Вход / Регистрация
22.12.2024, 18:48
В Белгородской области нашли захоронения которым 3500 лет
В Белгородской области при строительстве дороги раскопали курган с захоронениями эпохи бронзы. Фонды Корочанского историко-краеведческого музея пополнились
новыми экспонатами: останками трёх древних людей. Скелет одного из них
хорошо сохранился. Оба мужчины были высокого роста – около 180 см.
Сруб под землёй
В мае 2016 года в Корочанском районе расширяли дорогу Белгород – Павловск. В зону реконструкции попал объект археологического наследия – курган № 10 у хутора Гороженое. Спасательные раскопки провела компания «Белгородская археологическая экспертиза» и обнаружила три погребения. В двух из них, сделанных примерно 3 500 лет назад, ещё до того, как был насыпан курган, нашли останки двух мужчин.
«Они относятся к эпохе позднего бронзового века», – рассказал «БелПрессе» сотрудник «Белгородской археологической экспертизы», аспирант Института этнологии и антропологии РАН Виталий Безбородых.
Эксперты отнесли оба этих захоронения к срубной культуре. Она была распространена от Днепра на западе до Урала на востоке, доходила до западного Казахстана и каспийских степей на юге.
В Белгородской области часто встречаются курганы этой эпохи. Её представители населяли эту территорию около 500 лет, примерно с XVI по XII век до н. э. В основном они выращивали крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Скотоводство в некоторых районах дополнялось земледелием, которое уже было пашенным, и в качестве тягловой силы использовали быков.
Название эта археологическая культура получила из‑за специфических захоронений.
«Погребение чаще всего осуществлялось в срубах (деревянных сооружениях из брёвен в несколько венцов) или же в ямах с деревянным перекрытием, – пояснил археолог. – Умершего человека укладывали на левый бок в скорченном положении, в позе адорации (или молящегося человека), головой на север, лицом на восток – навстречу восходящему солнцу. Возможно, это связано с тем, что религиозные воззрения этих людей были связаны с культом солнца и огня. Это прослеживается и в солярной символике, которой украшали сосуды», – отметил археолог.
Перед похоронами срубники проводили специфический обряд.
«У покойника согнуты руки и ноги, – замечает специалист по музейно-образовательной деятельности Корочанского историко-краеведческого музея Ирина Рахманина. – Но после смерти он не мог остаться в таком положении, поскольку мышцы бы расслабились и конечности выпрямились. Поэтому становится ясно, что был использован обряд связывания, который присущ срубной культуре».
Также эта культура практиковала кремацию, но редко.
«Последние находки кремации были сделаны в Волоконовском районе пять лет назад, – уточняет Виталий Безбородов. – Пока не ясно, с чем связано сосуществование этих традиций, но они были».
Третье захоронение, сделанное около 2 800 лет назад, археологи обнаружили непосредственно в насыпи кургана:
«В нём был ребёнок восьми-девяти лет. Это погребение совершено позже остальных и относится к раннему железному веку».
Пол ребёнка определить не смогли: его останки плохо сохранились.
«Интересно, что при нём был керамический сосуд, характерный для культуры эпохи предскифского времени, приблизительно VIII век до н. э, – отметил Виталий. – Захоронение уникальное, потому что находки этого времени на нашей территории являются редкостью, они показывают культурные изменения древнего общества. У них совершенно другие ритуалы захоронений. В отличие от срубников, погребения предскифского времени совершали вытянуто на спине головой на юг».
Это не женщина
Кости первого мужчины из погребений срубников сохранились плохо.
«На момент смерти ему было около 50 лет. С учётом того, что не было лекарств, прививок, операций, это очень долгая жизнь, – заверил археолог. – Наличие специфических признаков указывает на то, что он при жизни занимался тяжёлым физическим трудом. По особенностям мест прикрепления мышц видно, что у него были сильнее всего развиты приводящие мышцы бедра, ягодичные, верхних конечностей. Также есть специфические изменения на суставах и на позвонках, которые чаще всего отмечаются у людей, занимающихся верховой ездой. Поэтому не исключено, что этот мужчина был наездником».
У его погребения было перекрытие: сохранился древесный тлен. Возле могильной ямы археологи обнаружили останки коровы.
Череп и кости скелета второго мужчины не отличаются массивностью и выраженным рельефом в местах прикрепления мышц. Из‑за этого эксперты поначалу предположили, что погребена женщина. Однако тщательный анализ морфологии тазовых костей позволил установить, что останки принадлежат мужчине 20–25 лет. Современные методы исследования позволили выявить вероятную причину его смерти.
