Вход / Регистрация
04.12.2024, 11:14
На Урале и в Древней Греции металл появился одновременно
Если ехать по дороге, соединяющей Серовский тракт с Московским, то можно увидеть указатель поворота «Археологический памятник Палатки 1». Лесная тропинка приведёт вас к гранитным скалам, очень похожим на шарташские Каменные Палатки. Чувствуется, без рук человека здесь не обошлось.
О самых интересных находках и нынешних, и прошлых раскопок рассказывает Валентина Викторова, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук, которая 38 лет исследует этот загадочный памятник. Впрочем, для неё здесь загадочного как раз ничего и нет.
— Посмотрите на эту глыбу, — показывает Валентина Дмитриевна. — Это же голова лося: вот глаза, так называемая серьга на морде. Видно, что она вырублена из скалы и повёрнута мордой в сторону святилища, которое мы тоже здесь нашли. Есть здесь и каменная голова медведя, и высеченные на скале рога лося, которые видны только под определённым углом света, есть подземный тоннель длиной 18 метров явно искусственного происхождения. Он за тысячелетия разрушился, но собака проходит. Мы обнаружили здесь множество каменных и металлических орудий труда и охоты, остатки мастерских, жилищ и древних металлургических печей. А в остатках дольмена, который находится отсюда неподалёку, нашли даже украшения из камней, самородных меди и серебра.
Один из 150 уральских дольменов.
— Кстати, а дольмены — что это всё-таки?
— Нам, археологам, совершенно очевидно, что и в Шотландии, и во Франции, и на Северном Кавказе, и у нас на Урале это были усыпальницы знатных людей. То же самое, что гробницы фараонов в Египте…
В эпоху мезолита (VIII-VII тысячелетие до н. э.) здесь был остров посреди озера, на котором время от времени жили древние люди, делали из камней орудия труда, предметы быта и на одной из трёх площадок у них был святилищный комплекс. Вообще, это было интересное время: начал меняться климат, а с ним и рельефы местности. До сих пор здесь была лесостепь, а стали появляться озёра, тайга, тундра. Древние люди вынуждены были приспосабливаться и придумали лук и стрелы, стали делать лодки и вёсла, для этого нужны были инструменты, и делали их, естественно, из камня.
В неолит (VI-IV тысячелетие до н. э.) местное население посещало остров временами, а вот в конце V тысячелетия до н. э. мигранты с Переднего Востока обустроили здесь единое сакральное пространство.
Но самой интенсивной была жизнь на острове в эпоху энеолита (кон. IV-III тысячелетие до н. э.), когда на нём, сменяя друг друга, жили представители липчинской, шувакишской, аятской и елизаветинской культур. Следы их пребывания сохранились на трёх площадках. У подножия тоннеля были найдены остатки жертвоприношений и многотонная фигура головы медведя. Население шувакишской и аятской культур оставило потомкам следы жилищ и мастерских. А в ритуальной постройке был обнаружен уникальный керамический сосуд с рисунками мифа о сотворении земли и людей. На сосуде были изображены горы, ныряющие за землёй водоплавающие птицы. Известный мансийский миф гласит, что именно утки достали со дна землю, которая стала разрастаться и потом на ней появились люди.
— Кто были эти люди? Как они выглядели?
— В основном это предки манси, марийцев, удмуртов — народов угро-финской языковой группы. Позже часть их перемешалась с переселенцами с Востока, это уже были индоевропейцы, а часть ушла на север.
— Столько слоёв, культур — как это всё раскладывалось по хронологии?
— Только через остатки древесного угля. Есть довольно точный метод определения времени его сжигания (с помощью изотопов). Вот нашли мы во время раскопок небольшую, примерно с кошку, каменную фигуру медведя, нос которой упирался в обугленный кусок дерева. По нему и определим время этого культурного слоя.
— Бронзовый век, медный, потом железный… А не совпадают ли они по хронологии появления, скажем, с Древней Грецией?
— Почти! Разные народы в разных местах, не общаясь друг с другом, открыли технологии получения металла.
Когда древние уральцы стали металлургами?
Эпоха бронзы — это рубеж III-II тысячелетий до новой эры, когда на основе местного населения и групп, пришедших с Южного Урала, здесь сложилась коптяковская культура. К разным этапам жизни коптяковской культуры относятся остатки жилищ, металлургического производства, погребения-кенотафы. Объекты и находки этого времени на острове — свидетельство первого взлёта металлургии на Урале.
Второй случился в раннем железном веке (VII-III века до н. э.). В составе Иткульского металлургического очага (в районе озера Иткуль Челябинской области) одним из самых ранних было Верх-Исетское гнездо металлургии меди. В это время вся средняя площадка памятника Палатки 1 была занята металлургическими мастерскими. От древних горнов остались только несколько чаш-углублений естественного характера, которые обкладывались камнями, оснащались мехами, и там плавили металл. В позднем железном веке (VI-IX века н. э.) на памятнике Палатки 1 продолжали работать металлурги, используя для плавки железа систему из 3–5 горнов, расположенных в широких щелях гранита.
