Вход / Регистрация
13.11.2024, 04:00
Ледовое завихрение в море Лабрадор
Когда пилот Джефф Дэвис заметил с высоты около 11 километров нечто похожее на формирование циклона, то не сразу понял, что это, приняв поначалу за шторм. Спектрорадиометры MODIS на спутниках НАСА «Терра» и «Аква» запечатлели этот ледовый водоворот у канадского побережья Лабрадора.
«Я никогда не видел ничего подобного», — сказал он. «На первый взгляд мне показалось, что это был ураган системы низкого давления, но затем я понял, что это не облака, а поверхность льда. Это было редкое зрелище».
Дэвис, который пилотировал трансатлантические рейсы в течение 16 лет, впервые за все время стал свидетелем такого явления. Вальтер Майер, специалист НАСА по криосфере, объяснил это тем, что для обеспечения его видимости с высоты крейсерского полета необходимы ясное небо и одинаковая температура воды и воздуха.
«Прежде всего наблюдатель должен оказаться в нужное время в нужном месте при безоблачном небе. Если водоворот слишком мал или компактен, вы его не увидите, как не увидите, если лед слишком толстый или если он растает. Не так много времени проходит между этими двумя крайностями».
Когда лед тает, он распадается на части, как при дроблении для коктейля. Затем морские течения, перемещая эти фрагменты льда, образуют водоворот, на вид напоминающий циклон. Это происходит как в весенний период, когда лед оттаивает, так и осенью, когда лед начинает замерзать. Однако даже в это время такой водоворот не образуется, если нет определенных температурных условий: достаточно теплой воды для распада льда на фрагменты, но при этом достаточно холодной, чтобы они оставались в замороженном виде.
В то время как возможность наблюдать такой водоворот представляется редко из-за частой облачности над арктическими морями, Майер отмечает, что ледовые водовороты представляют собой довольно распространенное явление. Эти образования могут быть большими (несколько сотен километров в поперечнике) или небольшими (всего несколько сотен метров). Льдины в таких завихрениях могут достигать нескольких метров в ширину, что создает опасность для судов.
«Я никогда не видел ничего подобного», — сказал он. «На первый взгляд мне показалось, что это был ураган системы низкого давления, но затем я понял, что это не облака, а поверхность льда. Это было редкое зрелище».
Дэвис, который пилотировал трансатлантические рейсы в течение 16 лет, впервые за все время стал свидетелем такого явления. Вальтер Майер, специалист НАСА по криосфере, объяснил это тем, что для обеспечения его видимости с высоты крейсерского полета необходимы ясное небо и одинаковая температура воды и воздуха.
«Прежде всего наблюдатель должен оказаться в нужное время в нужном месте при безоблачном небе. Если водоворот слишком мал или компактен, вы его не увидите, как не увидите, если лед слишком толстый или если он растает. Не так много времени проходит между этими двумя крайностями».
Когда лед тает, он распадается на части, как при дроблении для коктейля. Затем морские течения, перемещая эти фрагменты льда, образуют водоворот, на вид напоминающий циклон. Это происходит как в весенний период, когда лед оттаивает, так и осенью, когда лед начинает замерзать. Однако даже в это время такой водоворот не образуется, если нет определенных температурных условий: достаточно теплой воды для распада льда на фрагменты, но при этом достаточно холодной, чтобы они оставались в замороженном виде.
В то время как возможность наблюдать такой водоворот представляется редко из-за частой облачности над арктическими морями, Майер отмечает, что ледовые водовороты представляют собой довольно распространенное явление. Эти образования могут быть большими (несколько сотен километров в поперечнике) или небольшими (всего несколько сотен метров). Льдины в таких завихрениях могут достигать нескольких метров в ширину, что создает опасность для судов.