Вход / Регистрация
22.12.2024, 20:58
Ученые ищут разгадку гибели подлодки конфедератов
Ученые ищут разгадку гибели подлодки конфедератов H. L. Hunley, затонувшей вскоре после успешной атаки корабля янки.
Первой в мире подводной лодкой, потопившей вражеский корабль в ходе боевых действий, стала американская H. L. Hunley, действовавшая на стороне конфедераторов в Гражданской войне. Однако после успешной атаки подлодка таинственным образом погибла. В одной из главных загадок американской истории сегодня разбирается команда ученых из Дюкского университета Северной Каролины.
Секретная техника атаковала в темноте; заряд – около 60 кг взрывчатки. 17 февраля 1864 года отряд моряков специального назначения осуществил операцию, которая вошла в учебники истории: приблизился к вражескому кораблю под водой. До этого такой маневр не удавался никому. Около 20 часов 45 минут экипаж подлодки H. L. Hunley («Ханли») ВМС Конфедеративных Штатов Америки применил предшественницу торпеды – шестовую мину – для поражения одного из военных кораблей северян, Housatonic.
Элитное подразделение южан действовало в своих водах. Враждебные им штаты, члены Союза, под командованием президента Авраама Линкольна осадили порт Чарлстона в Южной Каролине, который был для Юга одним из важнейших центров торговли. Hunley должна была помочь прорыву морской блокады в Атлантике, организованной Вашингтоном.
Субмарина всплыла недалеко от 12‑пушечного шлюпа ВМС США Housatonic и в надводном положении атаковала его. В результате взрыва погибли пять моряков с парусника, который получил серьезную пробоину и сразу же затонул.
Атака из морских глубин не смогла предотвратить поражения южных штатов, однако она считается одним из самых драматичных эпизодов американской Гражданской войны (1861–1865 гг.) и вехой в мировой военно-морской истории. Впервые подлодке удалось в бою потопить корабль. Но то, что случилось после боя, по сей день остается загадкой. Вместо того чтобы вернуться в порт, Hunley исчезла в ночной тьме. Лишь спустя 130 лет энтузиасты нашли ее останки всего в шести километрах от берега. Что же случилось?
Когда в 2000 году покрытую ржавчиной лодку удалось поднять с морского дна, историки столкнулись с новыми загадками. До сих пор эксперты полагали, что экипаж Hunley погиб от нехватки кислорода в наглухо задраенной подлодке. Но такая, казалось бы, очевидная гипотеза сегодня опровергается командой ученых под руководством Рейчел Ланс с кафедры средств жизнеобеспечения Дюкского университета штата Северная Каролина.
Археологи первым делом были вынуждены откалывать с корпуса субмарины донные отложения, слой которых достигал нескольких сантиметров. Проникнув внутрь, они увидели страшную картину: скелеты отважных моряков «сидели» друг с другом рядом в том же положении, что и в день исчезновения Hunley. Особенно информативной оказалась находка насоса для откачивания воды, которым, по всей видимости, никто даже не пытался воспользоваться. Из этого следует, что экипаж, вероятно, погиб не от забортной воды, иначе моряки взялись бы за насос. Поэтому более убедительным сочли предположение, что они умерли от нехватки кислорода.
Такое объяснение представляется правдоподобным уже потому, что Hunley располагала весьма примитивной системой вентиляции: каждые двадцать минут требовалось открывать люки боевой рубки, чтобы получить глоток воздуха. Однако Ланс и ее коллеги в мартовском выпуске специализированного журнала Forensic Science International указывают на то, что предполагаемая смерть экипажа от нехватки кислорода не объясняет, почему подлодка затонула. Основываясь на исторических документах и результатах недавнего исследования субмарины археологами, медики выяснили, в каких условиях находились люди на ее борту. По сравнению с ними даже работа подводников времен Второй мировой войны напоминала увеселительные морские прогулки.
