Тайна королевских печатей Меровингов
Похожие волокна, смешанные с воском, Прево обнаружила и при осмотре печати самого знаменитого короля франков, Карла Великого из династии Каролингов. Ее любопытство в сочетании с электронным микроскопом принесло неожиданный результат: волокна оказались органическим материалом, иными словами – человеческими волосами.
"Волосы не могли попасть в воск случайно, их было слишком много! Напрашивался лишь один вывод: их смешали с воском намеренно", — говорит Аньес Прево. Свое открытие Прево сделала еще в 2007 году, положив начало большому расследованию с участием историков и судмедэкспертов.
Архивист Мария-Аделаида Ньелен (Marie-Adélaïde Nielen) изучила 50 манускриптов эпохи Меровингов и Капетингов, на которых сохранились королевские восковые печати. Она обнаружила, что 11 из 50 печатей имеют ту же особенность: к воску были подмешаны волосы, темные и светлые. Зачем? Чтобы сделать воск более прочным? Чьи это волосы? Может, это шерсть животных? А если это человеческие волосы – могут ли они принадлежать самим древним королям?
Любопытство ученых было уже не остановить. Печати отправили на анализ в научную лабораторию, а исследование возглавил не кто-нибудь, а сам Филипп Шарлье (Philippe Charlier) – известнейший французский судмедэксперт и палеопатолог, прозванный "кладбищенским Индианой Джонсом": ранее Шарлье исследовал останки Ричарда Львиное Сердце, череп французского короля Генриха IV, скелет Дианы де Пуатье – фаворитки Генриха II, череп Аньес Сорель – фаворитки Карла VII, и даже "мощи" Жанны д'Арк (которые, к сожалению, оказались костями древнеегипетской мумии кошки).
После столь громких "дел" исследование каких-то волос, запутавшихся в воске, кажется незначительным, но ведь печати – королевские, значит, и волосы в них могут принадлежать древним королям франков. Результаты исследования, проведенного группой ученых под руководством Филиппа Шарлье, были опубликованы в журнале Forensic Science, Medicine and Pathology, а для широкой аудитории их "перевел" научно-популярный журнал Sciences et Avenir.
Для начала судмедэксперты должны были выяснить, действительно ли посторонние включения в воске являются человеческими волосами – в противном случае и говорить было бы не о чем. В опубликованном исследовании приводятся результаты анализа первых 11 печатей из 20, переданных Шарлье для изучения. Вывод ученых – "в воске шести из 11 изученных печатей обнаружены человеческие волосы, с большой вероятностью принадлежащие королям из династий Меровингов и Капетингов, а именно: Хильдеберту III, Хильперику II, Пипину Короткому, Карлу Великому, Карломану и Пипину Аквитанскому. Примеси иного происхождения, такие как шерсть животных, присутствуют только в поддельных или восстановленных печатях".
У Меровингов, первой королевской династии франков, действительно был "пунктик" насчет сакрального значения собственных волос. Григорий Турский – живший в VI веке епископ, святой и по совместительству историк, автор многотомной "Истории франков" – даже дал Меровингам прозвище reges criniti, "длинноволосые короли".
Волосы были обнаружены в печатях, скрепляющих документы Теодориха III (30 июня 679 года), его сына Хильдеберта III (между 695 и 697 годами) и Хильперика II (март 716 года) – все они представители династии Меровингов, пресекшейся в 751 году. Историков особо заинтересовало то, что традиция вовсе не исчезла после смены династий, волосы были обнаружены и в печатях первых Каролингов – Пипина Короткого и его сыновей, Карла Великого и Карломана.
Любопытная деталь: волосы, подмешанные в воск, были не отрезаны, а аккуратно вырваны – в некоторых образцах волос сохранились луковицы. Судя по количеству и расположению волос в печатях, они никак не могли попасть туда случайно: в одной из печатей была обнаружена целая прядка, а волосы в печати Хильперика даже повторяют изображение монарха на воске. Все эти данные указывают на особое символическое значение подобной практики.
В воске двух печатей – Людовика Благочестивого и английского короля Эдгара Миролюбивого – была найдена шерсть животных. Ученые провели дополнительные исследования и выяснили, что печать на королевской грамоте Эдгара – подделка, сфабрикованная, вероятно, в XI веке монахами аббатства Сен-Дени. Шерсть была добавлена в воск с явным намерением придать документу подлинный вид.
Волосы в печатях Хильдеберта III, Хильперика II и Карла Великого – темные, с небольшими вкраплениями светлых. В одной из печатей Пипина Короткого волосы светлые, в другой – седые. Это соответствует историческим данным: шевелюра Карла Великого были неоднородного цвета, очень модного в наши дни – сейчас такого эффекта на темных волосах добиваются с помощью мелирования. А светлые волосы Пипина Короткого могли поседеть в период между датами создания документов. Карломан и Пипин Аквитанский, судя по цвету найденных волос, были блондинами.
