Вход / Регистрация
18.11.2024, 01:18
Эксперименты по стиранию памяти
Контекст играет важнейшую роль в формировании и воспроизведении наших
воспоминаний — хороших и плохих. Исследование ученых Принстона
показывает, что люди могут вычеркивать из памяти те или иные
воспоминания, привязывая их контекст к новой информации.
Данные, полученные в ходе исследования, могут найти множество применений — от повышения эффективности образовательных методик до совершенствования подходов к лечению посттравматических расстройств. Еще философы Древней Греции обращали внимание, что, связывая запоминаемую информацию с запахами, звуками и окружающими предметами, мы можем эффективнее оперировать своими воспоминаниями. В новом исследовании ученые попытались выяснить, способны ли люди целенаправленно удалять из памяти определенные данные.
Ученые усовершенствовали давно известный эксперимент, в котором людям предлагается запомнить список не связанных друг с другом слов. Благодаря использованию магнитно-резонансной томографии исследователи смогли зафиксировать нейроактивность, отражающую контексты воспоминаний в мозге добровольцев. В качестве таких контекстов в эксперименте выступали изображения различных пейзажей — лесов, гор и пляжей. Участникам эксперимента демонстрировались два списка слов — ко второму можно было переходить только после надежного запоминания первого.
«Мы рассчитывали, что запоминаемые слова в памяти участников эксперимента свяжутся с объектами, представленными на изображениях. Используя МРТ, мы смогли воочию наблюдать такие связки, процесс их формирования и исчезновения», — рассказывает автор работы Джереми Мэннинг (Jeremy Manning).
Участники эксперимента должны были забыть слова из первого списка. Это достигалось путем заучивания слов второго списка, ассоциированных с теми же самыми изображениями. При забывании первой последовательности слов, пропадала и нейроактивность, отражавшая их связи с картинками.
«Это все равно как если бы мы старались выбросить из памяти пирожки, чтобы не думать о бабушке. В ходе эксперимента мы смогли весьма точно проследить подобный процесс, наблюдая за активностью мозга», — рассказывает Мэннинг.
По мнению авторов исследования, процесс забывания долгое время оставался без должного внимания ученых. Утрата воспоминаний рассматривалась в негативном смысле, как некий сбой. Однако забывание информации может быть и полезным.
«Удаление воспоминаний о травмирующем событии могло бы помочь солдатам, страдающим посттравматическим синдромом. Также возможность целенаправленного забывания помогла бы людям избавляться от устаревших знаний перед переходом к изучению нового материала. Наше исследование выявило любопытный механизм, который может быть использован в таких случаях», — считает Мэннинг.
Данные, полученные в ходе исследования, могут найти множество применений — от повышения эффективности образовательных методик до совершенствования подходов к лечению посттравматических расстройств. Еще философы Древней Греции обращали внимание, что, связывая запоминаемую информацию с запахами, звуками и окружающими предметами, мы можем эффективнее оперировать своими воспоминаниями. В новом исследовании ученые попытались выяснить, способны ли люди целенаправленно удалять из памяти определенные данные.
Ученые усовершенствовали давно известный эксперимент, в котором людям предлагается запомнить список не связанных друг с другом слов. Благодаря использованию магнитно-резонансной томографии исследователи смогли зафиксировать нейроактивность, отражающую контексты воспоминаний в мозге добровольцев. В качестве таких контекстов в эксперименте выступали изображения различных пейзажей — лесов, гор и пляжей. Участникам эксперимента демонстрировались два списка слов — ко второму можно было переходить только после надежного запоминания первого.
«Мы рассчитывали, что запоминаемые слова в памяти участников эксперимента свяжутся с объектами, представленными на изображениях. Используя МРТ, мы смогли воочию наблюдать такие связки, процесс их формирования и исчезновения», — рассказывает автор работы Джереми Мэннинг (Jeremy Manning).
Участники эксперимента должны были забыть слова из первого списка. Это достигалось путем заучивания слов второго списка, ассоциированных с теми же самыми изображениями. При забывании первой последовательности слов, пропадала и нейроактивность, отражавшая их связи с картинками.
«Это все равно как если бы мы старались выбросить из памяти пирожки, чтобы не думать о бабушке. В ходе эксперимента мы смогли весьма точно проследить подобный процесс, наблюдая за активностью мозга», — рассказывает Мэннинг.
По мнению авторов исследования, процесс забывания долгое время оставался без должного внимания ученых. Утрата воспоминаний рассматривалась в негативном смысле, как некий сбой. Однако забывание информации может быть и полезным.
«Удаление воспоминаний о травмирующем событии могло бы помочь солдатам, страдающим посттравматическим синдромом. Также возможность целенаправленного забывания помогла бы людям избавляться от устаревших знаний перед переходом к изучению нового материала. Наше исследование выявило любопытный механизм, который может быть использован в таких случаях», — считает Мэннинг.