Вход / Регистрация
21.11.2024, 20:25
Тайны Михаила Булгакова
Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В 1916 году окончил медицинский факультет университета и работал врачом.
Во время гражданской войны в феврале 1919 года Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем - в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. Позже его впечатления и мысли о войне найдут воплощение в романе "Бег" и пьесе "Дни Турбинных".
Булгаков решает оставить профессию врача, потому что его все более и более манит писательство. И в 1921 году он переезжает в Москву, где, наконец, в полной мере получает возможность заниматься литературой. Поначалу творческая судьба складывается весьма благополучно. Его романы читают, а пьесы ставят на сцене знаменитого МХАТа. В 1923 году Булгаков даже вступает во Всероссийский Союз писателей, но это обстоятельство не спасло его от будущей опалы.
Он всегда имел собственную точку зрения на проходящие в стране процессы, которая часто не совпадала с официальной.
Дошло до того, что НКВД установило за писателем негласную слежку.
Тогда Булгаков решил пойти на крайние меры - в 1930 году он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу. Он хотел получить право эмигрировать, либо разрешение работать режиссером-ассистентом во МХА-Те. А далее случается совсем уж невероятная вещь - Булгакову лично звонит сам Сталин и рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его режиссером-ассистентом во МХАТ. Но в Художественный театр Булгаков обратиться не успел - ему сами позвонили оттуда и пригласили работать. В мае 1930 года он был принят на должность режиссера, в которой благополучно проработал шесть лет.
В 1936 году писатель закончил свой самый известный роман "Мастер и Маргарита", который писал больше десяти лет. Споры об этом произведении не утихают до сих пор. Его называют самой мистической и загадочной книгой XX века.
Каждая попытка экранизировать этот фантастический роман или поставить его на сцене', сопровождается поистине проделками сатаны. Темные силы приходят в реальную жизнь, чтобы не дать людям вмешаться в их мир. Кажется, что он может существовать только в виде книги, апофеозом которой является сцена бала у Сатаны.
По воспоминаниям третьей жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой в описании великого бала у Сатаны отразились реальные впечатления автора от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Раз в год посол США Уильям Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Для полуопального литератора, каковым тогда уже был Булгаков, прием в американском посольстве стал событием почти невероятным, сравнимым с балом у сатаны: в то время советская наглядная агитация изображала на плакатах "американский империализм" в облике дьявола.
Как вспоминает Елена Булгакова: "Ужин был накрыт в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой - небольшие выгоны, на них -козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль "рюсс". Масса тюльпанов, роз - из Голландии. В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу -всюду шампанское, сигареты".
В романе реальные приметы обстановки резиденции американского посла Булгаков переплетает с воображаемыми деталями и образами. Для того чтобы вместить великий бал у Сатаны в "нехорошую квартиру", автор увеличил число измерений с традиционных четырех до пяти. А в пятом измерении стали видимыми гигантские залы, где происходит бал, в то время как сами участники бала, наоборот, невидимы для окружающих.
Обильно украсив в романе бальные залы розами, Булгаков учитывал символику, связанную с этим цветком. Так, например, в культурной традиции западноевропейских народов древности и средневековья розы выступали олицетворением, как траура, так и любви, чистоты. Так что розы на бале у сатаны - это тоже символ любви Маргариты к Мастеру. С другой стороны, они же служат предвестием скорой смерти влюбленных. Вообще обилие роз, как цветов, чуждых русской литературной традиции, подчеркивает иноземное происхождение Воланда и его свиты.
Маргариту Булгаков уподобляет одной из французских королев, живших в XVI веке - Маргарите Наваррской и Маргарите Валуа. Но поскольку Маргарита Валуа была бездетной, то Булгаков сделал свою героиню родственницей Маргариты Наваррской, имевшей потомство. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, а потому и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, возвращения которого из лечебницы она добивается после бала у сатаны.
Есть разные версии прототипов главных героев романа. Условно их можно было бы назвать романтической версией и реалистической. Последняя выдвинута литературоведами на основе тщательного анализа текста и исторической ситуации, в которой создавался роман.
По этой версии прототипом Мастера является Горький, Маргаритой - актриса Мария Андреева, его гражданская жена. Ну а в романтической версии Маргарита - последняя жена Булгакова Елена Сергеевна Нюренберг, а Мастер -сам Булгаков.
Любовь, которая вдруг вспыхнула между ними, заставила их разрушить семьи и пренебречь условностями, чтобы навсегда соединить свои жизни. Елена Сергеевна полностью посвятила себя мужу и выполнила обещание, данное ею Булгакову вначале их союза. "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках", - попросил он ее. Так и случилось. В конце 1939 года его здоровье резко ухудшилось. Писателя мучили сильнейшие головные боли до такой степени, что он практически потерял зрение и едва различал солнечный свет. В начале зимы Булгаков отправился в санаторий "Барвиха", но и там ему не стало лучше. 10 марта 1940 года он умер. Елена Сергеевна пережила супруга на долгие тридцать лет. Она скончалась в возрасте семидесяти шести лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым Мастером.
При жизни автора роман так и не был опубликован. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти писателя. Елена Сергеевна Булгакова сохранила рукопись, несмотря на смутные и тяжелые времена повальных репрессий.