При первой возможности ученые собираются провести анализы ДНК – температура нагревания воска для запечатывания (около 65 °С) не достигла критической (150–175 °C), при которой человеческие волосы или шерсть животных претерпевают необратимые морфологические изменения.
Впрочем, для историка-медиевиста Жислена Брюнеля (Ghislain Brunel) все очевидно и без генетических тестов. Он считает, что найденные волосы могли принадлежать только самим королям: "С V по X век, в эпоху Меровингов и Каролингов, правом заверять печатью королевские документы обладали исключительно сами монархи". По мнению историков, невозможно представить, чтобы в воск для королевской печати подмешал свои волосы некий посторонний человек. Только король мог гарантировать подлинность документа. "Вкрапление в печать частей тела королевской особы, таких как волосы, подкрепляло юридическую силу документа", — говорит архивист Мария-Аделаида Ньелен.
Исследование найденных в печатях волос всколыхнуло целый пласт забытой истории. Сотрудники Национального архива Франции по случаю "вспомнили", что в древних хрониках им уже попадались упоминания о добавлении волос в печати на официальных королевских документах. Свидетельства, которым прежде никто не придавал большого значения.
Неожиданное открытие заставило ученых по-новому осмыслить и другие исторические факты. Прозвище "длинноволосые короли", которым наградил Меровингов Григорий Турский, уже не кажется забавной констатацией королевских предпочтений по части причесок. В период становления государства франков королевские волосы действительно имели особое значение и даже были частью особых ритуалов.
Например, в "Хрониках Фредегара", созданных в VII веке, описывается необычный ритуал перемирия между Хлодвигом I, королем франков из династии Меровингов, и Аларихом II, королем вестготов. "После многочисленных битв, в коих они сражались друг с другом, решили, обменявшись послами, заключить мир на том условии, что Аларих прикоснется к бороде Хлодвига, Хлодвиг сделается его патроном, и они будут вечно хранить мир", записал Фредегар. Впрочем, перемирие путем прикосновения к бороде Меровинга так и не состоялось – вскоре Хлодвиг собственноручно убил Алариха в битве при Вуйе.
Теодорих III, король Нейстрии, был пострижен в монахи после низложения в 673 году, равно как и Хильдерик III, последний из Меровингов – пострижение волос символически лишило его королевской власти.
Теперь историки лучше понимают слова королевы Клотильды, которая после смерти своего сына Хлодомира в 524 году категорически воспротивилась пострижению в монахи трех своих внуков: "лучше смерть, чем тонзура!". Стрижка буквально означала лишение наследников всех прав на королевский престол.
Напротив, когда в 715 году франки искали себе нового короля, на свет извлекли никому не известного монаха Даниила, нарекли его Хильпериком II и потом терпеливо ждали, когда у бывшего монаха отрастут волосы, чтобы возвести его на престол "по всем правилам".
В хрониках есть записи о том, что в первые годы правления Каролингов (середина VIII века) для ритуального усыновления было достаточно обменяться прядями волос. "Так поступил Лиутпранд, король лангобардов, символически усыновив Пипина Короткого – сына Карла Мартелла и будущего короля франков, первого из династии Каролингов", – рассказал Жислен Брюнель.
Откуда взялись эти обычаи, связанные с волосами? Напрашивается самое простое объяснение. Короли языческой Европы, которые с V века начали массово обращаться в христианство, могли брать пример с могущественных ветхозаветных царей с их длинными волосами. Новообращенным христианам была хорошо известна библейская притча о могучем Самсоне, чья великая сила была сокрыта в волосах, и коварной филистимлянке Далиле, отрезавшей герою волосы, тем самым лишив его сил.
"Нельзя исключить и то обстоятельство, что вожди франков испытывали сильное влияние со стороны римлян. Они старались соответствовать моде, бытовавшей в V веке среди легионеров Римской империи – те, в отличие от легионеров времен Римской республики, носили длинные волосы", — добавил Жислен Брюнель.
Пожалуй, самый необычный вывод из проведенного исследования сделала Аньес Прево, по инициативе которой всё и началось. Она считает, что обычай использовать волосы в символических целях мог просуществовать до XV века. "В XIX веке в архивах округа Риом был найден интересный документ. Считается, что это воззвание к жителям, написанное Жанной д'Арк в 1429 году. На документе сохранилась красная восковая печать с отпечатком пальца и фрагментом человеческого волоса", — рассказала Аньес Прево.
Если окажется, что волос принадлежит Жанне д'Арк (от которой, как известно, не осталось ничего), это открытие затмит все королевские волосы Меровингов и Капетингов, вместе взятые.