Вход / Регистрация
22.11.2024, 05:01
В китайской гробнице нашли утраченные изречения Конфуция
Совсем недавно, в 2011 году, возле города Наньчан на юго-востоке Китая был обнаружен древний некрополь. Подобная находка где-нибудь в Европе стала бы событием столетия, а для Китая это всего лишь "одно из 10 выдающихся археологических открытий начала XXI века". Но скоро ранг открытия может повыситься до "эпохального".
Представьте масштабы: некрополь Хайхуньхоу – это восемь гробниц и отдельное захоронение транспортных средств (пять колесниц, каждая запряжена четырьмя лошадьми). Площадь некрополя – 40 тысяч кв. метров. За пять лет раскопок было найдено около 20 тысяч артефактов, среди которых – центнер золотых и тонны бронзовых монет, золотые слитки в форме лошадиных копыт, нефритовые украшения, музыкальные инструменты, древнейшее в Китае перегонное устройство для получения алкоголя, библиотека и архив документов на 5000 бамбуковых дощечках… Список далеко не полный, к тому же по мере раскопок археологи добавляют в него сотни новых позиций ежегодно.
Археологи без труда определили, что захоронения относятся к эпохе династии Западная Хань (206 год до нашей эры – 9 год нашей эры), и сосредоточили усилия на главной гробнице некрополя Хайхуньхоу. Догадки по поводу личности ее владельца полностью подтвердились в 2015 году, когда была найдена именная печать покойного. Хайхуньхоу – не название местности, это прямое указание на определенного человека: хоу (князя) удела Хайхунь, больше известного как император Лю Хэ.
Лю Хэ – чрезвычайно интересная личность: ни до, ни после не было в Поднебесной человека, успевшего последовательно побывать царем, императором и заштатным князем (в англоязычных текстах используется титул "маркиз", ранг между герцогом и графом).
Лю Хе стал императором в 74 году до нашей эры, но на троне не задержался – его низложили всего через 27 дней по причине недостойного поведения. Меньше чем за месяц он успел совершить 1127 критических ошибок, все они перечислены в длинном списке предъявленных Лю Хэ обвинений. Лейтмотив – "организация празднеств и игрищ во время траура" по покойному императору и "разбазаривание государственной казны".
Современники сочли, что лишение императорского титула и понижение в статусе – достаточное наказание для юноши. Сначала Лю Хэ вернули на родину в Чанъи, а через десять лет новый император даже присвоил Лю Хэ титул хоу удела Хайхунь. Судя по сокровищам некрополя Хайхуньхоу, "император в отставке" продолжал жить на полную катушку. Власть интересовала его гораздо меньше, чем земные удовольствия – пирушки с друзьями, женщины, охота и прочие аристократические развлечения. Может, они его и погубили: Лю Хэ умер довольно молодым, в 33 года.
О Конфуции древнекитайский бонвиван, безусловно, слышал, но, как говорится, "не читал". В том, что изречения Конфуция были найдены в загробной библиотеке низложенного за непотребства императора, есть определенная ирония – и глубокий исторический смысл.
Конфуций (551 — 479 годы до нашей эры) считается создателем образа идеального гражданина Поднебесной – скромного, справедливого, бескорыстного, гуманного, обладающего высоким чувством долга перед обществом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде", – говорил Конфуций.
Высшей целью управления провозглашались интересы народа. Сооснователь конфуцианства, Мэн-цзы, даже обосновал право людей на восстание против недобродетельного правителя. Истинно благородный сановник, по Конфуцию, должен быть учителем народа, его прямая обязанность – воспитание народа, в том числе и личным примером. Государь – не исключение. У Конфуция понятия "благородный муж" (совершенный, гуманный человек), "государь" и "правитель" часто совпадают.
Лю Хэ не соответствовал ни одному пункту, за что и поплатился. Однако изречения Конфуция он взял с собой в могилу (или их туда положили организаторы похорон) как обязательное чтение для представителя знати своего времени. Находка лишний раз подтвердила имеющиеся исторические данные: конфуцианство начало распространяться в китайском высшем обществе во время правления династии Хань, к которой относился и Лю Хэ.
Ранее, при первом императоре Цинь Шихуанди, приверженцы конфуцианства подвергались страшным репрессиям – взгляды на управление государством у великого диктатора и последователей великого мудреца категорически не совпадали. Императоры династии Хань оказались более дальновидными: учение Конфуция они обратили себе на пользу, и в конечном счете конфуцианство легло в основу китайской государственности.
