/ Новости сайта / Тайны истории / На наскальном рисунке нашли древнейшую карту звездного неба
23.01.2018

На наскальном рисунке нашли древнейшую карту звездного неба

Оценка: 5.0    2806 2 Тайны истории
Представьте себе, что однажды ночью вы посмотрите на небо и найдете там две луны или посмотрите днем и увидите два солнца. Ученые считают, что именно это произошло примерно в 3600 году до н. э.

Астрофизик Майанк Вахия и его коллеги из Института фундаментальных исследований Тата считают, что наскальный рисунок, найденный в Кашмире, является самым старым изображением сверхновой и, вероятно, самой старой картой звездного неба, когда-либо созданной человеком. На картине изображены два ярких предмета на небе, под которыми расположены фигуры животных и людей. Исследование, посвященное открытию, было опубликовано в «Индийском журнале истории науки».

Установив возраст изображения, Вахия решил выяснить, почему кто-то нарисовал два ярких объекта на небе. Это не могли быть два солнца, потому что светило, как известно, у нас только одно.

Это не могли быть Солнце и Луна, потому что, хотя оба объекта можно увидеть на небе одновременно, полная Луна никогда не может быть настолько близко к солнцу. (С Земли мы видим Луну как полную, когда она находится на противоположной стороне планеты от Солнца.) Единственное оставшееся объяснение, по выражению Вахии, — сверхновая, которая могла соперничать по яркости с Луной.

Разумеется, это объяснение имеет смысл только в том случае, если на самом деле была сверхновая, достаточно яркая, чтобы быть видимой с Земли в указанный период времени. Хорошей новостью было то, что у Вахии был способ точно идентифицировать многие сверхновые за последние тысячи лет.

Когда сверхновая взрывается, она выделяет много энергии. Видимый свет — лишь малая часть того, что производит взрыв. Сверхновая продолжает излучать рентгеновские лучи высокой интенсивности в течение тысяч лет. Астрономы смогли отследить эти остатки сверхновых и рассчитать, когда произошло и насколько масштабным было астрономическое событие.

При всех установленных ограничениях база данных дала Вахии только один вариант: сверхновая HB9. Кажется, она обладает всеми необходимыми характеристиками. Ее взрыв был виден на Земле около 3600 года до н. э. Во время своего взрыва она казалась бы землянам светящимся шаром — хотя и не совсем круглым — и чуть менее ярким, чем полная луна (потому что находилась на расстоянии всего около 2600 световых лет).

По мнению ученого, если внимательно посмотреть на произведение искусства, то можно заметить, что фигуры под условными сверхновой и луной не являются частью сцены охоты, как это может показаться на первый взгляд. Ученый обращает внимание на то, что картинки довольно точно соответствуют созвездиям, окружавшим сверхновую: человек с луком и стрелой слева — Орион, олень — Телец, человек справа, держащий копье, является частью Рыб, а собака — галактика Андромеды. Другими словами, наскальная живопись, скорее всего, представляет собой атлас звездного неба, и, если это так, это самая старая карта звездного неба в истории.

Правда, есть одна проблема. Вахия изучил еще много произведений наскального искусства региона, но не смог найти никаких других карт звездного неба. Хотя наши наскальные рисунки хорошо подходят к тому, как небо могло выглядеть в то время, это может быть просто совпадением. Чтобы доказать обратное, Вахии нужен второй пример. Если люди в регионе однажды нарисовали звездную карту, они, должно быть, рисовали ее еще много раз для других видов астрономических событий (таких как полет кометы, метеорные потоки). Но пока нет доказательств, Вахия верит, что древний художник был и древним астрономом.

Prohvost 23.01.2018 17:58 [Материал]
Да нет, какая карта...

Рисунок расшифровывается так: стрелял я в этого оленя, с утра и до вечера... а олень убежал, собака!
yarad 24.01.2018 07:16 [Материал]