Вход / Регистрация
22.11.2024, 08:29
Сокровища гробницы фараона Псусеннеса I
Все знают о сокровищах гробницы фараона Тутанхамона. Однако куда меньше известности досталось гробнице фараона Псусеннеса I, богатства которой по своей ценности и художественным достоинствам ничем не уступают захоронению Тутанхамона.
Гробница была обнаружена в результате раскопок французского египтолога Пьера Монтэ в 1929–1951 годах в Танисе в дельте Нила среди гробниц царей 21–22 династий. Причём по своим богатствам и роскоши предметы, найденные в ней, не только сопоставимы, но и превосходили сокровища гробницы Тутанхамона.
Но если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Причина, почему о них знают так мало, — грозные события 1939 года и война в Европе.
В феврале 1940 года войска Германии стояли на пороге Франции, и Монтэ, оставив многообещающие раскопки царского некрополя, поспешил на родину к семье, а вернулся в Египет только через несколько лет.
И надо сказать, у Монтэ эта мечта сбылась! Раскапывая некрополь в Танисе, он обнаружил гробницу, на стенах которой нашёл рельефы с именем фараона Псусеннеса.
Псусеннес I (также Пасибхану или Хор-Пасебхаэнниут I) - третий и, вероятно, самый известный фараон из XXI-й Династии, который царствовал в Танисе около 1047-1001 гг.до н.э. Точная продолжительность правления Псусеннеса I неизвестна, так как разные копии записей Манефона, сохранившиеся до нашего времени, указывают либо 41 либо 46 лет царствования.
"Псусеннес" является греческим вариантом его оригинального имени "Пасебхаэнниут", которое переводится как "Звезда, появившаяся в городе". Тронное имя этого фараона звучит как "Ахеперра Сетепенамон", что значит "Великий образ Ра, Избранник Амона".
И вот как раз в погребальной камере Псусеннеса на невысоком постаменте археологи обнаружили сверкающий саркофаг из чистого серебра. Под снятым с мумии покрывалом находилась золотая маска с портретом… фараона Шешонка, отчеканенная из одного золотого листа. Это вторая посмертная маска из золота, найденная учёными (первая была маской Тутанхамона). Маска выглядит традиционно: перед нами лицо молодого человека лет 23–28, золотой коршун на груди образует своеобразный воротник, а под ним массивная золотая цепь из пекторалей (прямоугольных пластинок с изображением религиозных сцен). О знатности и богатстве погребённого говорят также золотые кольца и браслеты на руках, колпачки на пальцах ног и даже сандалии из чистого золота. Уже одни эти находки могли бы обеспечить Монтэ мировую славу, однако он решил продвигаться дальше через узкий ход с сырой штукатуркой на стенах, с сочащейся между каменными блоками водой… Вскоре учёные обнаружили погребальную камеру, более половины которой занимал саркофаг. Вокруг него в беспорядке лежали сосуды из алебастра, порфира, гранита, четыре канопы (ритуальные сосуды), блюда и тарелки из золота и серебра, статуэтки и ушебти (магические фигурки).
Саркофаг был вскрыт 21 февраля 1940 года в присутствии короля Египта Фаруха — большого любителя археологии. Исследователи не были разочарованы. Причём тело Псусеннеса было похоронено в трёх саркофагах: первый — из розового гранита, внутри которого находился ещё один — из чёрного гранита. А уже внутри гранитного, в свою очередь, находился гроб из серебра — «кости богов», как называли этот металл в Древнем Египте. Вес его составляет более 90 килограммов.
Серебряный антропоморфный саркофаг, украшенный золотыми вставками, заключал в себе мумию царя. Этот великолепный саркофаг был по тому времени неимоверной роскошью, по сравнению с которой бледнеют даже сокровища Тутанхамона. Дело в том, что в эпоху фараонов Древнего царства стоимость серебра в Египте в два раза превышала цену золота. Тогда в Египте добывали до 40 тонн золота в год. По оценкам учёных, такой уровень добычи золота был достигнут в Европе только в 1840 году. Во времена же Псусеннеса I в связи с приобретением и разработкой серебряных рудников соотношение цен изменилось. Но сама работа с серебром считалась намного сложнее, меньше было мастеров, а стоимость их работы, соответственно, выше.
Повреждённое лицо мёртвого царя закрывала золотая погребальная маска из пластин, спаянных вместе и скреплённых несколько грубоватыми заклепками. Толщина драгоценного металла в некоторых местах достигает 0,1 миллиметра, что говорит о мастерстве ювелиров того времени. Ритуальный головной убор (немес) из золота ниспадает на плечи. Царский урей — кобра, возлежащая на верхней части маски фараона, — сделан заметно искуснее грубоватых и, можно сказать, варварски великолепных элементов на головном уборе Тутанхамона. Маска украшена стилизованной бородой фараона, которая как бы поддерживается по обеим сторонам лица полосами из ляпис-лазури.
Среди особенностей маски Псусеннеса, которые привлекают наибольшее внимание, в случае неизбежного сравнения с маской Тутанхамона (несмотря на то, что их разделяют 300 лет) можно отметить глянцевый блеск металла. Это потому, что золотая маска Псусеннеса, которая сделана с высочайшей ювелирной точностью, была вдобавок ещё и тщательно отполирована. В отличие от маски Тутанхамона, она не многоцветна, зато более гармонична и эстетична. И монохромность этого произведения искусства, характерная для ювелирных украшений периода правления Псусеннеса I, только оттеняет его техническое и пластическое совершенство.
Покрывало на мумии Псусеннеса было тоже золотым с чеканным узором. Описывая мумию фараона, американский египтолог Боб Бриер заметил: "Пальцы рук и ног были обрамлены в золотые напальчники, и он был погребен в золотых сандалиях на ногах. Напальчники являются наиболее сложными из когда-либо найденных, со встроенными в них изображениями ногтей. На каждом пальце также имелось изящное золотое кольцо с элементами лазурита или какого-то другого полудрагоценного камня".
В царском некрополе, несмотря на его скромные размеры, хранились пуды золота, серебра, драгоценных камней. Среди шедевров ювелирного искусства — широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зелёным полевым шпатом, яшмой. Бесценны чаши из серебра и янтаря в виде цветка или с цветочными мотивами, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь и погребальные маски фараонов, лазурит, голубая бирюза.
Особенно много было обнаружено лазурита, даже больше, чем в гробнице Тутанхамона. А ведь это был один из самых дорогих камней в Египте, его доставляли с территории современного Афганистана. Шесть ожерелий Псусеннеса состоят из нескольких рядов бус либо из мелких золотых дисков и подвесок. На одном из ожерелий красуется надпись: «Царь Псусеннес сделал большое ожерелье из настоящего лазурита, ни один царь не делал ничего подобного».
Так что даже в те периоды, когда экономическое положение Египта было не на высоте, царей хоронили с поистине сказочной роскошью! А страна в то время действительно находилась в упадке. Египет не воевал, приток военной добычи в казну фараонов прекратился. Однако Псусеннес был не только фараоном, но и верховным жрецом бога Амона. Занимая такую должность, Псусеннес, видимо, не брезговал черпать богатство из «достояния богов» и весьма в этом преуспел.