/ Новости сайта / Тайны истории / Тайна Тунгусского метеорита
06.07.2016

Тайна Тунгусского метеорита

Оценка: 5.0    5103 0 Тайны истории

По прошествии более сотни лет учёные так и не смогли разгадать тайну этого загадочного явления.

Взрыв произошёл над тайгой в районе реки Подкаменная Тунгуска. Его было слышно в радиусе 100 километров. Он сопровождался столбом пламени и гигантским дымовым облаком. По сообщениям очевидцев, перед взрывом над тунгусской тайгой пронеслось ослепительно яркое тело, затмевающее солнечный свет.

Взрыв зафиксировали сейсмографы Иркутской обсерватории в семь часов утра 30 июня 1908 года. Вначале специалисты подумали что это землетрясение, поскольку Иркутская обсерватория расположена вблизи горных массивов, и такие явления повторяются здесь довольно часто. Однако на этот раз запись сейсмографа имела очень странный вид. Характерные зигзаги повторялись дольше, чем обычно, к тому же было несколько непонятных дополнительных зигзагов.

Сотрудники обсерватории сразу разослали сообщения местным корреспондентам, чтобы узнать у них о землетрясении. Ответы были совершенно неожиданными. Большинство корреспондентов утверждало, что землетрясения вообще не было, но были очень громкие звуки, напоминающие гром или стрельбу.

Один из корреспондентов писал, что около восьми часов утра он услышал гром, который становился всё сильнее и напоминал пороховой взрыв, который потом перерос в треск, а потом в гул. Спустя 20 минут гром прекратился. Автор также сообщил, что один из его соседей видел летящую звезду с огненным хвостом, которая будто бы упала в воду.

Сотрудник метеорологической станции в Кирнске, увидев лишнюю черту на ленте барографа, решил расспросить местных жителей. «Они говорили, что в начале восьмого на северо-западе будто бы появился огненный столб в виде копья. Когда столб исчез, послышались пять сильных ударов, как из пушки, потом в этом месте показалось густое облако. Минут через 15 слышны были опять такие же удары, ещё через 15 минут повторилось то же», — писал он в своих воспоминаниях.

Позже выяснилось, что сотрясение почвы было зафиксировано сейсмическими станциями в различных районах земного шара, в том числе в Западном полушарии. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до центральной Сибири наблюдалось сильное свечение неба.

Первую экспедицию на место катастрофы послали почти через 20 лет после случившегося. Её возглавил Леонид Алексеевич Кулик, который проявлял особый интерес к изучению странного небесного тела, получившего название «Тунгусский метеорит». Исследователи обнаружили, что в месте предполагаемого падения метеорита повален лес на значительной площади. Самым странным оказалось то, что в месте, которое должно было быть эпицентром взрыва, лес остался стоять, а следы метеоритного кратера отсутствовали.

Последующие несколько экспедиций Кулика, прошедшие с 1927 по 1939 год, также не обнаружили никаких доказательств падения метеорита, хотя факты катастрофы были видны очень хорошо. Кулик пытался найти остатки метеорита, организовал аэрофотосъёмку места падения, собрал информацию у местных жителей, но так ничего, связанного с метеоритом, не обнаружил.

Расчёты показывали, что падение «Тунгусского метеорита» привело бы к образованию воронки глубиной в 200 метров и радиусом в 1000 метров. Такую яму легко обнаружить и сейчас. Кроме того, в эпицентре взрыва должны быть более масштабные разрушения, однако деревья там устояли. Причём сучья у них были обломаны таким образом, словно взрывная волна ударила по ним сверху.

Вначале Кулик принял за остатки кратера бугристое торфяное болото и начал там раскопки. Однако ни раскопки, ни бурение воронок не дали результатов. Метеорит бесследно исчез. А само болото оказалось карстовой воронкой. Исследование Кулика было прервано в 1941 году из-за войны, но он до последнего оставался сторонником гипотезы о метеоритной природе Тунгусского феномена.

Однако на этом исследования не закончились. После войны начались и другие экспедиции в район падения «Тунгусского метеорита». Исследователи высказывали более сотни различных гипотез произошедшего — от взрыва болотного газа до крушения инопланетного корабля. Однако ни одна из них полностью не объясняет все особенности катастрофы.

Гипотезы даже пришлось классифицировать по типам: техногенные, связанные с антивеществом, геофизические, метеоритные, синтетические и религиозные. Самой распространённой версией считается падение на Землю ядра или осколка кометы. Кометы состоят в основном изо льда и замёрзшего газа с небольшим вкраплением твёрдых веществ, что отличает их от полностью твёрдых астероидов.

Если ядро кометы мчалось со сверхзвуковой скоростью, то при его полёте неизбежно должны были возникать баллистические волны, которые валили деревья и издавали звуки, напоминающие раскаты грома. Эта гипотеза также хорошо объясняет отсутствие воронки и осколков — ледяное ядро разогрелось и на некоторой высоте мгновенно испарилось. Из-за этого выделилось большое количество энергии, сравнимое с энергией ядерного взрыва. Это объяснение потом было принято довольно большим числом астрономов.

В 1945 году советский писатель-фантаст Александр Казанцев высказал предположение, что «Тунгусский метеорит» являлся космическим кораблём внеземной цивилизации, который потерпел крушение. Однако эта версия сразу же была отвергнута астрономами и специалистами по метеоритике. В журнале «Наука и жизнь» вышла «разгромная статья», в которой учёные отвергли инопланетную теорию «Тунгусского феномена» и утверждали, что метеоритный кратер вскоре будет найден.

Одной из альтернативных версий «Тунгусского феномена» является проведение опытов знаменитого физика Николы Теслы. Согласно этой гипотезе, 30 июня 1908 года Тесла проводил опыт по передаче энергии по воздуху. Эта версия подкрепляется тем, что за несколько месяцев до взрыва Тесла заявил о намерении осветить дорогу к северному полюсу экспедиции знаменитого путешественника Роберта Пири.

Также в пользу версии «Тесла» говорит тот факт, что физик запрашивал карты «наименее заселённых частей Сибири». Записи об этом сохранились в журнале библиотеки Конгресса США. Также любопытно, что жители Канады и Северной Европы замечали в небе серебристые облака, которые пульсировали. То же самое наблюдали очевидцы опытов Теслы в его лаборатории в Колорадо-Спрингс.

Тунгусская катастрофа до сих пор продолжает волновать учёных. Ряд исследователей считает, что наука столкнулась с каким-то ещё неизвестным человеку уникальным явлением, которое ещё предстоит разгадать. Ключевым звеном в изучении природы Тунгусского метеорита является вопрос о том, каким был его материальный состав. Однако до сих пор вещество, которое можно было бы гарантированно отождествить с веществом «Тунгусского метеорита», найдено не было.