Вход / Регистрация
22.11.2024, 06:56
Король Артур и таинственный остров Авалон
Легенда об английском короле Артуре и его Круглом столе известна многим. Но происходило ли все это в действительности? И где же находился таинственный остров Авалон, где жил легендарный король? Существовал ли? Ведь его нет ни на одной карте. Оказывается, эти вопросы неразрывно связаны между собой.
В памяти человечества существуют три короля Артура - Артур из истории, из легенд и из рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI в.
К началу III в. римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V в. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Однако к 1600 г. завоевание основной части острова было завершено.
Об этих временах и повествуют истории об Артуре, который стал тем героем, что вел борьбу с завоевателями. Несмотря на ее неудачу, легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим.
На этом острове обитают эльфы и феи, там время течет столь медленно, что герои легенд и доселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет.
Вокруг легенды об Артуре ходило и ходит столько слухов, что впору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, он перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей.
Многие историки XIX в. объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически, считая, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы приводили относящуюся к XI в. подлинную историю об очень невысоком острове в Ла-Манше, защищенном дамбами и шлюзами. Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая вода покрыла остров. Так что и Авалон могла постигнуть та же судьба.
Совершенно неожиданно на эту тему высказался (хотя и в завуалированной форме) Ганс Христиан Андерсен. В довольно жутковатой сказке "Вен и Глен" он описывает два острова-близнеца. Однажды Вен был поглощен пучиной, и с тех пор жители Глена с ужасом ложились спать, ожидая, что сегодня ночью море придет и за ними.
И Глен действительно исчез, но потому, что слился с материком, соединенный с ним насыпными сооружениями. Такое могло произойти и с Авалоном, если он располагался близко от берегов Британии.
Впрочем, не только европейские ученые интересовались историей Авалона. М.А. Орлов в книге "История сношений человека с дьяволом" (1904) пишет, что Авалон часто описывали древние поэты Франции. В поэме о Вильгельме Курносом говорится, что Авалон был чрезвычайно богатым.
Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены драгоценными камнями, а крыши из золота.
Там процветала волшебная медицина, излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из старых романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, без забот и горестей. Само слово "Авалон" сближали со словами древнебретонского языка "Inis Afalon", что значит - "остров яблонь".
Различные мнения о таинственном острове высказывают и современные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают возможности раскрыть тайну Авалона. Однако небольшое аббатство Гластонбери на самом западе Великобритании дает ответ на многие вопросы: в нем английские археологи обнаружили могилу с телами Артура и его жены Гвиневеры.
Раскинувшись на обширных равнинах Сомерсета, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную, спускающуюся террасами вниз вулканическую скалу. Местность, окружающая город, раньше напоминала остров из-за бесчисленного множества болот, не осушавшихся до XVI в.
Следует отметить, что люди жили здесь еще с эпохи римского вторжения на острова. Полагают также, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал змеиный храм друидских жрецов.
В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь св. Михаила. Когда же его разрушило землетрясение, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов.
Считается, что в VI в. сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине.
Еще одна легенда связана с т.н. колодцем святого Грааля у подножия горы. Говорят, что в свое время святой Иосиф бросил сюда чашу, которой пользовался Иисус во время Тайной вечери.
Многие пытались найти драгоценный магический предмет, но это не удалось никому. В народных преданиях указывается, что Круглый стол короля Артура и распался-то только потому, что святой Грааль исчез из мира людей.
Сам колодец построен друидами из громадных каменных блоков, обработанных с величайшей тщательностью. Каждый день из него выливается 113 тыс.л. красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.
Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто по ночам местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища.
Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление НЛО, другие - магнетической энергии скальной породы.
Аббатство - уникальный исторический объект. В свое время здесь проводили обрядовые действия друиды, поклонявшиеся змеям. Затем их сменили римляне, а после их ухода здесь прочно осели ведьмовские общины (обитающие тут и сегодня).
Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (похоронивший Христа) переселился в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь.
На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он забыл его там, и посох превратился в дерево.
