/ Новости сайта / Космос / Астрономы составили первую 3D-карту останков сверхновой
11.07.2017

Астрономы составили первую 3D-карту останков сверхновой

Астрономы получили трехмерную карту, которая показывает распределение «новорожденных» молекул в облаке, оставшемся после взрыва сверхновой SN 1987A.

В 1987 году на расстоянии 168 тыс. световых лет от нас взорвалась сверхновая. SN 1987A вспыхнула с силой 100 млн солнц, став первой за несколько сотен лет сверхновой, видимой невооруженным глазом. В термоядерных недрах таких космических катастроф рождаются самые тяжелые элементы Вселенной, а в густых, горячих облаках, которые разлетаются от них, появляются новые молекулы.

Этот процесс и удалось картографировать американским астрофизикам в виде трехмерной «схемы» остатков SN 1987A. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters. Также о них рассказывает пресс-релиз Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO).

Остатки SN 1987A на трехмерной схеме. Фиолетовые области соответствуют излучению оксида кремния, желтые – угарного газа. Зеленоватое кольцо – видимые на снимке Hubble участки (см. иллюстрацию ниже), превращенные в 3D / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); R. Indebetouw; NASA/ESA Hubble

Ученые использовали новые данные наблюдений за центральными областями SN 1987A, полученные с помощью радиотелескопов ALMA. Спектры, собранные в миллиметровом диапазоне волн, между ИК- и радиоизлучением, указали на присутствие заметного количества монооксидов кремния (SiO) и углерода (СО). Кроме того, в статье, опубликованной журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, ученые сообщают об обнаружении и других молекул – оксида серы (SO) и формил-катиона (муравьиной кислоты, HCO+).

По словам ученых, они впервые наблюдаются в остатках сверхновой, причем образование формил-катиона особенно интересно, поскольку оно требует необычно интенсивного перемешивания вещества в газопылевом облаке на месте погибшей звезды. Кроме того, это заставляет иначе взглянуть на само явление сверхновых.

«Как только газ, оставшийся после взрыва, остывает ниже –200 °C, множество синтезированных в нем тяжелых элементов могут образовывать новые молекулы, – говорит одна из авторов работы Микако Мацуура (Mikako Matsuura) из Кардиффского университета. – Особенно неожиданно то, что такие "фабрики" молекул часто наблюдаются в областях формирования новых звезд. Смерть массивных звезд, таким образом, может вести к появлению звезд следующих поколений».

Композитное изображение SN 1987A. Красным светится в миллиметровых волнах свежая пыль в центре (снятая телескопом ALMA), зеленый соответствует оптическому излучению (H-альфа, телескоп Hubble), синий – рентген раскаленного газа (Chandra) / ©NASA/ESA, ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)