О самых интересных находках и нынешних, и прошлых раскопок рассказывает Валентина Викторова, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук, которая 38 лет исследует этот загадочный памятник. Впрочем, для неё здесь загадочного как раз ничего и нет.
— Посмотрите на эту глыбу, — показывает Валентина Дмитриевна. — Это же голова лося: вот глаза, так называемая серьга на морде. Видно, что она вырублена из скалы и повёрнута мордой в сторону святилища, которое мы тоже здесь нашли. Есть здесь и каменная голова медведя, и высеченные на скале рога лося, которые видны только под определённым углом света, есть подземный тоннель длиной 18 метров явно искусственного происхождения. Он за тысячелетия разрушился, но собака проходит. Мы обнаружили здесь множество каменных и металлических орудий труда и охоты, остатки мастерских, жилищ и древних металлургических печей. А в остатках дольмена, который находится отсюда неподалёку, нашли даже украшения из камней, самородных меди и серебра.
Один из 150 уральских дольменов.
— Кстати, а дольмены — что это всё-таки?
— Нам, археологам, совершенно очевидно, что и в Шотландии, и во Франции, и на Северном Кавказе, и у нас на Урале это были усыпальницы знатных людей. То же самое, что гробницы фараонов в Египте…
В эпоху мезолита (VIII-VII тысячелетие до н. э.) здесь был остров посреди озера, на котором время от времени жили древние люди, делали из камней орудия труда, предметы быта и на одной из трёх площадок у них был святилищный комплекс. Вообще, это было интересное время: начал меняться климат, а с ним и рельефы местности. До сих пор здесь была лесостепь, а стали появляться озёра, тайга, тундра. Древние люди вынуждены были приспосабливаться и придумали лук и стрелы, стали делать лодки и вёсла, для этого нужны были инструменты, и делали их, естественно, из камня.
В неолит (VI-IV тысячелетие до н. э.) местное население посещало остров временами, а вот в конце V тысячелетия до н. э. мигранты с Переднего Востока обустроили здесь единое сакральное пространство.
Но самой интенсивной была жизнь на острове в эпоху энеолита (кон. IV-III тысячелетие до н. э.), когда на нём, сменяя друг друга, жили представители липчинской, шувакишской, аятской и елизаветинской культур. Следы их пребывания сохранились на трёх площадках. У подножия тоннеля были найдены остатки жертвоприношений и многотонная фигура головы медведя. Население шувакишской и аятской культур оставило потомкам следы жилищ и мастерских. А в ритуальной постройке был обнаружен уникальный керамический сосуд с рисунками мифа о сотворении земли и людей. На сосуде были изображены горы, ныряющие за землёй водоплавающие птицы. Известный мансийский миф гласит, что именно утки достали со дна землю, которая стала разрастаться и потом на ней появились люди.
— Кто были эти люди? Как они выглядели?
— В основном это предки манси, марийцев, удмуртов — народов угро-финской языковой группы. Позже часть их перемешалась с переселенцами с Востока, это уже были индоевропейцы, а часть ушла на север.
— Столько слоёв, культур — как это всё раскладывалось по хронологии?
— Только через остатки древесного угля. Есть довольно точный метод определения времени его сжигания (с помощью изотопов). Вот нашли мы во время раскопок небольшую, примерно с кошку, каменную фигуру медведя, нос которой упирался в обугленный кусок дерева. По нему и определим время этого культурного слоя.
— Бронзовый век, медный, потом железный… А не совпадают ли они по хронологии появления, скажем, с Древней Грецией?
— Почти! Разные народы в разных местах, не общаясь друг с другом, открыли технологии получения металла.
Когда древние уральцы стали металлургами?
Эпоха бронзы — это рубеж III-II тысячелетий до новой эры, когда на основе местного населения и групп, пришедших с Южного Урала, здесь сложилась коптяковская культура. К разным этапам жизни коптяковской культуры относятся остатки жилищ, металлургического производства, погребения-кенотафы. Объекты и находки этого времени на острове — свидетельство первого взлёта металлургии на Урале.
Второй случился в раннем железном веке (VII-III века до н. э.). В составе Иткульского металлургического очага (в районе озера Иткуль Челябинской области) одним из самых ранних было Верх-Исетское гнездо металлургии меди. В это время вся средняя площадка памятника Палатки 1 была занята металлургическими мастерскими. От древних горнов остались только несколько чаш-углублений естественного характера, которые обкладывались камнями, оснащались мехами, и там плавили металл. В позднем железном веке (VI-IX века н. э.) на памятнике Палатки 1 продолжали работать металлурги, используя для плавки железа систему из 3–5 горнов, расположенных в широких щелях гранита.
 
Комментарии 2
0
paranormal
17.07.2016 19:19
[Материал]
Фото дольмена с острова Веры на озере Тургояк под Миассом. Ну или они близнецы . И морда лося в "пещере" тоже есть на о.Веры
|