Оно пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой - Патрик - также жил и умер среди здешних монахов.
Датой основания монастыря принято считать 705 г. Именно тогда король Айне создал своим указом обитель, а в Х в. тут поселились бенедиктинцы.
Церковные руины относятся к XIII в. Они остались от храма, разрушенного в XVI в. по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с английским католицизмом.
Как место последнего упокоения Артура и его жены, Гластонбери приобрело известность с ХII в. До этого времени подлинность этого подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур - легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес. К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость лдегенды уже невозможно.
Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 г. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура.
В 1190 г. она была найдена. Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине - ниже современной кладки - еще более старую с имеющейся в ней полой камерой. Изумленному взору монахов предстали два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами.
В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом - 225 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.
Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение и поставить большой свинцовый крест с надписью: "Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур". В 1278 г. останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.
Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 г. Историко- археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Бонд и обнаружил остатки неизвестной часовни.
Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно построено согласно законам сакральной геометрии древних египтян, а позже масонов.
Однако Бонд имел неосторожность публично заявить, что все указания по поиску древностей он получал с помощью медиумов, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.
Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Бонд показал в своем отчете энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем.
Т.н. линия "лей" (место всплесков энергии неизвестного происхождения) соединяет два этих места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн - дословно "мертвая линия", или же "путь мертвых людей".
В английском фольклоре Тод Лайном обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир. Место захоронения Артура как раз располагается на этой линии.
Следующая попытка раскрыть загадку Гластонбери была предпринята в 20-х гг. ХХ в. Для лондонских ученых тайной за семью печатями продолжала оставаться древняя обсерватория (иначе - Звездный храм), находящаяся южнее аббатства.
Она представляет собой 12 огромных знаков Зодиака, искусно выложенных на земле. Описание этого объекта впервые встречается у Джона Ди (1527-1608) - знаменитого астролога и медиума королевы Елизаветы I.
И вот в 1929 г. Звездный храм заново изучила скульптор Кэтрин Мэлтвуд. Она была известна в кругу британской интеллигенции в первую очередь как иллюстратор "Высокой истории святого Грааля", - историко-мистического произведения, написанного в 1199 г. в Гластонбери. Тщательно исследовав астрологические фигуры, Мэлтвуд в работе "Храм звезд в Гластонбери" попыталась связать их с персонажами артуровского эпоса.
Так, магическую фигуру Мерлина она сопоставляет с созвездием Козерога; короля Артура - со Стрельцом, а Гвиневеру - с Девой. Само же аббатство Гластонбери - это знак Водолея, символизирующий собой приход новой просвещенной эпохи.
В конце ХХ в. английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились!
Ученые занимались не только черной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 г. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI вв., т.е. временем, когда жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось...
В памяти человечества существуют три короля Артура - Артур из истории, из легенд и из рыцарских романов, причем один образ плавно перетекает в другой. Поэтому отделить историческую правду от вымысла довольно трудно, учитывая древность сказаний, появившихся в VI в.
К началу III в. римляне завоевали Британские острова и владели ими до начала V в. Не прошло и полувека, как на Британию обрушились германские племена. Тогда племена бриттов и остатки потомков римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. Однако к 1600 г. завоевание основной части острова было завершено.
Об этих временах и повествуют истории об Артуре, который стал тем героем, что вел борьбу с завоевателями. Несмотря на ее неудачу, легенда отправляет раненого короля на волшебный остров Авалон, путь к которому открывается немногим.
На этом острове обитают эльфы и феи, там время течет столь медленно, что герои легенд и доселе, возможно, обитают в райском уголке, не ведая, что над планетой пронеслись полторы тысячи лет.
Вокруг легенды об Артуре ходило и ходит столько слухов, что впору окончательно запутаться. Кое-кто из мистиков Средневековья полагал, что Авалон пропал не в физическом, а в сакральном смысле этого слова. Подобно русскому Китежу, он перешел в иное магическое измерение и скрылся от глаз людей.
