Вход / Регистрация
24.11.2024, 21:58
Реставратор рассказал о мироточении икон
В реставрационной практике я сталкивался с мироточащей
иконой. Это икона Пантелеймона-целителя, она находится в Перми в храме в
честь Успения Божией Матери на старом Егошихинском кладбище. На ней
видны характерные для мироточивой иконы подтёки. Меня попросили их
сохранить после реставрации. Не знаю, как с научной точки зрения
объяснить этот феномен, но как специалист могу сказать, что вздутия
грунта на иконе свидетельствуют о том, что жидкость сочилась изнутри,
поднимая и вспучивая грунт. Укладывая вздутия во время реставрации, я
находил под ними маслянистую жидкость вишневого цвета. Еще раз повторю,
не знаю, как объяснить этот феномен с научной точки зрения, могу лишь
сказать, что мироточение как явление я наблюдал в своей практике.
Художник-иконописец и реставратор икон Тимофей Шутемов рассказал об особенностях своей профессии.
Начну с того, что фонд икон Пермской художественной галереи в советское время пополнялся экспонатами благодаря экспедициям, организованным руководством галереи. Эти экспедиции были территориально ориентированы в основном на глубинку Пермского края. Сотрудники музея ездили и собирали по заброшенным, пустующим деревням ценные иконы. Кроме того, в период гонений на церковь советская власть активно изымала иконы из храмов. Часть из них уничтожалась, часть попадала в музеи. Благодаря музеям многие иконы дожили до наших дней. Если говорить о нашем фонде, то значительную часть коллекции составляют иконы «строгановского письма» XVII–XVIIIвека. Есть и более поздние иконы XIX века, а также «народный примитив». Да, образцы старинной русской живописи удалось уберечь от уничтожения в годы гонений, но есть такой фактор, как время, которое также не щадит иконы. Даже находясь в идеальных условиях, икона постепенно разрушается. Поэтому наша миссия — максимально замедлить этот процесс. В частности, если есть угрозы «осыпи» красочного слоя, вздутия грунта, растрескивания основы, то икону мы «лечим» на месте. Более сложные манипуляции, например, «раскрытие» икон или удаление записей с них, осуществляются в основном в центральных реставрационных мастерских. Кстати, случаи, когда есть записи поверх оригинальной живописи, довольно редки. У нас в галерее есть икона «Страшный суд», она была раскрыта из-под многослойных записей. Небольшие фрагменты записей сохранены реставратором.
Отмечу ряд особенностей темперной живописи, которые определяют специфику работы реставратора в этой области. Во-первых, икона пишется на доске. Во-вторых, используется специальная краска. В-третьих, связующим в темпере является яичный желток, тогда как в масляной живописи — льняное масло. На иконах, как правило, боле толстый грунт. Кроме того, все иконы как раньше, так и сейчас покрываются олифой. Это специальное масло с добавлением сиккатива. Олифа, проникая в слой грунта и пропитывая красочный слой, со временем создаёт сложный полимер. К сожалению, она со временем темнеет, но под этим потемневшим слоем находятся очень яркие и контрастные краски. Раньше потемневшую икону прописывали, и таких слоев записей может быть несколько, так что получается своего рода «сэндвич» из олифы и грунта. Сейчас, конечно, иконы не записывают, а, напротив, раскрывают. Ключевым принципом в реставрации является «обратимость вмешательства», то есть возможность при необходимости удалить следы реставрационного действия. Для этого материалы, которые применяет реставратор, должны быть менее прочными и долговечными, чем использовавшиеся при создании памятника. В музее основной вид работ для реставратора — это консервация. В данном случае (см. фото) мы видим разрушение грунта и осыпи красочного слоя. Необходимо приостановить эти процессы. На места вздутия грунта и красочного слоя на иконе наклеивается микалентная бумага. Она фиксирует все вздувшееся элементы. Затем сверху наносится 5–10%-ный реставрационный тёплый клей (активно применяется осетровый или кроличий клей), который размягчает грунт и приклеивает вздувшиеся частицы грунта. После чего специальным фторопластовым шпателем поверхность приглаживается. Все бороздки укладываются по своим местам, затем фрагмент подсушивается.
