Вход / Регистрация
22.11.2024, 23:41
Киммерийский вал. Древнейший мост в Северном Причерноморье
Изыскательные мероприятия на трассе магистрального газопровода позволили археологам сделать одно из самых видных открытий 2016 года: наиболее крупный и сохранившийся античный мост в Северном Причерноморье, который уже окрестили «Боспорскими воротами».
Расположен он в полях по грунтовой дороге между Горностаевкой и Новониколаевкой и является частью крупного оборонительного укрепления Боспорского царства — Киммерийского вала (иные названия — Аккосов, Узунларский и даже Турецкий), который протянулся на 36–38 километров.
Древние греки провели грандиозные, учитывая немногочисленность тогдашних поселений, ручные земляные работы. Прокопав на десятки километров траншею глубиной до 4 м и шириной до 20 м, пересыпав тот же объём породы на вал. В результате была создана оборонительная линия с препятствием высотой до 8 метров. Сверху она могла быть дополнительно усилена.
Археологи датируют время сооружения Киммерийского вала первой третью ІІІ века до Рождества Христова. Как и служившая тем же целям — защите от кочевников — Великая Китайская стена, большей частью это сооружение имеет земляную структуру. Однако древнегреческий историк и географ Страбон сообщал, что боспорский царь Асандр (І век до Р. Х.) построил каменные сторожевые башни вдоль вала через каждые два с лишним километра. Большей частью эти крепостные сооружения не дошли до наших дней от ветхости или будучи разобранными на протяжении веков на строительный камень.
По остаткам кладки моста толщиной до 3 м и высотой до 5 м, характеру и задачам данного объекта можно говорить о существовании прежде массивных въездных ворот, которые, возможно, фланкировались башнями. В нескольких десятках метров на восток от мостового перехода, то есть в глубь защищённой валом территории, вскрыв курган, исследователи нашли основание каменной стрелковой цитадели. То есть речь идёт о целом оборонительном комплексе с пропускным пунктом. Одном из многих — согласно сведениям Страбона и отдельным археологическим находкам.
Стоит с сожалением сказать, что крупный фрагмент античного фундамента, примыкавшего с юга к мосту, был полностью разобран. Похоже, это более поздняя постройка, поэтому археологи её просто ликвидировали. При этом нельзя сказать, что она сильно мешала обзору моста. Как бы ни хотелось оправдать действия исследователей древностей, но, в действительности, для них гораздо важнее произвести изыскания и написать собственные научные работы, чем сохранить памятники. Такой подход наблюдается сплошь и всюду на просторах Крыма: античные городища, дошедшие до нас через века, брошены и разрушаются природой и людьми так быстро, что через десятилетия останутся лишь признаки их прежнего существования.
Этот комплекс тоже не будет музеефицирован. На прилагаемой видеозаписи основание башни уже засыпано землёй — так же поступят и с мостом, а по его земляному центру уже проложена и накрыта грунтом 700-мм газовая труба.
Расположен он в полях по грунтовой дороге между Горностаевкой и Новониколаевкой и является частью крупного оборонительного укрепления Боспорского царства — Киммерийского вала (иные названия — Аккосов, Узунларский и даже Турецкий), который протянулся на 36–38 километров.
Древние греки провели грандиозные, учитывая немногочисленность тогдашних поселений, ручные земляные работы. Прокопав на десятки километров траншею глубиной до 4 м и шириной до 20 м, пересыпав тот же объём породы на вал. В результате была создана оборонительная линия с препятствием высотой до 8 метров. Сверху она могла быть дополнительно усилена.
Археологи датируют время сооружения Киммерийского вала первой третью ІІІ века до Рождества Христова. Как и служившая тем же целям — защите от кочевников — Великая Китайская стена, большей частью это сооружение имеет земляную структуру. Однако древнегреческий историк и географ Страбон сообщал, что боспорский царь Асандр (І век до Р. Х.) построил каменные сторожевые башни вдоль вала через каждые два с лишним километра. Большей частью эти крепостные сооружения не дошли до наших дней от ветхости или будучи разобранными на протяжении веков на строительный камень.
По остаткам кладки моста толщиной до 3 м и высотой до 5 м, характеру и задачам данного объекта можно говорить о существовании прежде массивных въездных ворот, которые, возможно, фланкировались башнями. В нескольких десятках метров на восток от мостового перехода, то есть в глубь защищённой валом территории, вскрыв курган, исследователи нашли основание каменной стрелковой цитадели. То есть речь идёт о целом оборонительном комплексе с пропускным пунктом. Одном из многих — согласно сведениям Страбона и отдельным археологическим находкам.
Стоит с сожалением сказать, что крупный фрагмент античного фундамента, примыкавшего с юга к мосту, был полностью разобран. Похоже, это более поздняя постройка, поэтому археологи её просто ликвидировали. При этом нельзя сказать, что она сильно мешала обзору моста. Как бы ни хотелось оправдать действия исследователей древностей, но, в действительности, для них гораздо важнее произвести изыскания и написать собственные научные работы, чем сохранить памятники. Такой подход наблюдается сплошь и всюду на просторах Крыма: античные городища, дошедшие до нас через века, брошены и разрушаются природой и людьми так быстро, что через десятилетия останутся лишь признаки их прежнего существования.
Этот комплекс тоже не будет музеефицирован. На прилагаемой видеозаписи основание башни уже засыпано землёй — так же поступят и с мостом, а по его земляному центру уже проложена и накрыта грунтом 700-мм газовая труба.