«У него отмечаются следы острого воспалительного процесса на правой подвздошной кости, в области крестцово-подвздошного сочленения. Такие следы указывают на воспаление подвздошно-поясничной мышцы – псоит, которое происходит чаще всего вторично от воспаления близлежащих органов брюшной полости. Вероятнее всего, это был аппендицит или же воспаление околопочечной клетчатки – паранефрит», – объяснил Безбородов.
Оба мужчины были высокого роста – около 180 см. Но археолог не увидел в этом ничего странного:
«Дело в том, что население в эпоху бронзы было более крупным, чем последующие. Поэтому такой рост для мужчин не был редкостью»
Виталий Безбородых подчеркнул важность всех находок:
«Это останки представителей древних обществ, которые обитали на нашей территории около 3 500 лет назад. Поскольку это ещё дописьменные времена, то мы узнаем о прошлой их жизни только по данным археологии и смежных дисциплин. Изучение каждого подобного комплекса представляет большую научную ценность. Это позволяет в дальнейшем уточнять и дополнять имеющиеся данные археологии и расширять наши знания о жизни древних человеческих обществ».
Главный экспонат
Оформление документации на находки заняло целый год, и только в апреле 2017 года останки всех трёх человек, а также животного, погребённого рядом с одним из них, передали в Корочанский районный историко-краеведческий музей.
«То, что кости за 3 500 лет не истлели, – большая редкость. В определённых условиях и в особых видах пород, которые пропускают меньше кислорода, останки сохраняются лучше», – рассказала Ирина Рахманина.
По её словам, таких древних экспонатов в музее ещё не было:
«Но хорошо, что передали нам, мы очень этому рады. Находки привезли в обычных коробках, и вместе с сотрудниками «Белгородской археологической экспертизы» мы несколько дней собирали их для выставки».
Выставить для посетителей решили только скелет молодого мужчины, так как он сохранился лучше всех. Его разместили в обычном песке, который помогает зафиксировать кости. Сейчас корочанский музей единственный в Белгородской области, где можно увидеть останки представителя срубной культуры.
«Пока экспонаты у нас на временном хранении, но мы надеемся, что они останутся. Возможно только, что мы переедем в новое здание в Клиновце. Но пока будут работать детские летние лагеря, этот товарищ (указывает на останки древнего мужчины – прим. авт.) никуда не денется, потому что дети бегут сюда толпами, чтобы посмотреть на него», – отметила Ирина Рахманина.
Сруб под землёй
В мае 2016 года в Корочанском районе расширяли дорогу Белгород – Павловск. В зону реконструкции попал объект археологического наследия – курган № 10 у хутора Гороженое. Спасательные раскопки провела компания «Белгородская археологическая экспертиза» и обнаружила три погребения. В двух из них, сделанных примерно 3 500 лет назад, ещё до того, как был насыпан курган, нашли останки двух мужчин.
«Они относятся к эпохе позднего бронзового века», – рассказал «БелПрессе» сотрудник «Белгородской археологической экспертизы», аспирант Института этнологии и антропологии РАН Виталий Безбородых.
Эксперты отнесли оба этих захоронения к срубной культуре. Она была распространена от Днепра на западе до Урала на востоке, доходила до западного Казахстана и каспийских степей на юге.
В Белгородской области часто встречаются курганы этой эпохи. Её представители населяли эту территорию около 500 лет, примерно с XVI по XII век до н. э. В основном они выращивали крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Скотоводство в некоторых районах дополнялось земледелием, которое уже было пашенным, и в качестве тягловой силы использовали быков.
Название эта археологическая культура получила из‑за специфических захоронений.
«Погребение чаще всего осуществлялось в срубах (деревянных сооружениях из брёвен в несколько венцов) или же в ямах с деревянным перекрытием, – пояснил археолог. – Умершего человека укладывали на левый бок в скорченном положении, в позе адорации (или молящегося человека), головой на север, лицом на восток – навстречу восходящему солнцу. Возможно, это связано с тем, что религиозные воззрения этих людей были связаны с культом солнца и огня. Это прослеживается и в солярной символике, которой украшали сосуды», – отметил археолог.
Перед похоронами срубники проводили специфический обряд.
«У покойника согнуты руки и ноги, – замечает специалист по музейно-образовательной деятельности Корочанского историко-краеведческого музея Ирина Рахманина. – Но после смерти он не мог остаться в таком положении, поскольку мышцы бы расслабились и конечности выпрямились. Поэтому становится ясно, что был использован обряд связывания, который присущ срубной культуре».