Восемь членов экипажа сидели в трубе диаметром 1,2 м. При тусклом свете свечей они теснились на низкой скамье рядом. Лодка приводилась в движение вручную при помощи своего рода коленчатого вала. Экипаж вращал его в положении сидя, удерживая лодку в состоянии равновесия. Моряки должны были понимать, что их служба в столь жутких условиях напоминала миссию команд смертников. Ведь испытательные погружения стоили жизни членам двух экипажей, с том числе и изобретателю лодки Хорасу (Горацио) Лоусону Ханли. И тем не менее находились добровольцы, готовые участвовать в этой авантюре. Во времена Дикого Запада подлодка считалась символом самых передовых технологий.
«Каждая деталь H. L. Hunley несет на себе знак качества первоклассного ремесленного искусства и безупречного воплощения», – отмечает археолог Мария Якобсон, исследовавшая внутреннее устройство подлодки. По каждой из тысяч использованных заклепок били молотком до тех пор, пока она не прилегала к корпусу Hunley практически заподлицо: колоссальное напряжение сил, цель которого – сократить сопротивление воды.
Чтобы определить, сколько кислорода требовалось экипажу подлодки, Ланс и ее коллеги воспользовались имеющимися клиническими исследованиями. Их участники в лаборатории подвергались дозированным физическим нагрузкам при помощи ручных эргометров; такой профиль движений более-менее соответствовал напряженному труду матросов, вращавших приводной вал. В расчетах была учтена подробная информация о росте и телосложении моряков, а также о внутреннем объеме подлодки.
Результат оказался ошеломляющим и не оставляющим сомнений: незадолго до предполагаемой смерти от удушья экипаж должен был столкнуться с медицинским кризисом совсем иного рода. До того времени, когда содержание кислорода в воздухе снизилось бы до критического уровня, морякам пришлось бы вдыхать то, что выдыхали их товарищи по несчастью. В результате у них должна была развиться гиперкапния – состояние, обусловленное опасным для жизни и в конечном итоге смертельным накоплением углекислого газа в крови. Для того чтобы выяснить, какая судьба постигла Hunley, решающее значение имеют расчеты Рейчел Ланс и ее команды.
Смерть от нехватки кислорода наступает сравнительно мирно: в какой-то момент, моряки просто потеряли бы сознание. А вот гиперкапния сопровождается тревожными симптомами задолго до смертельного исхода: одышка, судороги, панические атаки – такими должны были быть последние минуты членов экипажа Hunley. В таком случае археологи ни за что не нашли бы тела моряков, дружно сидевших бок о бок. «Предположение, что восемь мужчин переносили чудовищные страдания, вызванные гиперкапнией, и не пытались вырваться из своей холодной, темной подводной тюрьмы, противоречит человеческому инстинкту выживания», – резюмирует Ланс. Но какая смерть постигла членов экипажа, если они не погибли от удушья и не утонули? «Быстрая и неотвратимая», – считает Ланс. От более конкретных гипотез исследователь пока воздерживается.
В такую картину как нельзя лучше вписывается предположение некоторых историков‑любителей, согласно которому моряки были контужены взрывной волной их собственной мины. Однако загвоздка в том, что непосредственно после ее успешного пуска экипаж подал сигнал жизни тем, кто находился на берегу, при помощи синего сигнального огня.
Впрочем, этот момент тоже вызывает сомнения: действительно ли синим магниевым факелом размахивал моряк с Hunley? И потому догадки не прекращаются. Возможно, сбившаяся с курса подводная лодка врезалась во вражеский пароход? А может быть, ее протаранило какое-то крупное морское животное? Однако никаких указаний на это, например, подозрительных повреждений внешнего корпуса, обнаружено не было.
Зато исследователям удалось подтвердить правдивость легенды, в которую трудно поверить. Командиром затонувшей подлодки был старший лейтенант Джордж Диксон, который в возрасте около 25 лет участвовал в печально известном сражении при Шайло 1862 года.
Как рассказывали тогда, молодого бойца спасла от смертельной пули золотая монета, лежавшая в кармане брюк. С тех пор он всегда носил ее с собой как талисман. И действительно, в личных вещах Диксона археологи нашли золотую монету со следами свинца, очевидно, деформированную пулей.