Для понимания исторического контекста стоит добавить, что в I веке до нашей эры, когда жил и умер Лю Хэ, конфуцианство еще не оформилось в единую государственную идеологию с каноническими текстами. Это произошло столетием позже. Именно по этой причине речения Конфуция, найденные в гробнице Лю Хэ, обладают невероятной ценностью: они являются одной из трех ранних версий величайшего наследия Конфуция – книги "Лунь Юй", известной на Западе как "Аналекты".
"Лунь Юй" или, в русском переводе, "Беседы и суждения" – это сборник цитат, устных высказываний, преданий и деяний Конфуция, составленный его последователями. Сам Конфуций ничего не записывал: "я не создаю, но лишь повторяю изученное", говорил он. Учитель Кун считал себя посредником, не изобретающим ничего нового, а лишь передающим современникам учение мудрецов древности и плоды своего общения с миром духов.
Составление "Лунь Юй" началось после смерти Конфуция и заняло почти 50 лет. Последние два тысячелетия эта книга была одной из самых читаемых и почитаемых в Поднебесной, образованный человек был обязан выучить "Лунь Юй" наизусть.
"Лунь Юй" создавалась учениками и последователями Конфуция в эпоху Сражающихся царств (475 – 221 годы до н. э.). При первом императоре Цинь Шихуанди записанные речения вместе с распространявшими их людьми пережили страшный период "сожжения книг и погребения книжников". К началу распространения конфуцианства при династии Хань были известны две версии "Лунь Юй", во II веке до н.э. появилась третья. Основное отличие между ними – количество иероглифов и глав.
Две древнейшие версии получили названия "Речения царства Лу" (Лу Лунь, 20 глав) и "Речения царства Ци" (Ци Лунь, 22 главы). Третья версия, "Древние речения" (Гу лунь), была по преданию найдена в стене дома Конфуция и, возможно, являлась самой ранней из всех. Она насчитывала 21 главу.
До сих пор неизвестно, какая из трех древних версий легла в основу официальной (канонической) редакции. Современный вариант "Лунь Юй" состоит из 20 глав.
Какая же из трех версий найдена в гробнице "несостоявшегося императора" Лю Хэ? Археологи практически не сомневаются, что речь идет о самой крупной из них – версии Ци Лунь.
Оригинал Ци Лунь был утрачен около 1800 лет назад. Если подтвердится, что разбивка текста на главы соответствует версии Ци, сохранившейся в поздних копиях, это станет поистине эпохальным открытием для Китая и мировой науки.
Профессор Синь Ли Сян (Xin Lixiang), руководитель раскопок некрополя Хайхуньхоу, рассказывает о находке со свойственной ученым осторожностью. По его мнению, для окончательного подтверждения требуются дополнительные исследования с применением современных технологий.
В гробнице Лю Хэ было найдено больше 5000 бамбуковых дощечек с иероглифами. Изречения Конфуция обнаружились не сразу, они затерялись между докладами чиновников, медицинскими трактатами и сельскохозяйственными записями. Синь Ли Сян пояснил, что ученые завершили разбор дощечек и сейчас занимаются их консервацией, которая будет закончена к концу года.
Основная проблема в том, что еще в древности гробницу затопило, и вся найденная в захоронении органика (включая останки Лю Хэ) имеет следы гниения. Бамбуковые дощечки не исключение. После завершения консервации эксперты изучат драгоценные записи методом инфракрасного сканирования: современная технология поможет идентифицировать нечитаемые символы и максимально точно расшифровать сохранившиеся фрагменты для полного анализа текста.
Любопытно, что это не первый связанный с Конфуцием артефакт из гробницы "нечестивца" Лю Хэ. В ноябре 2015 года археологи объявили о невероятной находке: в погребальной камере был обнаружен древнейший из портретов Конфуция, выполненный на лаковой ширме.
"На ширме различимы три портрета, подписи к ним содержат имена Конфуция, его отца Шулян Хэ и одного из любимых учеников, Янь Хуэя. Имена прямо указывают на то, что один из трех изображенных мужчин – сам Конфуций", – рассказал один из руководителей раскопок.
Ширму удалось частично отреставрировать, но артефакт настолько ценный, а лаковое покрытие и материал ширмы настолько хрупкие, что уникальный портрет до сих пор не показали широкой публике и вряд ли он будет участвовать в выставках, посвященных некрополю Хайхуньхоу.
Что бы сказал учитель Кун, узнав, что величайшие из связанных с ним артефактов происходят из гробницы самого недостойного императора Поднебесной?
Возможно, процитировал бы сам себя: "Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя" (Лунь Юй, 4:17).
