Вход / Регистрация
24.11.2024, 10:11
В Приднестровье нашли гробницу женщины-воительницы
«Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага», - так писал в V веке до нашей эры путешествующий по древнему миру Геродот о женщинах-воительницах таинственного народа савроматов. Античный писатель рассказывал, что скифы (господствовавшие в Великой Степи в VIII – IV веке до нашей эры) называли этих воительниц «ойрпата» - «мужеубийцы», если в переводе на эллинский (древнегреческий) язык. Такой бальзам на сердца и души отчаянных феминисток дополняется сообщениями других рассказчиков античного мира, упоминающих об амазонках Северного Причерноморья.
«После того как в Скифии случилось однажды междуцарствие, воцарились в ней женщины, которые отличались силой. У этих народов женщины, подобно мужчинам, приучаются к войне и ни в чем не уступают им в храбрости; поэтому многие великие подвиги были совершены славными женщинами не только в Скифии, но и в соседних с нею землях», - пишет Диодор Сицилийский.
Даже философ Платон уверял, что он не только слышал, но и знал о женщинах-воинах, проживающих вокруг Меотиды (древнее название Азовского моря).
Но, как говорил Сервантес в «Дон Кихоте», «Платон мне друг, а истина дороже!». С одной стороны, легенды о женщинах-воительницах встречаются во многих культурных традициях. Достаточно вспомнить Настасью Королевичну из русских былин, которая показывает мастер-класс в стрельбе из лука на собственной свадьбе. Вместе с тем нам трудно поверить в рассказы античных авторов о прижигании правой груди амазонками ради усиления своих боевых способностей. Тем более что древние писатели, как правило, составляли свои записи по слухам, переданными через «сломанный телефон».
Где в этих рассказах вымысел, а где отражение реальности? И как отделить одно от другого? На помощь приходит археология, которая добывает крупицы информации из древних артефактов. Недавно ученые из Приднестровского государственного университета раскопали в Слободзейском районе курган, который может кое-что рассказать о могучих воительницах древности.
Насыпь степной пирамиды была полностью распахана, курган совершенно не выделялся на рельефе, рассказывает старший научный сотрудник НИЛ «Археология», кандидат исторических наук Виталий Синика. Однако после того как исследователи сняли верхний слой грунта, они обнаружили ров и четыре пятна, отличающихся по цвету от желтой материковой глины.
Раскапывая пятна одно за другим, археологи обнаружили гробницу ребенка, а затем и усыпальницу женщины с фрагментами бронзового зеркала.
В центре кургана ученые наткнулись на ограбленное парное захоронение. Грабители унесли всё до последнего предмета, при этом сильно повредили костяки погребенных. Тем не менее по сохранившимся останкам специалисты определили, что усыпальница была сооружена для двоих - скорее всего, мужчины и женщины.
Рядом с ней располагалась самая интересная гробница кургана. Сначала из-под мягких волокон кисточки показались кости от жертвенной пищи и обожженная каменная плита. Во время расчистки костяка в районе правой лопатки обнаружилась зелёная патина бронзового зеркала. Его положили за спину погребенной. В том, что это была женщина, исследователи не сомневаются, ведь за всё время раскопок зеркала в гробницах мужчин достоверно не зафиксированы.
«Есть такие предметы, как лепные пряслица, фрагменты костяных или деревянных веретен, бронзовые зеркала, парные серьги, которые всегда происходят из женских погребений. Исключений нет», - объяснил Виталий Синика.
«После того как в Скифии случилось однажды междуцарствие, воцарились в ней женщины, которые отличались силой. У этих народов женщины, подобно мужчинам, приучаются к войне и ни в чем не уступают им в храбрости; поэтому многие великие подвиги были совершены славными женщинами не только в Скифии, но и в соседних с нею землях», - пишет Диодор Сицилийский.
Даже философ Платон уверял, что он не только слышал, но и знал о женщинах-воинах, проживающих вокруг Меотиды (древнее название Азовского моря).
Но, как говорил Сервантес в «Дон Кихоте», «Платон мне друг, а истина дороже!». С одной стороны, легенды о женщинах-воительницах встречаются во многих культурных традициях. Достаточно вспомнить Настасью Королевичну из русских былин, которая показывает мастер-класс в стрельбе из лука на собственной свадьбе. Вместе с тем нам трудно поверить в рассказы античных авторов о прижигании правой груди амазонками ради усиления своих боевых способностей. Тем более что древние писатели, как правило, составляли свои записи по слухам, переданными через «сломанный телефон».
Где в этих рассказах вымысел, а где отражение реальности? И как отделить одно от другого? На помощь приходит археология, которая добывает крупицы информации из древних артефактов. Недавно ученые из Приднестровского государственного университета раскопали в Слободзейском районе курган, который может кое-что рассказать о могучих воительницах древности.
Насыпь степной пирамиды была полностью распахана, курган совершенно не выделялся на рельефе, рассказывает старший научный сотрудник НИЛ «Археология», кандидат исторических наук Виталий Синика. Однако после того как исследователи сняли верхний слой грунта, они обнаружили ров и четыре пятна, отличающихся по цвету от желтой материковой глины.
Раскапывая пятна одно за другим, археологи обнаружили гробницу ребенка, а затем и усыпальницу женщины с фрагментами бронзового зеркала.
В центре кургана ученые наткнулись на ограбленное парное захоронение. Грабители унесли всё до последнего предмета, при этом сильно повредили костяки погребенных. Тем не менее по сохранившимся останкам специалисты определили, что усыпальница была сооружена для двоих - скорее всего, мужчины и женщины.
Рядом с ней располагалась самая интересная гробница кургана. Сначала из-под мягких волокон кисточки показались кости от жертвенной пищи и обожженная каменная плита. Во время расчистки костяка в районе правой лопатки обнаружилась зелёная патина бронзового зеркала. Его положили за спину погребенной. В том, что это была женщина, исследователи не сомневаются, ведь за всё время раскопок зеркала в гробницах мужчин достоверно не зафиксированы.
«Есть такие предметы, как лепные пряслица, фрагменты костяных или деревянных веретен, бронзовые зеркала, парные серьги, которые всегда происходят из женских погребений. Исключений нет», - объяснил Виталий Синика.
И вдруг рядом с костями правой руки археологи находят колчанный набор бронзовых наконечников стрел. Причем они явно были положены в гробницу не в качестве оберегов, а именно как предмет вооружения, как это часто встречается в усыпальницах скифов.
Что могло символизировать оружие в погребальном ритуале? Пока это загадка, над которой бьётся не одно поколение исследователей. Однако в нашем случае колчанный набор может означать только одно – перед нами гробница скифской воительницы!
«У этих народов женщины, подобно мужчинам, приучаются к войне и ни в чем не уступают им в храбрости», - сразу вспоминаются слова Диодора Сицилийского, рассказывающего о гендерных особенностях скифского общества.
Впрочем, гробницы женщин-воительниц встречаются в Северном Причерноморье не так уж часто. На территории Приднестровья, например, за сто с лишним лет археологических раскопок нашли лишь около десяти таких усыпальниц. Однако не стоит забывать, что исследован лишь малый процент всех древних памятников. Так что выводы делать пока рано.
Например, десять лет назад в катакомбе уже упомянутого скифского некрополя III – II веков до нашей эры были найдены костные останки женщины с копьем (!). Причем по заключению антропологов её возраст на момент смерти не превышал 20 лет (!!!).
«Многие великие подвиги были совершены славными женщинами не только в Скифии, но и в соседних с нею землях», - снова хочется процитировать Диодора Сицилийского.
Итак, археология приводит нас к некоторым интересным умозаключениям. Во-первых, женщины-воительницы - это не просто легенды и мифы Древней Греции, а вполне реальный факт. Во-вторых, жили они в том числе и на территории Приднестровья.
Не менее интересна и история раскопанного кургана, время появления которого археологи связывают со второй половиной IV века до нашей эры. Сначала были построены две гробницы – для пары и «боевой леди». Археологи уверены, что они появились одновременно. Некоторое время спустя в этом же кургане сооружают усыпальницу ещё для одной женщины. А ещё чуть позже сюда подзахоронили ребёнка, пол которого пока не определен. При этом исследователи отмечают небольшую разницу во времени между всеми погребениями.
Вполне вероятно, что речь идет о семейном кургане – погребенные, судя по всему, были связаны узами кровного или некровного родства. Теперь своё слово должны сказать специалисты университета антропологии им. Адама Мицкевича (Польша), с которыми приднестровские археологи сотрудничают уже не первый год.