Многие историки XIX в. объясняли исчезновение Авалона куда более прозаически, считая, что причиной гибели острова было банальное наводнение. В подтверждение своей гипотезы приводили относящуюся к XI в. подлинную историю об очень невысоком острове в Ла-Манше, защищенном дамбами и шлюзами. Однажды после каких-то торжеств пьяная стража забыла их закрыть, и ничем не сдерживаемая вода покрыла остров. Так что и Авалон могла постигнуть та же судьба.
Совершенно неожиданно на эту тему высказался (хотя и в завуалированной форме) Ганс Христиан Андерсен. В довольно жутковатой сказке "Вен и Глен" он описывает два острова-близнеца. Однажды Вен был поглощен пучиной, и с тех пор жители Глена с ужасом ложились спать, ожидая, что сегодня ночью море придет и за ними.
И Глен действительно исчез, но потому, что слился с материком, соединенный с ним насыпными сооружениями. Такое могло произойти и с Авалоном, если он располагался близко от берегов Британии.
Впрочем, не только европейские ученые интересовались историей Авалона. М.А. Орлов в книге "История сношений человека с дьяволом" (1904) пишет, что Авалон часто описывали древние поэты Франции. В поэме о Вильгельме Курносом говорится, что Авалон был чрезвычайно богатым.
Стены его были сложены из какого-то особого камня, двери были из слоновой кости, жилища щедро разукрашены драгоценными камнями, а крыши из золота.
Там процветала волшебная медицина, излечивали самые ужасные болезни и раны. В одном из старых романов этот остров описывается как место, где все обитатели проводят время в вечном празднике, без забот и горестей. Само слово "Авалон" сближали со словами древнебретонского языка "Inis Afalon", что значит - "остров яблонь".
Различные мнения о таинственном острове высказывают и современные писатели. Но все это гипотезы, которые не дают возможности раскрыть тайну Авалона. Однако небольшое аббатство Гластонбери на самом западе Великобритании дает ответ на многие вопросы: в нем английские археологи обнаружили могилу с телами Артура и его жены Гвиневеры.
Раскинувшись на обширных равнинах Сомерсета, этот комплекс сейчас включает в себя город, аббатство и огромную, спускающуюся террасами вниз вулканическую скалу. Местность, окружающая город, раньше напоминала остров из-за бесчисленного множества болот, не осушавшихся до XVI в.
Следует отметить, что люди жили здесь еще с эпохи римского вторжения на острова. Полагают также, что на землях Гластонбери в течение долгого периода существовал змеиный храм друидских жрецов.
В эпоху Средневековья монахи возвели здесь величественный монастырь св. Михаила. Когда же его разрушило землетрясение, на его месте выросла церковь, остатки которой сохранились и поныне. По легенде, гластонберийская гора является местом, где некогда жил Артур, а также тайным входом в подземное царство повелителя эльфов.
Считается, что в VI в. сюда проник святой Коллен, стремившийся покончить с демонизмом. Он совершил обряд экзорцизма, и от соприкосновения со святой водой эльфийский дворец с грохотом пропал, оставив подвижника одного на пустой вершине.
Еще одна легенда связана с т.н. колодцем святого Грааля у подножия горы. Говорят, что в свое время святой Иосиф бросил сюда чашу, которой пользовался Иисус во время Тайной вечери.
Многие пытались найти драгоценный магический предмет, но это не удалось никому. В народных преданиях указывается, что Круглый стол короля Артура и распался-то только потому, что святой Грааль исчез из мира людей.
Сам колодец построен друидами из громадных каменных блоков, обработанных с величайшей тщательностью. Каждый день из него выливается 113 тыс.л. красной железистой воды, обладающей, по поверью, магическими свойствами.
Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто по ночам местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища.
Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление НЛО, другие - магнетической энергии скальной породы.
Аббатство - уникальный исторический объект. В свое время здесь проводили обрядовые действия друиды, поклонявшиеся змеям. Затем их сменили римляне, а после их ухода здесь прочно осели ведьмовские общины (обитающие тут и сегодня).
Но наиболее значимый след оставили, несомненно, христиане. По легенде, Иосиф Аримафейский (похоронивший Христа) переселился в Гластонбери и построил здесь первую в Великобритании церковь.