Представьте масштабы: некрополь Хайхуньхоу – это восемь гробниц и отдельное захоронение транспортных средств (пять колесниц, каждая запряжена четырьмя лошадьми). Площадь некрополя – 40 тысяч кв. метров. За пять лет раскопок было найдено около 20 тысяч артефактов, среди которых – центнер золотых и тонны бронзовых монет, золотые слитки в форме лошадиных копыт, нефритовые украшения, музыкальные инструменты, древнейшее в Китае перегонное устройство для получения алкоголя, библиотека и архив документов на 5000 бамбуковых дощечках… Список далеко не полный, к тому же по мере раскопок археологи добавляют в него сотни новых позиций ежегодно.
Археологи без труда определили, что захоронения относятся к эпохе династии Западная Хань (206 год до нашей эры – 9 год нашей эры), и сосредоточили усилия на главной гробнице некрополя Хайхуньхоу. Догадки по поводу личности ее владельца полностью подтвердились в 2015 году, когда была найдена именная печать покойного. Хайхуньхоу – не название местности, это прямое указание на определенного человека: хоу (князя) удела Хайхунь, больше известного как император Лю Хэ.
Лю Хэ – чрезвычайно интересная личность: ни до, ни после не было в Поднебесной человека, успевшего последовательно побывать царем, императором и заштатным князем (в англоязычных текстах используется титул "маркиз", ранг между герцогом и графом).
Лю Хе стал императором в 74 году до нашей эры, но на троне не задержался – его низложили всего через 27 дней по причине недостойного поведения. Меньше чем за месяц он успел совершить 1127 критических ошибок, все они перечислены в длинном списке предъявленных Лю Хэ обвинений. Лейтмотив – "организация празднеств и игрищ во время траура" по покойному императору и "разбазаривание государственной казны".
Современники сочли, что лишение императорского титула и понижение в статусе – достаточное наказание для юноши. Сначала Лю Хэ вернули на родину в Чанъи, а через десять лет новый император даже присвоил Лю Хэ титул хоу удела Хайхунь. Судя по сокровищам некрополя Хайхуньхоу, "император в отставке" продолжал жить на полную катушку. Власть интересовала его гораздо меньше, чем земные удовольствия – пирушки с друзьями, женщины, охота и прочие аристократические развлечения. Может, они его и погубили: Лю Хэ умер довольно молодым, в 33 года.
О Конфуции древнекитайский бонвиван, безусловно, слышал, но, как говорится, "не читал". В том, что изречения Конфуция были найдены в загробной библиотеке низложенного за непотребства императора, есть определенная ирония – и глубокий исторический смысл.
Конфуций (551 — 479 годы до нашей эры) считается создателем образа идеального гражданина Поднебесной – скромного, справедливого, бескорыстного, гуманного, обладающего высоким чувством долга перед обществом. "Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде", – говорил Конфуций.
Высшей целью управления провозглашались интересы народа. Сооснователь конфуцианства, Мэн-цзы, даже обосновал право людей на восстание против недобродетельного правителя. Истинно благородный сановник, по Конфуцию, должен быть учителем народа, его прямая обязанность – воспитание народа, в том числе и личным примером. Государь – не исключение. У Конфуция понятия "благородный муж" (совершенный, гуманный человек), "государь" и "правитель" часто совпадают.
Лю Хэ не соответствовал ни одному пункту, за что и поплатился. Однако изречения Конфуция он взял с собой в могилу (или их туда положили организаторы похорон) как обязательное чтение для представителя знати своего времени. Находка лишний раз подтвердила имеющиеся исторические данные: конфуцианство начало распространяться в китайском высшем обществе во время правления династии Хань, к которой относился и Лю Хэ.
Ранее, при первом императоре Цинь Шихуанди, приверженцы конфуцианства подвергались страшным репрессиям – взгляды на управление государством у великого диктатора и последователей великого мудреца категорически не совпадали. Императоры династии Хань оказались более дальновидными: учение Конфуция они обратили себе на пользу, и в конечном счете конфуцианство легло в основу китайской государственности.
Для понимания исторического контекста стоит добавить, что в I веке до нашей эры, когда жил и умер Лю Хэ, конфуцианство еще не оформилось в единую государственную идеологию с каноническими текстами. Это произошло столетием позже. Именно по этой причине речения Конфуция, найденные в гробнице Лю Хэ, обладают невероятной ценностью: они являются одной из трех ранних версий величайшего наследия Конфуция – книги "Лунь Юй", известной на Западе как "Аналекты".