Молимся ли мы перед работой? Скорее у нас молитва, как у монахов исихастов XIV века, — в молчании. Вообще реставраторов, которые что-либо говорили, немного. Они пребывают вне публичного пространства, есть исключения вроде Савы Ямщикова. Наверное, сама специфика работы накладывает отпечаток, требуя сосредоточенности и внимания, отстранённости от суеты. Я начинал с написания икон, а сейчас занялся и реставрацией, прежде всего потому, что последнее сейчас более востребовано. Конечно, я не отказался полностью от письма, я сочетаю в своей работе навыки и иконописца, и реставратора. Реставрационная практика очень помогает в письме икон, когда каждый день сталкиваешься с мастерами прошлого, то невольно перенимаешь их опыт и приёмы. Когда завершаешь реставрацию иконы, эмоции возникают разные: от облегчения, что работа наконец-то закончилась, до сожаления. Бывает тяжело расставаться с вещью, когда она рождает отклик в душе. Последней такой иконой как раз был образ Пантелеймона-целителя.
Художник-иконописец и реставратор икон Тимофей Шутемов рассказал об особенностях своей профессии.
Начну с того, что фонд икон Пермской художественной галереи в советское время пополнялся экспонатами благодаря экспедициям, организованным руководством галереи. Эти экспедиции были территориально ориентированы в основном на глубинку Пермского края. Сотрудники музея ездили и собирали по заброшенным, пустующим деревням ценные иконы. Кроме того, в период гонений на церковь советская власть активно изымала иконы из храмов. Часть из них уничтожалась, часть попадала в музеи. Благодаря музеям многие иконы дожили до наших дней. Если говорить о нашем фонде, то значительную часть коллекции составляют иконы «строгановского письма» XVII–XVIIIвека. Есть и более поздние иконы XIX века, а также «народный примитив». Да, образцы старинной русской живописи удалось уберечь от уничтожения в годы гонений, но есть такой фактор, как время, которое также не щадит иконы. Даже находясь в идеальных условиях, икона постепенно разрушается. Поэтому наша миссия — максимально замедлить этот процесс. В частности, если есть угрозы «осыпи» красочного слоя, вздутия грунта, растрескивания основы, то икону мы «лечим» на месте. Более сложные манипуляции, например, «раскрытие» икон или удаление записей с них, осуществляются в основном в центральных реставрационных мастерских. Кстати, случаи, когда есть записи поверх оригинальной живописи, довольно редки. У нас в галерее есть икона «Страшный суд», она была раскрыта из-под многослойных записей. Небольшие фрагменты записей сохранены реставратором.
Отмечу ряд особенностей темперной живописи, которые определяют специфику работы реставратора в этой области. Во-первых, икона пишется на доске. Во-вторых, используется специальная краска. В-третьих, связующим в темпере является яичный желток, тогда как в масляной живописи — льняное масло. На иконах, как правило, боле толстый грунт. Кроме того, все иконы как раньше, так и сейчас покрываются олифой. Это специальное масло с добавлением сиккатива. Олифа, проникая в слой грунта и пропитывая красочный слой, со временем создаёт сложный полимер. К сожалению, она со временем темнеет, но под этим потемневшим слоем находятся очень яркие и контрастные краски. Раньше потемневшую икону прописывали, и таких слоев записей может быть несколько, так что получается своего рода «сэндвич» из олифы и грунта. Сейчас, конечно, иконы не записывают, а, напротив, раскрывают. Ключевым принципом в реставрации является «обратимость вмешательства», то есть возможность при необходимости удалить следы реставрационного действия. Для этого материалы, которые применяет реставратор, должны быть менее прочными и долговечными, чем использовавшиеся при создании памятника. В музее основной вид работ для реставратора — это консервация. В данном случае (см. фото) мы видим разрушение грунта и осыпи красочного слоя. Необходимо приостановить эти процессы. На места вздутия грунта и красочного слоя на иконе наклеивается микалентная бумага. Она фиксирует все вздувшееся элементы. Затем сверху наносится 5–10%-ный реставрационный тёплый клей (активно применяется осетровый или кроличий клей), который размягчает грунт и приклеивает вздувшиеся частицы грунта. После чего специальным фторопластовым шпателем поверхность приглаживается. Все бороздки укладываются по своим местам, затем фрагмент подсушивается.
