Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:17
В Дагестане нашли фрагменты древней Рубасской стены
Фрагменты древней Рубасской стены, которая была описана путешественниками еще в XVII-XVIII веках, раскопали дагестанские археологи близ города Дербента.
В феврале 2014 года в долине реки Рубас, в месте ее выхода на приморскую равнину (село Коммуна Дербентского района) были открыты остатки старинного сооружения, перекрытого селевыми отложениями реки. До 90-х годов ХХ века надпойменная терраса левого низкого берега реки, где находится объект культуры, была занята участками реликтового леса.
Рассказывая о находке, ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Людмила Гмыря отметила, что эти уникальные камни открывают новую страницу в истории Дагестана, стене более 1,5 тыс. лет.
«Котлован, вырытый глубиной в три метра, заполнен камнями разного размера, землей и белым известковым раствором. Сама стена имеет протяженность в 20 метров. При обследовании памятника стало известно, что это оборонительное сооружение, построенное для защиты от вражеских нападений», – отмечает она.
Существует предположение, что данное строение может датироваться более ранним периодом, нежели строение Дербентской стены, так как обнаружены 3 плиты размером в 2,6 метра, которые даже не использовались при построении Дербентской стены. Да и технология кладки и размеры плит двух стен разные. Однако есть предположение, что это сооружение тоже строили иранцы, но только в более раннее время, когда технология построения еще не была определена.
Стена возведена из хорошо оттесанных крупных каменных плит, уложенных горизонтальными рядами на глиняном растворе. Сохранилось 9 рядов кладки, общая высота – 2,2 метра, нижние четыре ряда имели ступенчатую конструкцию. Одна плита прямоугольной формы была поставлена в кладку на ребро, как облицовочная. Полость башни была заполнена мелким галечником и бутовым камнем, залитым белым известковым раствором. Сам котлован обнесен забором. Это было сделано местными жителями из соображения безопасности - таким образом они хотели оградить маленьких детей и животных от падения вглубь котлована.
На развалах крепостной башни Рубасского строения были обнаружены крупные куски прокаленных кирпичей, использовавшихся в постройках, небольшое количество фрагментов керамических сосудов и среди них часть белоглиняного кувшина для воды, украшенного оттиском арабской надписи. Специалисты Отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН реконструировали полный текст надписи, часть которой не сохранилась. На сосуд был нанесен текст аята суры Корана: «Это – из милости Господа моего [чтобы испытать меня – буду ли я благодарен или не] верен». Этот сосуд с оттиском арабской надписи, отличающийся трудоемкой технологией, обнаружен на территории Дагестана впервые. Как оказался этот кувшин на развалах крепостного сооружения VI века, предстоит выяснить при дальнейшем исследовании Рубасской стены.
«Это так увлекательно – открывать один камень за другим. Мы думали, вот сейчас будет поворот, и мы его найдем, потом будет второй поворот, так как это четырехугольная башня, и хоть что-то поймем. Но вышло иначе, и эта стена предположительно дотягивает до моря. Это новый грандиозный объект, у которого очень много загадок. Мы должны разгадать замыслы строителей, почему они возводили стену так, а не иначе. Мы думали, что тут находится башня, оказалось - стена. Мы думали, что сооружения соединяются между собой, но и это оказалось не так. Мы собираемся проводить раскопки еще в глубину три метра, а также в сторону моря. Работы очень много, планов очень много, н мы рады, что что-то новое в Дагестане открылось. В мире уже открыли все возможное. И вдруг такое громадное сооружение – это большое везение», – делится Людмила Гмыря впечатлениями.
Два месяца длилась работа экспедиции. Группа исследователей, в которую входило несколько местных жителей, работали лопатками, щетками, вениками, совками, маленькими тяпками. Эта ручная работа, в течение которой удалось расчистить часть восточной и западной стены башни на протяжении 2,3 метра, а также два строительных объекта, предназначение которых не ясно. На непотревоженном участке территории, примыкавшем к котловану с запада, найдены фрагменты одного конструктивного блока монументального сооружения, включающего в себя массивные каменные плиты длиной 2,4-2,6 метра при ширине 0,6-0,7 метра. Другой же объект, находящийся со стороны восточного края стены, разрушен находчивым местным жителем.