"Лунь Юй" или, в русском переводе, "Беседы и суждения" – это сборник цитат, устных высказываний, преданий и деяний Конфуция, составленный его последователями. Сам Конфуций ничего не записывал: "я не создаю, но лишь повторяю изученное", говорил он. Учитель Кун считал себя посредником, не изобретающим ничего нового, а лишь передающим современникам учение мудрецов древности и плоды своего общения с миром духов.
Составление "Лунь Юй" началось после смерти Конфуция и заняло почти 50 лет. Последние два тысячелетия эта книга была одной из самых читаемых и почитаемых в Поднебесной, образованный человек был обязан выучить "Лунь Юй" наизусть.
"Лунь Юй" создавалась учениками и последователями Конфуция в эпоху Сражающихся царств (475 – 221 годы до н. э.). При первом императоре Цинь Шихуанди записанные речения вместе с распространявшими их людьми пережили страшный период "сожжения книг и погребения книжников". К началу распространения конфуцианства при династии Хань были известны две версии "Лунь Юй", во II веке до н.э. появилась третья. Основное отличие между ними – количество иероглифов и глав.
Две древнейшие версии получили названия "Речения царства Лу" (Лу Лунь, 20 глав) и "Речения царства Ци" (Ци Лунь, 22 главы). Третья версия, "Древние речения" (Гу лунь), была по преданию найдена в стене дома Конфуция и, возможно, являлась самой ранней из всех. Она насчитывала 21 главу.
До сих пор неизвестно, какая из трех древних версий легла в основу официальной (канонической) редакции. Современный вариант "Лунь Юй" состоит из 20 глав.
Какая же из трех версий найдена в гробнице "несостоявшегося императора" Лю Хэ? Археологи практически не сомневаются, что речь идет о самой крупной из них – версии Ци Лунь.
Оригинал Ци Лунь был утрачен около 1800 лет назад. Если подтвердится, что разбивка текста на главы соответствует версии Ци, сохранившейся в поздних копиях, это станет поистине эпохальным открытием для Китая и мировой науки.
Профессор Синь Ли Сян (Xin Lixiang), руководитель раскопок некрополя Хайхуньхоу, рассказывает о находке со свойственной ученым осторожностью. По его мнению, для окончательного подтверждения требуются дополнительные исследования с применением современных технологий.
В гробнице Лю Хэ было найдено больше 5000 бамбуковых дощечек с иероглифами. Изречения Конфуция обнаружились не сразу, они затерялись между докладами чиновников, медицинскими трактатами и сельскохозяйственными записями. Синь Ли Сян пояснил, что ученые завершили разбор дощечек и сейчас занимаются их консервацией, которая будет закончена к концу года.
Основная проблема в том, что еще в древности гробницу затопило, и вся найденная в захоронении органика (включая останки Лю Хэ) имеет следы гниения. Бамбуковые дощечки не исключение. После завершения консервации эксперты изучат драгоценные записи методом инфракрасного сканирования: современная технология поможет идентифицировать нечитаемые символы и максимально точно расшифровать сохранившиеся фрагменты для полного анализа текста.
Любопытно, что это не первый связанный с Конфуцием артефакт из гробницы "нечестивца" Лю Хэ. В ноябре 2015 года археологи объявили о невероятной находке: в погребальной камере был обнаружен древнейший из портретов Конфуция, выполненный на лаковой ширме.
"На ширме различимы три портрета, подписи к ним содержат имена Конфуция, его отца Шулян Хэ и одного из любимых учеников, Янь Хуэя. Имена прямо указывают на то, что один из трех изображенных мужчин – сам Конфуций", – рассказал один из руководителей раскопок.
Ширму удалось частично отреставрировать, но артефакт настолько ценный, а лаковое покрытие и материал ширмы настолько хрупкие, что уникальный портрет до сих пор не показали широкой публике и вряд ли он будет участвовать в выставках, посвященных некрополю Хайхуньхоу.
Что бы сказал учитель Кун, узнав, что величайшие из связанных с ним артефактов происходят из гробницы самого недостойного императора Поднебесной?
Возможно, процитировал бы сам себя: "Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя" (Лунь Юй, 4:17).