Во время гражданской войны в феврале 1919 года Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем - в белогвардейских Вооруженных силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. Позже его впечатления и мысли о войне найдут воплощение в романе "Бег" и пьесе "Дни Турбинных".
Булгаков решает оставить профессию врача, потому что его все более и более манит писательство. И в 1921 году он переезжает в Москву, где, наконец, в полной мере получает возможность заниматься литературой. Поначалу творческая судьба складывается весьма благополучно. Его романы читают, а пьесы ставят на сцене знаменитого МХАТа. В 1923 году Булгаков даже вступает во Всероссийский Союз писателей, но это обстоятельство не спасло его от будущей опалы.
Он всегда имел собственную точку зрения на проходящие в стране процессы, которая часто не совпадала с официальной.
Дошло до того, что НКВД установило за писателем негласную слежку.
Тогда Булгаков решил пойти на крайние меры - в 1930 году он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу. Он хотел получить право эмигрировать, либо разрешение работать режиссером-ассистентом во МХА-Те. А далее случается совсем уж невероятная вещь - Булгакову лично звонит сам Сталин и рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его режиссером-ассистентом во МХАТ. Но в Художественный театр Булгаков обратиться не успел - ему сами позвонили оттуда и пригласили работать. В мае 1930 года он был принят на должность режиссера, в которой благополучно проработал шесть лет.
В 1936 году писатель закончил свой самый известный роман "Мастер и Маргарита", который писал больше десяти лет. Споры об этом произведении не утихают до сих пор. Его называют самой мистической и загадочной книгой XX века.
Каждая попытка экранизировать этот фантастический роман или поставить его на сцене', сопровождается поистине проделками сатаны. Темные силы приходят в реальную жизнь, чтобы не дать людям вмешаться в их мир. Кажется, что он может существовать только в виде книги, апофеозом которой является сцена бала у Сатаны.
По воспоминаниям третьей жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой в описании великого бала у Сатаны отразились реальные впечатления автора от приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года. Раз в год посол США Уильям Буллит давал большие приемы по поводу национального праздника. Для полуопального литератора, каковым тогда уже был Булгаков, прием в американском посольстве стал событием почти невероятным, сравнимым с балом у сатаны: в то время советская наглядная агитация изображала на плакатах "американский империализм" в облике дьявола.
Как вспоминает Елена Булгакова: "Ужин был накрыт в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой - небольшие выгоны, на них -козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль "рюсс". Масса тюльпанов, роз - из Голландии. В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу -всюду шампанское, сигареты".
В романе реальные приметы обстановки резиденции американского посла Булгаков переплетает с воображаемыми деталями и образами. Для того чтобы вместить великий бал у Сатаны в "нехорошую квартиру", автор увеличил число измерений с традиционных четырех до пяти. А в пятом измерении стали видимыми гигантские залы, где происходит бал, в то время как сами участники бала, наоборот, невидимы для окружающих.
Обильно украсив в романе бальные залы розами, Булгаков учитывал символику, связанную с этим цветком. Так, например, в культурной традиции западноевропейских народов древности и средневековья розы выступали олицетворением, как траура, так и любви, чистоты. Так что розы на бале у сатаны - это тоже символ любви Маргариты к Мастеру. С другой стороны, они же служат предвестием скорой смерти влюбленных. Вообще обилие роз, как цветов, чуждых русской литературной традиции, подчеркивает иноземное происхождение Воланда и его свиты.
Маргариту Булгаков уподобляет одной из французских королев, живших в XVI веке - Маргарите Наваррской и Маргарите Валуа. Но поскольку Маргарита Валуа была бездетной, то Булгаков сделал свою героиню родственницей Маргариты Наваррской, имевшей потомство. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, а потому и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, возвращения которого из лечебницы она добивается после бала у сатаны.
Есть разные версии прототипов главных героев романа. Условно их можно было бы назвать романтической версией и реалистической. Последняя выдвинута литературоведами на основе тщательного анализа текста и исторической ситуации, в которой создавался роман.
По этой версии прототипом Мастера является Горький, Маргаритой - актриса Мария Андреева, его гражданская жена. Ну а в романтической версии Маргарита - последняя жена Булгакова Елена Сергеевна Нюренберг, а Мастер -сам Булгаков.
Любовь, которая вдруг вспыхнула между ними, заставила их разрушить семьи и пренебречь условностями, чтобы навсегда соединить свои жизни. Елена Сергеевна полностью посвятила себя мужу и выполнила обещание, данное ею Булгакову вначале их союза. "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках", - попросил он ее. Так и случилось. В конце 1939 года его здоровье резко ухудшилось. Писателя мучили сильнейшие головные боли до такой степени, что он практически потерял зрение и едва различал солнечный свет. В начале зимы Булгаков отправился в санаторий "Барвиха", но и там ему не стало лучше. 10 марта 1940 года он умер. Елена Сергеевна пережила супруга на долгие тридцать лет. Она скончалась в возрасте семидесяти шести лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым Мастером.
При жизни автора роман так и не был опубликован. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти писателя. Елена Сергеевна Булгакова сохранила рукопись, несмотря на смутные и тяжелые времена повальных репрессий.