Первой в мире подводной лодкой, потопившей вражеский корабль в ходе боевых действий, стала американская H. L. Hunley, действовавшая на стороне конфедераторов в Гражданской войне. Однако после успешной атаки подлодка таинственным образом погибла. В одной из главных загадок американской истории сегодня разбирается команда ученых из Дюкского университета Северной Каролины.
Секретная техника атаковала в темноте; заряд – около 60 кг взрывчатки. 17 февраля 1864 года отряд моряков специального назначения осуществил операцию, которая вошла в учебники истории: приблизился к вражескому кораблю под водой. До этого такой маневр не удавался никому. Около 20 часов 45 минут экипаж подлодки H. L. Hunley («Ханли») ВМС Конфедеративных Штатов Америки применил предшественницу торпеды – шестовую мину – для поражения одного из военных кораблей северян, Housatonic.
Элитное подразделение южан действовало в своих водах. Враждебные им штаты, члены Союза, под командованием президента Авраама Линкольна осадили порт Чарлстона в Южной Каролине, который был для Юга одним из важнейших центров торговли. Hunley должна была помочь прорыву морской блокады в Атлантике, организованной Вашингтоном.
Субмарина всплыла недалеко от 12‑пушечного шлюпа ВМС США Housatonic и в надводном положении атаковала его. В результате взрыва погибли пять моряков с парусника, который получил серьезную пробоину и сразу же затонул.
Атака из морских глубин не смогла предотвратить поражения южных штатов, однако она считается одним из самых драматичных эпизодов американской Гражданской войны (1861–1865 гг.) и вехой в мировой военно-морской истории. Впервые подлодке удалось в бою потопить корабль. Но то, что случилось после боя, по сей день остается загадкой. Вместо того чтобы вернуться в порт, Hunley исчезла в ночной тьме. Лишь спустя 130 лет энтузиасты нашли ее останки всего в шести километрах от берега. Что же случилось?
Когда в 2000 году покрытую ржавчиной лодку удалось поднять с морского дна, историки столкнулись с новыми загадками. До сих пор эксперты полагали, что экипаж Hunley погиб от нехватки кислорода в наглухо задраенной подлодке. Но такая, казалось бы, очевидная гипотеза сегодня опровергается командой ученых под руководством Рейчел Ланс с кафедры средств жизнеобеспечения Дюкского университета штата Северная Каролина.
Археологи первым делом были вынуждены откалывать с корпуса субмарины донные отложения, слой которых достигал нескольких сантиметров. Проникнув внутрь, они увидели страшную картину: скелеты отважных моряков «сидели» друг с другом рядом в том же положении, что и в день исчезновения Hunley. Особенно информативной оказалась находка насоса для откачивания воды, которым, по всей видимости, никто даже не пытался воспользоваться. Из этого следует, что экипаж, вероятно, погиб не от забортной воды, иначе моряки взялись бы за насос. Поэтому более убедительным сочли предположение, что они умерли от нехватки кислорода.
Такое объяснение представляется правдоподобным уже потому, что Hunley располагала весьма примитивной системой вентиляции: каждые двадцать минут требовалось открывать люки боевой рубки, чтобы получить глоток воздуха. Однако Ланс и ее коллеги в мартовском выпуске специализированного журнала Forensic Science International указывают на то, что предполагаемая смерть экипажа от нехватки кислорода не объясняет, почему подлодка затонула. Основываясь на исторических документах и результатах недавнего исследования субмарины археологами, медики выяснили, в каких условиях находились люди на ее борту. По сравнению с ними даже работа подводников времен Второй мировой войны напоминала увеселительные морские прогулки.