 
Источник: http://www.vesti.ru
Комментарии 13
0
malipas
29.09.2016 19:15
[Материал]
В “Лунь юе” полностью отсутствует мистический пласт, а также натурфилософская проблематика. Внешне бессистемно скомпонованные афоризмы объединены темой созидания идеального общественного порядка, который для Конфуция является выражением дао в Поднебесной. Его реализация возможна-в результате самосовершенствования человека посредством приобщения к “письменности/культуре” (вэнь). Этот процесс сопряжен с постижением дао, “человеческая” ипостась которого подразумевает воплощение в жизни индивида комплекса взаимосвязанных этических принципов: “сыновней почтительности и братской любви” (сяо ти), “верности и взаимности/великодушия” (чжуншу), “гуманности” (жэнь), “долга/справедливости” (и), “мудрости” (чжи), “мужества” (юн) и т. д. Их осуществление формирует личность “благородного мужа”, буквально “сына правителя” (цзюнь цзы). Данный термин имеет и этическое, и социальное наполнение: образ цзюнь цзы ассоциируется с правителем царства или представителем социальных верхов.
Категория “жэнь”, введенная в китайскую культуру Конфуцием, занимает в “Лунь юе” центральное положение, интегрируя все остальные нравственные принципы и нормы, включая “золотое правило” морали. Последнее фигурирует в “Лунь юе” в двух формулировках — отрицательной (“Чего не желаешь себе, того не навязывай другим” — V, 11; XII, 2; XV, 23) и положительной (“Побуждай людей к тому, в чем желаешь продвинуться сам” — VI, 28). Проекцией жэнь на общественные и межличностные отношения является ли-благопристойность: лишь “преодолев себя и возвратившись к благопристойности”, можно осуществить “золотое правило” морали (XII, 1— 2). “Возвращение” подразумевает ориентацию на “чжоуские ритуалы” (11—8 вв. до н. э.), считавшиеся установлениями “совершеннномудрых” правителей-ванов, получивших “небесный мандат” на правление ойкуменой. Идеализация “древности” (гу) корреспондирует с идеей предельного доверия к ней и ее наследию: “Передаю, а не создаю, верю древности и люблю ее” (VII, 11). Антипод “благородного мужа” в “Лунь юе” — утилитарно ориентированный “маленький человек” (сяо жэнь): “Благородный муж помышляет лишь о долге/справедливости, маленький человек помышляет лишь о выгоде” (IV, 11). Вместе с тем “по природе люди близки друг другу, по воспитанию (привычкам) далеки друг от друга” (XVII, 2), неизменны только высшая (врожденная) мудрость и низшая глупость (XVII, 3). Отсутствие стремления к высшим ценностям и учению чревато падением до уровня сяо жэня. Высшая добродетель — “сыновняя почтительность и почитание старшего брата” — предусматривает перенесение норм внутрисемейных отношений на социальную сферу в целом. Основа устойчивости общественного порядка — “любовь верхов к синь—благонадежности” (XIII, 4), которая предполагает взаимное доверие управляющих и управляемых (XII, 7). “Лунь юй” считается наиболее надежным источником сведений о взглядах Конфуция |
0
Мамонт
29.09.2016 20:03
[Материал]
И я в своё время прошёл через увлечение Востоком.
Они просто сохранили кое что из древней Великой культуры других народов...благодаря своей обезьяньей привычке всё копировать. И слава Богам, что сохранили...за это им спасибо. Но не надо приписывать себе чужие заслуги! А то и компас они изобрели...и порох....а пользоваться по назначению так и не научились..."изобретатели". Тоже самое, что приписывать изобретение микроскопа обезьяне, на основании того, что она умеет им колоть орехи Да мне мне плевать на бытующее мнение о "древности" Востока и прочем бреде. духовно развитые люди есть во всех народах. И на Западе, со всей его "бездуховностью" их даже больше, чем на рабском Востоке |
-2
Мамонт
29.09.2016 18:36
[Материал]
А при чём здесь ценности?
Я просто обратил внимание как Запад оценил и назвал труды Конфуция... Кстати Запад является наследником цивилизации Атлантиды и её культуры. Культ Солнца, культ войны, стремление к мировому господству, но демократия и социальное устройство общества...с его пенсиями, помощью инвалидам, беременным, старикам. Восток - наследник драконийской цивилизации рептилий. Культ Луны, дракона, наги, змеелюди, человеческие жертвоприношения. Полное отрицание ценности каждого человека. Приоритет интересов нации над личными. Мистификация всего и вся, для поддержания традиций и жёсткой власти правителя. Интересы государства превыше личных. |
0
Мамонт
29.09.2016 20:09
[Материал]
Россия утеряла свою культуру и теперь она ничья наследница.
Но ранее великие народы и цивилизации были на нашей земле. И было бы неплохо снова найти те утерянные знания. Чтобы стать их носителями. Тогда к нам придут как к старшему брату и Восток и Запад. А пока, мы всёже Европейцы со времён Петра I. В будущем нам не надо копировать ни Запад ни Восток, нужно искать свой путь, учтя ошибки и тех и других. |