С 2006 года археолог проводила на этой земле раскопки Паласа-Сыртского курганного могильника. Всяческую помощь исследователю оказывал директор Рубасской СОШ, который решал хозяйственные и организационные проблемы членов экспедиции, однако до 2014 года не было обнаружено ни одного факта расположения на глубине этого участка крупных плит. Эту сельскохозяйственную землю под огород уже несколько десятков лет использовал местный житель Гаджибала Гюльмагомедов. Два года назад, пытаясь вскопать эту землю при помощи плуга, он обнаружил, что на глубине 10-15 см его орудие начинает ломаться. Предположив, что это скала, сельчанин использовал японский эскалатор. Углубляясь в землю, стало понятно, что это огромные камни. Тогда он загрузил на КамАЗ 30 огромных плит с целью использовать для построения второго дома на своем участке. Старший сын Гюльмагомедова, поняв, что это не простые плиты, сообщил о находке отца директору Рубасской СОШ Гаджикурбану Байрамбегову. Уже на месте Байрамбегов приостановил действия предприимчивого мужчины и сообщил о находке в ДНЦ РАН.
На следующий день после звонка директора школы ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Людмила Гмыря вместе с представителями министерства культуры посетила Дербентский район. При первом же осмотре плит, которые находились у ворот дома местного жителя на дороге, стало понятно, что они похожи на плиты Дербентской стены. Однако позднее Людмила Гмыря со своей командой нашла доказательства, которые могут оспорить этот факт. По прибытии непосредственно на объект, перед исследователями предстал обширный котлован глубиной в 3 метра, заполненный камнями разного размера, землей и белым известковым раствором. Никаких строений с регулярной кладкой не было видно. Стало ясно, что остатки сооружения были разрушены основательно и часть его конструкции утрачена навсегда.
«Это построение было случайно обнаружено местными жителями. Вместо того, чтобы проконсультироваться со специалистами, что это за камни, они начали их добывать и распиливать. Местные жители обращали внимание, что эти камни особенные и похожи на камни, из которых были возведены древние постройки», – рассказывает археолог.
Располагая небольшими средствами от Российского фонда фундаментальных исследований, исследователи вложили их в двухнедельную разведку с целью понять, что это за сооружение. Так, в 2014 году были проведены предварительные раскопки – найдена кладка трех камней и небольших участков.
«В 2015 году мы не смогли продолжить раскопки, так как не было финансирования. Мы подавали заявку на получение гранта на раскопку Рубасской стены в Фонд гуманитарных исследований, однако не получили финансирования, так как в прошлый раз мы получили денежные средства на раскопку курганского могильника. На данный момент раскопки финансируются грантом, полученным от Российского фонда фундаментальных исследований. Тема нашего исследования – это международная система стратегической обороны на Восточном Кавказе в V веке», - подчеркивает Гмыря.
Еще в XVII-XVIII веках путешественники в своих воспоминаниях отметили виденные ими на дагестанском побережье Каспия не только хорошо сохранившиеся Дербентские укрепления, но и развалы еще трех длинных стен, аналогичных Дербентским, известных из литературы как Таркинская, Северодербентская и Рубасская. Особый интерес среди ученых вызывала Рубасская оборонительная стена, местоположение которой в деталях описал немецкий врач Иоганн Лерхе, член русского посольства, направлявшегося в Персию в 1747 году. По его данным, руины этой стены в виде вала просматривались в 18 км к югу от Дербента, начинаясь у крепости Торпах-кала (современная станция Белиджи) вблизи побережья моря, и далее проходя вдоль русла реки Рубас до ближайших горных хребтов. Конечно, ученые пытались разыскать Рубасскую стену, однако попытки не увенчались успехом, так как строение было занесено землей. По предварительным заключениям, обнаруженный на реке Рубас новый объект, возможно, является частью заградительной стены, зафиксированной Лерхе в 1747 году.
Ввиду того, что срок исследований истек, археологи будут предоставлять отчеты о проделанной работе и выработают план дальнейших действий. Предполагается, что раскопки будут длиться по два месяца в 2017 и 2018 годах, которые и определят назначение памятника истории и его конструктивные особенности.