Молимся ли мы перед работой? Скорее у нас молитва, как у монахов исихастов XIV века, — в молчании. Вообще реставраторов, которые что-либо говорили, немного. Они пребывают вне публичного пространства, есть исключения вроде Савы Ямщикова. Наверное, сама специфика работы накладывает отпечаток, требуя сосредоточенности и внимания, отстранённости от суеты. Я начинал с написания икон, а сейчас занялся и реставрацией, прежде всего потому, что последнее сейчас более востребовано. Конечно, я не отказался полностью от письма, я сочетаю в своей работе навыки и иконописца, и реставратора. Реставрационная практика очень помогает в письме икон, когда каждый день сталкиваешься с мастерами прошлого, то невольно перенимаешь их опыт и приёмы. Когда завершаешь реставрацию иконы, эмоции возникают разные: от облегчения, что работа наконец-то закончилась, до сожаления. Бывает тяжело расставаться с вещью, когда она рождает отклик в душе. Последней такой иконой как раз был образ Пантелеймона-целителя.
 
Комментарии 26
1 2 »
+1
maikl2m
06.07.2017 10:50
[Материал]
Знаете, почему я сомневаюсь в вашем рассказе? Да просто потому, что истинно верующий в Бога православный христианин (а вы себя таковым позиционируете) НИКОГДА НЕ НАДЕНЕТ НА СЕБЯ ЯЗЫЧЕСКИЙ ИЛИ МАГИЧЕСКИЙ АМУЛЕТ (то же относится к различным татуировкам), поскольку ему положено носить на себе исключительно освященный строго по церковным канонам Символ Веры в виде нательного крестика, ладанки и т.д. Так что одно из двух: или вы не являетесь истинно верующими человеком, или ваш рассказ является вымыслом...
|
+1
maikl2m
06.07.2017 09:11
[Материал]
Вот так создаются религиозные мифы и легенды... Как по мне, то если бы такое событие в храме реально произошло на глазах многих прихожан, то данный случай из-за его нетривиальности и широкого распространения современных средств коммуникации уже давно бы обсуждался на форумах и в соцсетях.
|
0
Daara
06.07.2017 07:41
[Материал]
Видели самолично, как замироточила икона в маленькой деревенской церквушке, расположенной просто в доме. Кроме нас, посетителей не было, смотрительница-одна бабушка была в другом углу... А икона раз и заплакала, причем до этого она долго не мироточила... К религиозным фанатикам себя не отношу, зашли промто из любопытства...
|
0
key0
06.07.2017 07:40
[Материал]
1.Иконы помогают настроиться на нужный лад и удерживать внимание ( вибрации , намериние ).
2. Коллективное творчество может отличаться от индивидуального ( совокупность, взаимность ,синергия) 3.Материальные объекты способны накапливать энерго-информационные. === одни помолились - другие получили помощь и так далее |
0
Partizan-16
05.07.2017 14:13
[Материал]
Этого чаплина давно пора в дурку или в клетку, за угрозы целой стране:)
|
0
Реабилитант
05.07.2017 13:51
[Материал]
Человек сам по себе величайшее чудо, только он об этом не знает :D. Что касается "предметов силы": волшебная палочка, магический кристалл, сапоги-скороходы и т.п. Человек, открывший высшие центры (Аджна-чакра и Сахасрара-чакра) может сделать многие предметы "волшебными", а уж о мощах таких титанов и говорить не приходится. Другое дело, что, как всегда, на этом стали делать деньгу и появилось громадное количество подделок, а церковь на чудесах совершенных кем-то паразитирует по-полной. Вначале она с этими кудесниками воюет, а потом,после их смерти, объявляет их святыми и во-всю стрижет купоны.
|
+1
maikl2m
05.07.2017 13:10
[Материал]
Любое религиозное "чудо", как и любой фокус квалифицированного фокусника-иллюзиониста, имеет весьма материальное научное обоснование - другое дело, что лица, которые занимаются этим промыслом стараются по максимуму скрыть механизм этого процесса, дабы не лишиться дохода от его использования. Впрочем, существенная часть религиозных "чудес" относится исключительно к области психологии, когда людей методами нейролингвистического программирования убеждают в реальности не происходившего события - ведь не зря же предлагается принимать "на веру" различные мифы и легенды.
|