Также эта культура практиковала кремацию, но редко.
«Последние находки кремации были сделаны в Волоконовском районе пять лет назад, – уточняет Виталий Безбородов. – Пока не ясно, с чем связано сосуществование этих традиций, но они были».
Третье захоронение, сделанное около 2 800 лет назад, археологи обнаружили непосредственно в насыпи кургана:
«В нём был ребёнок восьми-девяти лет. Это погребение совершено позже остальных и относится к раннему железному веку».
Пол ребёнка определить не смогли: его останки плохо сохранились.
«Интересно, что при нём был керамический сосуд, характерный для культуры эпохи предскифского времени, приблизительно VIII век до н. э, – отметил Виталий. – Захоронение уникальное, потому что находки этого времени на нашей территории являются редкостью, они показывают культурные изменения древнего общества. У них совершенно другие ритуалы захоронений. В отличие от срубников, погребения предскифского времени совершали вытянуто на спине головой на юг».
Это не женщина
Кости первого мужчины из погребений срубников сохранились плохо.
«На момент смерти ему было около 50 лет. С учётом того, что не было лекарств, прививок, операций, это очень долгая жизнь, – заверил археолог. – Наличие специфических признаков указывает на то, что он при жизни занимался тяжёлым физическим трудом. По особенностям мест прикрепления мышц видно, что у него были сильнее всего развиты приводящие мышцы бедра, ягодичные, верхних конечностей. Также есть специфические изменения на суставах и на позвонках, которые чаще всего отмечаются у людей, занимающихся верховой ездой. Поэтому не исключено, что этот мужчина был наездником».
У его погребения было перекрытие: сохранился древесный тлен. Возле могильной ямы археологи обнаружили останки коровы.
Череп и кости скелета второго мужчины не отличаются массивностью и выраженным рельефом в местах прикрепления мышц. Из‑за этого эксперты поначалу предположили, что погребена женщина. Однако тщательный анализ морфологии тазовых костей позволил установить, что останки принадлежат мужчине 20–25 лет. Современные методы исследования позволили выявить вероятную причину его смерти.
«У него отмечаются следы острого воспалительного процесса на правой подвздошной кости, в области крестцово-подвздошного сочленения. Такие следы указывают на воспаление подвздошно-поясничной мышцы – псоит, которое происходит чаще всего вторично от воспаления близлежащих органов брюшной полости. Вероятнее всего, это был аппендицит или же воспаление околопочечной клетчатки – паранефрит», – объяснил Безбородов.
Оба мужчины были высокого роста – около 180 см. Но археолог не увидел в этом ничего странного:
«Дело в том, что население в эпоху бронзы было более крупным, чем последующие. Поэтому такой рост для мужчин не был редкостью»
Виталий Безбородых подчеркнул важность всех находок:
«Это останки представителей древних обществ, которые обитали на нашей территории около 3 500 лет назад. Поскольку это ещё дописьменные времена, то мы узнаем о прошлой их жизни только по данным археологии и смежных дисциплин. Изучение каждого подобного комплекса представляет большую научную ценность. Это позволяет в дальнейшем уточнять и дополнять имеющиеся данные археологии и расширять наши знания о жизни древних человеческих обществ».
Главный экспонат
Оформление документации на находки заняло целый год, и только в апреле 2017 года останки всех трёх человек, а также животного, погребённого рядом с одним из них, передали в Корочанский районный историко-краеведческий музей.
«То, что кости за 3 500 лет не истлели, – большая редкость. В определённых условиях и в особых видах пород, которые пропускают меньше кислорода, останки сохраняются лучше», – рассказала Ирина Рахманина.
По её словам, таких древних экспонатов в музее ещё не было:
«Но хорошо, что передали нам, мы очень этому рады. Находки привезли в обычных коробках, и вместе с сотрудниками «Белгородской археологической экспертизы» мы несколько дней собирали их для выставки».
Выставить для посетителей решили только скелет молодого мужчины, так как он сохранился лучше всех. Его разместили в обычном песке, который помогает зафиксировать кости. Сейчас корочанский музей единственный в Белгородской области, где можно увидеть останки представителя срубной культуры.
«Пока экспонаты у нас на временном хранении, но мы надеемся, что они останутся. Возможно только, что мы переедем в новое здание в Клиновце. Но пока будут работать детские летние лагеря, этот товарищ (указывает на останки древнего мужчины – прим. авт.) никуда не денется, потому что дети бегут сюда толпами, чтобы посмотреть на него», – отметила Ирина Рахманина.