В феврале 2014 года в долине реки Рубас, в месте ее выхода на приморскую равнину (село Коммуна Дербентского района) были открыты остатки старинного сооружения, перекрытого селевыми отложениями реки. До 90-х годов ХХ века надпойменная терраса левого низкого берега реки, где находится объект культуры, была занята участками реликтового леса.
Рассказывая о находке, ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Людмила Гмыря отметила, что эти уникальные камни открывают новую страницу в истории Дагестана, стене более 1,5 тыс. лет.
«Котлован, вырытый глубиной в три метра, заполнен камнями разного размера, землей и белым известковым раствором. Сама стена имеет протяженность в 20 метров. При обследовании памятника стало известно, что это оборонительное сооружение, построенное для защиты от вражеских нападений», – отмечает она.
Существует предположение, что данное строение может датироваться более ранним периодом, нежели строение Дербентской стены, так как обнаружены 3 плиты размером в 2,6 метра, которые даже не использовались при построении Дербентской стены. Да и технология кладки и размеры плит двух стен разные. Однако есть предположение, что это сооружение тоже строили иранцы, но только в более раннее время, когда технология построения еще не была определена.
Стена возведена из хорошо оттесанных крупных каменных плит, уложенных горизонтальными рядами на глиняном растворе. Сохранилось 9 рядов кладки, общая высота – 2,2 метра, нижние четыре ряда имели ступенчатую конструкцию. Одна плита прямоугольной формы была поставлена в кладку на ребро, как облицовочная. Полость башни была заполнена мелким галечником и бутовым камнем, залитым белым известковым раствором. Сам котлован обнесен забором. Это было сделано местными жителями из соображения безопасности - таким образом они хотели оградить маленьких детей и животных от падения вглубь котлована.
На развалах крепостной башни Рубасского строения были обнаружены крупные куски прокаленных кирпичей, использовавшихся в постройках, небольшое количество фрагментов керамических сосудов и среди них часть белоглиняного кувшина для воды, украшенного оттиском арабской надписи. Специалисты Отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН реконструировали полный текст надписи, часть которой не сохранилась. На сосуд был нанесен текст аята суры Корана: «Это – из милости Господа моего [чтобы испытать меня – буду ли я благодарен или не] верен». Этот сосуд с оттиском арабской надписи, отличающийся трудоемкой технологией, обнаружен на территории Дагестана впервые. Как оказался этот кувшин на развалах крепостного сооружения VI века, предстоит выяснить при дальнейшем исследовании Рубасской стены.
«Это так увлекательно – открывать один камень за другим. Мы думали, вот сейчас будет поворот, и мы его найдем, потом будет второй поворот, так как это четырехугольная башня, и хоть что-то поймем. Но вышло иначе, и эта стена предположительно дотягивает до моря. Это новый грандиозный объект, у которого очень много загадок. Мы должны разгадать замыслы строителей, почему они возводили стену так, а не иначе. Мы думали, что тут находится башня, оказалось - стена. Мы думали, что сооружения соединяются между собой, но и это оказалось не так. Мы собираемся проводить раскопки еще в глубину три метра, а также в сторону моря. Работы очень много, планов очень много, н мы рады, что что-то новое в Дагестане открылось. В мире уже открыли все возможное. И вдруг такое громадное сооружение – это большое везение», – делится Людмила Гмыря впечатлениями.
Два месяца длилась работа экспедиции. Группа исследователей, в которую входило несколько местных жителей, работали лопатками, щетками, вениками, совками, маленькими тяпками. Эта ручная работа, в течение которой удалось расчистить часть восточной и западной стены башни на протяжении 2,3 метра, а также два строительных объекта, предназначение которых не ясно. На непотревоженном участке территории, примыкавшем к котловану с запада, найдены фрагменты одного конструктивного блока монументального сооружения, включающего в себя массивные каменные плиты длиной 2,4-2,6 метра при ширине 0,6-0,7 метра. Другой же объект, находящийся со стороны восточного края стены, разрушен находчивым местным жителем.
