александр Кикин, был казнен за причастность к делу опального цесаревича Алексея.
Кстати, не случайно для расположения "кабинета редкостей" был избран именно Васильевский остров.
Легенда гласит, что именно там на глаза Петру попалась аномальная сосна. Одна из ее веток вросла в ствол, образуя петлю наподобие ручки от кружки. Ветку вместе с куском ствола аккуратно отпилили, и она тоже стала одним из экспонатов Кунсткамеры.
Коллекции показывали всем желающим бесплатно, Петр желал "чтобы люди смотрели и учились". Для привлечения народа устраивали угощения, на эти нужды отводилась огромная сумма - 400 рублей в год.
(При Анне Иоановне "знатнейших гостей угощали кофием, венгерским вином, цукербродом или другими напитками и закусками". Представителей нижних сословий проводили по экспозициям с рассказом о коллекциях, показ Кунсткамеры с объяснением сохранился и во времена правления Екатерины II.)
Как-то Петр привез из Франции великана Николя Буржуа. Рост Буржуа составлял 226,7 см. Какое-то время Николя служил при царе в должности гайдука. После того как в 1724 г. он скончался от апоплексического удара, его скелет и сердце передали в Кунсткамеру.
Встречались среди экспонатов и живые люди. Шестнадцать лет при Кунсткамере прожил карлик Федор Игнатьев. Его рост составлял 126 см, но самое главное - на правой руке Федора и на ногах было всего по два пальца, из-за чего конечности напоминали клешни. Петр любил лично здороваться с карликом за руку.
Около полувека в подвале Кунсткамеры хранились в больших стеклянных сосудах со спиртовым раствором две человеческие головы - мужская и женская.
По одной из версий, мужская принадлежала бывшему возлюбленному Екатерины I Виллиму Монсу, а женская - бывшей любовнице Петра I, англичанке Марии Гамильтон.
Казнив любовника жены, Петр якобы заставил ее смотреть на его голову, насаженную на шест... Что же касается леди Гамильтон, то она была камер-фрейлиной при Екатерине.
Кроме Петра, у нее были шашни с его денщиком Иваном Орловым. Трижды Мария беременела от Орлова.
Дважды ей удавалось избавиться от плода, а на третий не получилось, и она убила новорожденного младенца, а тельце велела захоронить привратнику... Однако все вскрылось.
К тому же, при обысках у Гамильтон обнаружили ценности, украденные ею у императрицы. 14 марта 1719 г. Марию Гамильтон казнили на Троицкой площади, отрубив ей голову.
Голова Монса вроде бы до сих пор находится в запасниках Кунсткамеры. А вот голова Гамильтон загадочным образом исчезла.
При этом весь спирт из пробирки оказался выпит... Правда, есть версия, что пропавшая голова принадлежала вовсе не Марии, а пятнадцатилетнему подростку.
Кунсткамера размещалась в Кикиных палатах вплоть до 1728 г. Новое, отдельное здание для нее выстроили лишь к 1734 г., когда Петра I уже не было в живых. Однако специальное музейное здание начали строить еще при Петре I в 1719 г.
Здесь так же планировалось разместить анатомический театр и библиотеку. Основу библиотеки составили частные книжные коллекции, в том числе и книги, принадлежавшие Петру I. В общей сложности строительство Кунсткамеры велось пятнадцать лет.
В 1724 г. по указу Петра I была основана Академия наук, которая расположилась так же в залах Кунсткамеры. Основание Академии Наук было непосредственно связано с реформами, которые Петр проводил во всех сферах жизни России. Академия Наук должна была стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением.
При Академии наук были организованы университет и гимназия. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства.
Так как Кунсткамера входила в состав Академии Наук, здесь трудились многие ученые. Среди них был Михаил Васильевич Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.
На протяжении XVIII в. Академия Наук отправляла экспедиции, прежде всего в Сибирь, обогатившие коллекции Кунсткамеры.
Музей постепенно стал арсеналом для работы ученых. Большинство коллекций Кунсткамеры связано с именами русских ученых и путешественников: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Н.Н. Миклухо-Маклая и многих других.
В 30-е гг. XIX в. на основе богатейших коллекций Кунсткамеры было создано семь специальных музеев, два из них (Этнографический и Анатомический) - были объединены в Музей Этнографии и Антропологии имени Петра Великого.
В Кунсткамере так же находятся: музей М.В.Ломоносова, он проработал в этом здании с 1741 по 1765 гг. и экспозиция, посвященная первой в России обсерватории, где среди прочих экспонатов можно увидеть знаменитый Готторпский глобус. (На сегодняшний день Кунсткамера насчитывает в своих фондах 1 880 700 единиц хранения.)
5 декабря 1747 г. в помещении Кунсткамеры случился пожар. Причиной вроде бы стало неисправное отопительное оборудование.
Полностью сгорела деревянная башня у западного крыла галереи, в котором располагалась обсерватория. Так, от Готторпского глобуса сохранились только дверца и металлический остов. Было также уничтожено несколько шкафов с этнографическими коллекциями.
Опасаясь, что огонь перекинется на все здание, служители выбросили часть документов, книг и экспонатов на улицу, и их растащили прохожие.
Оставшиеся экспонаты перевезли в находившиеся неподалеку дома Демидова и Строганова. Лишь в конце 1766 г. здание удалось отремонтировать и экспозиция вернулась на свое законное место. А башня была восстановлена заново только через двести лет с момента пожара.
С пожаром в Кунсткамере связана одна таинственная легенда. Дело в том, что у скелета великана Буржуа во время пожара пропала голова.
Многие сотрудники музея (речь идет уже о нашем времени) стали жаловаться, что видят и слышат, как великан ходит по музейным залам и ищет свою потерянную голову. Тогда кому-то пришло в голову приставить к его скелету совершенно чужой череп. Вроде бы после этого привидение успокоилось...