/ Новости сайта / Космос / Ученые изучают древние рукописи в поисках информации о Солнечной активности
04.07.2016

Ученые изучают древние рукописи в поисках информации о Солнечной активности

В отличие от других природных явлений, пятна и протуберанцы на солнце не оставляют следа в земных объектах, поэтому проследить их историю раньше начала систематических наблюдений невозможно. Галилей описал движение Солнца и все, что наблюдал на нем, в начале XVII века; мы не располагаем информацией о том, что происходило с нашей звездой до этого.

Поэтому сейчас историки и астрофизики обращаются к древним рукописям, чтобы найти указания на запоминающиеся события — появление пятен на Солнце и северное сияние.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan. Обработав китайские, японские и европейские источники, ученые нашли свидетельства о «белой радуге» и «необычной радуге», относящиеся к одному и тому же времени. Исходя из того, что необычные атмосферные явления были зафиксированы одновременно в удаленных друг от друга регионах, исследователи делают вывод: речь идет о северных сияниях. А поскольку сияния возникают вследствие столкновений ионов «солнечного ветра» с атомами в атмосфере, их появление свидетельствует об усилении потока заряженных частиц со стороны Солнца.

В прошлом году эти же ученые опубликовали аналогичную подборку свидетельств, найденных в документах времен китайской Империи Сун (X — XIII вв.) — пятна на Солнце описывались в этих документах как сливы, персики или яйца на солнечном диске. Всего было обнаружено 38 пятен на Солнце, 13 необычных (белых) радуг и 193 других подобных северному сиянию явлений.

Документы, в которых историки ищут свидетельства о подобных явлениях, были написаны не как журналы астрономических наблюдений. Многие формулировки в них туманны, допускают разные толкования или еще хуже — записаны стихами. Ученые надеются, что сопоставление с арабскими, корейскими и европейскими источниками поможет выделить те описания, которые относятся к реальным астрономическим событиям.