С 2006 года археолог проводила на этой земле раскопки Паласа-Сыртского курганного могильника. Всяческую помощь исследователю оказывал директор Рубасской СОШ, который решал хозяйственные и организационные проблемы членов экспедиции, однако до 2014 года не было обнаружено ни одного факта расположения на глубине этого участка крупных плит. Эту сельскохозяйственную землю под огород уже несколько десятков лет использовал местный житель Гаджибала Гюльмагомедов. Два года назад, пытаясь вскопать эту землю при помощи плуга, он обнаружил, что на глубине 10-15 см его орудие начинает ломаться. Предположив, что это скала, сельчанин использовал японский эскалатор. Углубляясь в землю, стало понятно, что это огромные камни. Тогда он загрузил на КамАЗ 30 огромных плит с целью использовать для построения второго дома на своем участке. Старший сын Гюльмагомедова, поняв, что это не простые плиты, сообщил о находке отца директору Рубасской СОШ Гаджикурбану Байрамбегову. Уже на месте Байрамбегов приостановил действия предприимчивого мужчины и сообщил о находке в ДНЦ РАН.
На следующий день после звонка директора школы ведущий сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Людмила Гмыря вместе с представителями министерства культуры посетила Дербентский район. При первом же осмотре плит, которые находились у ворот дома местного жителя на дороге, стало понятно, что они похожи на плиты Дербентской стены. Однако позднее Людмила Гмыря со своей командой нашла доказательства, которые могут оспорить этот факт. По прибытии непосредственно на объект, перед исследователями предстал обширный котлован глубиной в 3 метра, заполненный камнями разного размера, землей и белым известковым раствором. Никаких строений с регулярной кладкой не было видно. Стало ясно, что остатки сооружения были разрушены основательно и часть его конструкции утрачена навсегда.
«Это построение было случайно обнаружено местными жителями. Вместо того, чтобы проконсультироваться со специалистами, что это за камни, они начали их добывать и распиливать. Местные жители обращали внимание, что эти камни особенные и похожи на камни, из которых были возведены древние постройки», – рассказывает археолог.
Располагая небольшими средствами от Российского фонда фундаментальных исследований, исследователи вложили их в двухнедельную разведку с целью понять, что это за сооружение. Так, в 2014 году были проведены предварительные раскопки – найдена кладка трех камней и небольших участков.
«В 2015 году мы не смогли продолжить раскопки, так как не было финансирования. Мы подавали заявку на получение гранта на раскопку Рубасской стены в Фонд гуманитарных исследований, однако не получили финансирования, так как в прошлый раз мы получили денежные средства на раскопку курганского могильника. На данный момент раскопки финансируются грантом, полученным от Российского фонда фундаментальных исследований. Тема нашего исследования – это международная система стратегической обороны на Восточном Кавказе в V веке», - подчеркивает Гмыря.
Еще в XVII-XVIII веках путешественники в своих воспоминаниях отметили виденные ими на дагестанском побережье Каспия не только хорошо сохранившиеся Дербентские укрепления, но и развалы еще трех длинных стен, аналогичных Дербентским, известных из литературы как Таркинская, Северодербентская и Рубасская. Особый интерес среди ученых вызывала Рубасская оборонительная стена, местоположение которой в деталях описал немецкий врач Иоганн Лерхе, член русского посольства, направлявшегося в Персию в 1747 году. По его данным, руины этой стены в виде вала просматривались в 18 км к югу от Дербента, начинаясь у крепости Торпах-кала (современная станция Белиджи) вблизи побережья моря, и далее проходя вдоль русла реки Рубас до ближайших горных хребтов. Конечно, ученые пытались разыскать Рубасскую стену, однако попытки не увенчались успехом, так как строение было занесено землей. По предварительным заключениям, обнаруженный на реке Рубас новый объект, возможно, является частью заградительной стены, зафиксированной Лерхе в 1747 году.
Ввиду того, что срок исследований истек, археологи будут предоставлять отчеты о проделанной работе и выработают план дальнейших действий. Предполагается, что раскопки будут длиться по два месяца в 2017 и 2018 годах, которые и определят назначение памятника истории и его конструктивные особенности.