Восемь членов экипажа сидели в трубе диаметром 1,2 м. При тусклом свете свечей они теснились на низкой скамье рядом. Лодка приводилась в движение вручную при помощи своего рода коленчатого вала. Экипаж вращал его в положении сидя, удерживая лодку в состоянии равновесия. Моряки должны были понимать, что их служба в столь жутких условиях напоминала миссию команд смертников. Ведь испытательные погружения стоили жизни членам двух экипажей, с том числе и изобретателю лодки Хорасу (Горацио) Лоусону Ханли. И тем не менее находились добровольцы, готовые участвовать в этой авантюре. Во времена Дикого Запада подлодка считалась символом самых передовых технологий.
«Каждая деталь H. L. Hunley несет на себе знак качества первоклассного ремесленного искусства и безупречного воплощения», – отмечает археолог Мария Якобсон, исследовавшая внутреннее устройство подлодки. По каждой из тысяч использованных заклепок били молотком до тех пор, пока она не прилегала к корпусу Hunley практически заподлицо: колоссальное напряжение сил, цель которого – сократить сопротивление воды.
Чтобы определить, сколько кислорода требовалось экипажу подлодки, Ланс и ее коллеги воспользовались имеющимися клиническими исследованиями. Их участники в лаборатории подвергались дозированным физическим нагрузкам при помощи ручных эргометров; такой профиль движений более-менее соответствовал напряженному труду матросов, вращавших приводной вал. В расчетах была учтена подробная информация о росте и телосложении моряков, а также о внутреннем объеме подлодки.
Результат оказался ошеломляющим и не оставляющим сомнений: незадолго до предполагаемой смерти от удушья экипаж должен был столкнуться с медицинским кризисом совсем иного рода. До того времени, когда содержание кислорода в воздухе снизилось бы до критического уровня, морякам пришлось бы вдыхать то, что выдыхали их товарищи по несчастью. В результате у них должна была развиться гиперкапния – состояние, обусловленное опасным для жизни и в конечном итоге смертельным накоплением углекислого газа в крови. Для того чтобы выяснить, какая судьба постигла Hunley, решающее значение имеют расчеты Рейчел Ланс и ее команды.
Смерть от нехватки кислорода наступает сравнительно мирно: в какой-то момент, моряки просто потеряли бы сознание. А вот гиперкапния сопровождается тревожными симптомами задолго до смертельного исхода: одышка, судороги, панические атаки – такими должны были быть последние минуты членов экипажа Hunley. В таком случае археологи ни за что не нашли бы тела моряков, дружно сидевших бок о бок. «Предположение, что восемь мужчин переносили чудовищные страдания, вызванные гиперкапнией, и не пытались вырваться из своей холодной, темной подводной тюрьмы, противоречит человеческому инстинкту выживания», – резюмирует Ланс. Но какая смерть постигла членов экипажа, если они не погибли от удушья и не утонули? «Быстрая и неотвратимая», – считает Ланс. От более конкретных гипотез исследователь пока воздерживается.
В такую картину как нельзя лучше вписывается предположение некоторых историков‑любителей, согласно которому моряки были контужены взрывной волной их собственной мины. Однако загвоздка в том, что непосредственно после ее успешного пуска экипаж подал сигнал жизни тем, кто находился на берегу, при помощи синего сигнального огня.
Впрочем, этот момент тоже вызывает сомнения: действительно ли синим магниевым факелом размахивал моряк с Hunley? И потому догадки не прекращаются. Возможно, сбившаяся с курса подводная лодка врезалась во вражеский пароход? А может быть, ее протаранило какое-то крупное морское животное? Однако никаких указаний на это, например, подозрительных повреждений внешнего корпуса, обнаружено не было.
Зато исследователям удалось подтвердить правдивость легенды, в которую трудно поверить. Командиром затонувшей подлодки был старший лейтенант Джордж Диксон, который в возрасте около 25 лет участвовал в печально известном сражении при Шайло 1862 года.
Как рассказывали тогда, молодого бойца спасла от смертельной пули золотая монета, лежавшая в кармане брюк. С тех пор он всегда носил ее с собой как талисман. И действительно, в личных вещах Диксона археологи нашли золотую монету со следами свинца, очевидно, деформированную пулей.