/ Новости сайта / Космос / Астрономы открыли "тройной" Татуин
08.07.2016

Астрономы открыли "тройной" Татуин

Планетологи впервые обнаружили планету, которая вращается сразу вокруг трех светил, что делает ее своеобразным "тройным" аналогом Татуина, родины Люка Скайуокера из "Звездных Войн".

Так называемые "татуины" – планеты, вращающиеся вокруг двух звезд – являются относительной редкостью. С момента открытия первой такой планеты, найденной телескопом "Кеплер" в 2011 году, было найдено всего 10 "татуинов" в восьми звездных системах. Ученые связывают их редкость с тем, что такие планеты крайне сложно видеть при помощи имеющихся сегодня телескопов.

"Примерно половину года на этой планете, который длится 550 земных лет, на ее небосводе видны сразу три звезды. Два менее ярких светила всегда расположены близко друг к другу, а третья звезда то сближается, то удаляется от них. В то время, когда эти звезды расположены вместе, они порождают уникальные тройные закаты и рассветы, а в других случаях закат одного светила сопровождается восходом другого. В это время день длится на этой планете 140 лет", — заявил Кевин Вагнер (Kevin Wagner) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Вагнер и его коллеги открыли пример крайне необычного "татуина", который можно выделить в отдельный класс экзопланет, наблюдая за целым выводком молодых звезд на стыке созвездий Скорпиона, Центавра и Волка при помощи телескопа VLT, установленного в обсерватории Параналь в Чили и инструмента SPHERE, способного видеть тепловую "тень" планет.

Ученых интересовали две вещи – то, как часто встречаются "татуины" и можно ли их увидеть напрямую при помощи оптических телескопов, в чем часто сомневаются многие другие планетологи. Наблюдая за примерно сотней молодых звезд в так называемой ассоциации Sco OB2, чей возраст не превышает 16 миллионов лет, планетологи нашли крайне необычный ответ на оба этих вопроса.

Плодом их поисков стала звездная система HD 131399 – семья из трех молодых звезд, удаленная от нас на 319 световых лет. Более крупная звезда в этой системе почти в два раза тяжелее Солнца, а меньшие светила, вращающиеся вокруг него на расстоянии примерно в 6 раз большем, чем Плутон вокруг Солнца, несколько уступают ему в массе.

Вокруг большей звезды, на расстоянии в 80 астрономических единиц, средних дистанций между Землей и Солнцем, вращается крупная планета-"татуин" HD 131399Ab, чья масса примерно в четыре раза больше, чем у Юпитера. Жизнь на ее поверхности или на ее спутниках вряд ли возможна – благодаря свечению трех звезд, ее средняя температура превышает адские 850 градусов Кельвина (576 градусов Цельсия).

Открытие планеты в такой конфигурации звезд и в таком месте стали полной неожиданностью для ученых – по их словам, малейшие сдвиги ее орбиты в сторону большей звезды или пары меньших светил дестабилизировали бы ее, и HD 131399Ab была бы давно выброшена из системы.

"Пока не понятно, как эта планета оказалась на столь далекой орбите в этой экстремальной звездной системе, и мы пока не можем сказать, как ее открытие меняет наши общие представления о планетных системах, существующих во Вселенной. С другой стороны, ее открытие показывает, что разнообразие их "видового состава" заметно выше, чем считали многие коллеги. "Татуины" еще слабо изучены, и можно сказать, что их может быть столько же, сколько и планет у одиноких звезд", — заключает Вагнер.