/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили 20 новых экзопланет
16.07.2017

Астрономы обнаружили 20 новых экзопланет

Открытие было сделано при помощи спектрографа HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленного на 3.6-метровом телескопе обсерватории Ла-Силья в Чили. Этот инструмент находит экзопланеты при помощи метода лучевых скоростей — т.е. по отклонениям в скорости звезды по отношению к Земле. Точность измерений HARPS достигает 0.97 м/с. Всего на его счету свыше 200 обнаруженных экзопланет.

Теперь этот список увеличился еще на 20 позиций. Найденные HARPS экзопланеты вращаются вокруг восьми солнцеподобных звезд. Они имеют массы от 2 до 30 земных и периоды обращения от 3 до 1300 дней.

Наибольший интерес у астрономов вызвали две горячие Суперземли, вращающиеся вокруг желтого карлика HD 20781, удаленного от нас на 117 световых лет. Пару лет назад HARPS уже нашел у этой звезды два аналога Нептуна.

На расстоянии примерно 9 тысяч а.е. (0.14 светового года) от HD 20781 находится желтый карлик HD 20782. Обе звезды являются частью единой системы. У HD 20782 тоже есть экзопланета (HD 20782b), масса которой в 1.8 раз превышает юпитерианскую. Это первый известный случай двойной системы, где планеты имеются как у основной звезды, так и у звезды-компаньона.

HD 20782b также примечательна своей орбитой. Ее эксцентриситет составляет 0.96. За время одного 585-дневного оборота планета приближается к звезде на расстояние в 0.06 а.е. (9 миллионов км), а затем удаляется на 2.5 а.е. (375 миллионов км). Не исключено, что в такой экстремальной орбите повинна именно HD 20781.

Среди других интересных находок HARPS стоит выделить систему HD 134060, где найдены две экзопланеты. Первая имеет массу в 11 земных и совершает один оборот вокруг звезды всего за 3 дня. Вторая планета весит в три раза больше и совершает один оборот вокруг звезды за 1300 дней. Также можно отметить желтый карлик HD 31527, вокруг которого вращается минимум три аналога Нептуна. Самая удаленная из планет совершает один оборот вокруг звезды за 272 земных дня. Ее орбита находится в т.н. обитаемой зоне. Поскольку масса планеты эквивалента 13 земным, скорее всего это газовый гигант без твердой поверхности. Но нельзя исключать того, что у планеты могут иметься достаточно крупные спутники, способные удерживать атмосферу.