На развалинах аббатства каждую Пасху расцветает терновник. В народе говорят, что когда Иосиф после своего прибытия взошел на скалу, он во время молитвы опирался на посох. Как-то раз он забыл его там, и посох превратился в дерево.
Оно пустило корни, и с той поры гластонберийский терновник служит местной достопримечательностью. Наиболее чтимый в Ирландии святой - Патрик - также жил и умер среди здешних монахов.
Датой основания монастыря принято считать 705 г. Именно тогда король Айне создал своим указом обитель, а в Х в. тут поселились бенедиктинцы.
Церковные руины относятся к XIII в. Они остались от храма, разрушенного в XVI в. по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с английским католицизмом.
Как место последнего упокоения Артура и его жены, Гластонбери приобрело известность с ХII в. До этого времени подлинность этого подтверждалась лишь преданиями. Так, Эскалибур - легендарный меч Артура, брошенный сэром Бедуиром по просьбе смертельно раненного в битве при Камлене короля в воду, мог быть утоплен в местном озере Помпарлес. К сожалению, этот некогда обширный водоем ныне осушен и проверить правдивость лдегенды уже невозможно.
Большое несчастье (принесшее, однако, и некоторую пользу) произошло в 1184 г. Страшный пожар уничтожил тогда аббатство практически до основания, но во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура.
В 1190 г. она была найдена. Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трехметровой глубине - ниже современной кладки - еще более старую с имеющейся в ней полой камерой. Изумленному взору монахов предстали два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами.
В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал своим высоким ростом - 225 см. У него был поврежден череп, однако причину травмы установить не удалось. На голове женщины прекрасно сохранились белокурые волосы.
Руководство монастыря распорядилось провести торжественное перезахоронение и поставить большой свинцовый крест с надписью: "Здесь, на острове Авалон, покоится под землей прославленный король Артур". В 1278 г. останки монарха были повторно захоронены в специальной гробнице из прекрасного черного мрамора.
Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 г. Историко- археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Бонд и обнаружил остатки неизвестной часовни.
Сверив ее географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно построено согласно законам сакральной геометрии древних египтян, а позже масонов.
Однако Бонд имел неосторожность публично заявить, что все указания по поиску древностей он получал с помощью медиумов, общаясь с душами усопших монахов. Разразился крупный скандал, и Бонда уволили.
Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Бонд показал в своем отчете энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем.
Т.н. линия "лей" (место всплесков энергии неизвестного происхождения) соединяет два этих места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн - дословно "мертвая линия", или же "путь мертвых людей".
В английском фольклоре Тод Лайном обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир. Место захоронения Артура как раз располагается на этой линии.
Следующая попытка раскрыть загадку Гластонбери была предпринята в 20-х гг. ХХ в. Для лондонских ученых тайной за семью печатями продолжала оставаться древняя обсерватория (иначе - Звездный храм), находящаяся южнее аббатства.
Она представляет собой 12 огромных знаков Зодиака, искусно выложенных на земле. Описание этого объекта впервые встречается у Джона Ди (1527-1608) - знаменитого астролога и медиума королевы Елизаветы I.
И вот в 1929 г. Звездный храм заново изучила скульптор Кэтрин Мэлтвуд. Она была известна в кругу британской интеллигенции в первую очередь как иллюстратор "Высокой истории святого Грааля", - историко-мистического произведения, написанного в 1199 г. в Гластонбери. Тщательно исследовав астрологические фигуры, Мэлтвуд в работе "Храм звезд в Гластонбери" попыталась связать их с персонажами артуровского эпоса.
Так, магическую фигуру Мерлина она сопоставляет с созвездием Козерога; короля Артура - со Стрельцом, а Гвиневеру - с Девой. Само же аббатство Гластонбери - это знак Водолея, символизирующий собой приход новой просвещенной эпохи.
В конце ХХ в. английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились!
Ученые занимались не только черной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 г. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI вв., т.е. временем, когда жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось...