/ Новости сайта / Археология / Ученые выясняют, откуда древние греки везли серебро в Крым и на Тамань
24.08.2018

Ученые выясняют, откуда древние греки везли серебро в Крым и на Тамань

Специалисты Фанагорийской археологической экспедиции намерены исследовать состав сплава древних серебряных монет, которые чеканили на территории современных Крыма и Краснодарского края, чтобы понять, откуда поступало серебро для их изготовления, сообщил профессор, директор НИИ исторической антропологии и филологии Магнитогорского технического университета Михаил Абрамзон.

Он пояснил, что на территории современных Крыма, Кубани и Ростовской области, которую занимало античное Боспорское царство, собственных серебряных рудников не было. Однако монеты, в том числе серебряные, в царстве чеканили. В частности, за последние 20 лет около 15 тыс. монет разных веков обнаружили специалисты экспедиции Института археологии РАН, работающие на месте азиатской столицы царства - Фанагории (Таманский полуостров, Краснодарский край). Раскопки города ведутся с XIX века, в настоящее время здесь работает стационарный научно-культурный центр.

"Откуда брали серебро, мы доподлинно пока не знаем; есть гипотезы, что его доставляли с Балкан или из Малой Азии, но доказательств ни одному из этих предположений нет. Нужно проводить исследования, в том числе изотопный анализ. Дело в том, что каждое серебро имеет свой неповторимый спектр, оно содержит свинец и другие элементы, и, выяснив состав, можно понять, из каких месторождений оно поступало. Данный анализ мы запланировали провести в следующем году", - сказал Абрамзон.

Древнегреческая инфляция

Деньги Боспорского царства археологи находят регулярно, серебряные монеты в этом регионе чеканили не только греки. Так, в 2018 году археологи обнаружили серебряную монету желтоватого цвета, отчеканенную жившими в районе современных Новороссийска и Краснодара готами как подражание римскому денарию. "Цвет желтоватый из-за большого содержания лигатуры - добавления к серебру меди. И занимались "порчей" монеты не только варвары, такая же ситуация была и в Боспорском царстве, и в самой Римской империи, под властью которой оно уже находилось в то время", - пояснил собеседник агентства.

Ученый отметил, что провести исследования возможно, только изучив широкую выборку хорошо сохранившихся монет, найденных за несколько лет. У ученых есть несколько "варварских" монет, боспорских - сотни. Например, в 2011 году они обнаружили в некрополе клад с монетами 237-307 гг н. э. и за пять лет установили пики "инфляции" в Боспорском царстве, а также выяснили, как постепенно снижалось качество монет.

Найденные в некрополе монеты хорошо сохранились, и ученые провели рентгенофлуоресцентный анализ - исследование рентгеновским излучением, которое позволяет понять, какие химические элементы и в каком количестве содержатся в образце. В итоге выяснилось, что за 150 лет деньги из серебряных стали практически чисто медными. Однако работа исследователей заключается не только в определении типов и дат монет, но и в том, чтобы изучить состав их сплава, проанализировать полученные данные с учетом исторических событий.

"Мы знаем, что в третьей четверти III века здесь происходит целый ряд набегов племен со стороны Азовского моря, и даты этих морских походов варваров совпадают с пиками инфляции на Боспоре и в самой Римской Империи. Для борьбы с варварами нужны были средства, и государство начинало выпускать больше денег, одновременно снижая их качество. А чтобы монеты оставались "серебряными", на них наносили тонкий слой серебра", - пояснил нумизмат.

Также удалось восстановить технику нанесения такого серебряного покрытия на медные деньги. В Риме, вассальным государством которого на тот момент было Боспорское царство, монеты натирали специальной пастой из ртути и хлорида серебра, нагревали их в тигле, где ртуть испарялась при 750 градусах, и получали монеты, выглядящие серебряными. В действительности в них содержалось всего 4-5% серебра.

"Мы проводили свои эксперименты по реконструкции техники серебрения монет. Отливали монетные кружки-заготовки с содержанием, как в древних - около 10-14% серебра, затем помещали их в специальные кислоты и щелочи, в которых серебро "выволакивается" из монеты и выпадает на ее поверхность. Потом такой монетный кружок-заготовка многократно прочеканивался молотком, в результате чего уплотнялся верхний слой, и получается по виду серебряный кружок с медным ядром, из которого можно чеканить монеты", - добавил ученый.

Маршрут по монетам

Хотя на Боспоре и в Фанагории ходили деньги местной чеканки, в результате торговли сюда поступали различные монеты из других регионов - из Малой Азии, Финикии, Афин и даже с Сицилии. Они встречаются крайне редко и помогают ученым понять, откуда или куда путешествовали их владельцы.

Около 10 лет назад в предместьях Фанагории археологи обнаружили два клада, спрятанные двумя владельцами усадеб и торговцами около 88 г. до н.э., когда правивший Боспором царь Митридат VI Евпатор стал усиленно собирать там налоги для войны с Римом. Помимо местных денег в клад входили монеты других стран, и ученые смогли восстановить маршрут путешествий этих купцов.

"В кладе были бронзовые монеты самых мелких номиналов, а значит, собрать их могли только в том порту, где они были "своими". Один купец плыл через все Черное море к побережью Турции, вдоль которого затем корабль шел к городу Патара на южном берегу", - рассказал Абрамзон.

Ученый добавил, что второй купец, судя по монетам, совершил еще более далекое путешествие - на остров Крит и, возможно, к берегам Финикии (современный Ливан). "Из Финикии в Северное Причерноморье шел большой импорт стеклянных изделий и посуды. В том числе везли флакончики с духами и бальзамами, стеклянные бусы и украшения. Монеты же дали крайне важную информации о маршруте путешествий из Фанагории и о том, какие центры греческого мира они посещали на своем пути. Все эти центры вели активную торговлю с Боспором", - отметил историк.

Греки на Кубани

Греки пришли на территорию современной Кубани в VI веке до н.э., они основывали в прибрежной зоне свои поселения-колонии. Существовавшие на берегах Черного и Азовского морей города начали чеканить деньги в конце VI-V веках до н.э. В 480 г. до н.э. было создано богатое и сильное Боспорское царство, которое выпускало собственные монеты в 342/343 году н.э. (год начинался с осени, последняя монета датирована 639 годом боспорской эры). В IV веке н.э. греков с территории Таманского полуострова изгнали воинственные племена гуннов.

Источник:  http://tass.ru/

Gas 24.08.2018 15:31 [Материал]
Бездельники какие то..ждут гранта на непонятно что....
Монеты ПРИВОЗНЫЕ.
Надо просто посмотреть,где были рудники серебряные...в Греции и риме.И всё.
и ЭТо уже давно всем известно.
А то получается,что этот абрамзон- какой то махинатор!
В Греции ЗНАЮТ, откуда брали их предки серебро для монет.
А Абрамзон хочет денег,чтобы взять греческую монету и изучить ее состав..и потом изучать состав другого серебра..
т.е. В Греции-про эту монету известно ВСЁ.
А когда она приехала в Боспор- то сразу стало непонятно..с какого же рудника брали серебро на ее изгтовление.
Это шарлатанство и жедлание заниматься НИКОМУ ненужной работой(исследованием)
Это позор какой то...
грантоедство в чистом виде.
Надеюсь государство не даст денег шарлатанам и аферистам.