Вход / Регистрация
08.12.2024, 09:16
Тайны царя Ахирама
В 1920-е годы археолог Пьер Монте, проводивший раскопки на месте древнего города Библ, случайно наткнулся на богато изукрашенный саркофаг царя Ахирама. Эта находка признана бесценной учеными всего мира, а надпись на ее стенках представляет собой уникальный документ. Но при всем этом определить, кем же был сам царь Ахирам и когда он жил, до сих пор не удается.
За Ливанскими горами, на узкой полоске побережья Средиземного моря, в древности стояли крупные торговые города финикийцев -Тир, Сидон, Библ. Все они неоднократно упомянуты в Библии. Небольшая страна, расположившаяся у самого моря, оставила в истории человечества неизгладимый след. Считается, что именно финикийцы изобрели звуковое письмо и алфавит, у них были самые передовые корабли и самые отважные мореходы. Они славились на весь тогдашний мир производством роскошных тканей, и никто не мог вызнать финикийского секрета, как получить столь удивительный пурпурный цвет. Историки открыли для себя Финикию в середине XIX века, когда Жозеф Ренан опознал в селении Джубейль развалины древнего Библа.
За Ливанскими горами, на узкой полоске побережья Средиземного моря, в древности стояли крупные торговые города финикийцев -Тир, Сидон, Библ. Все они неоднократно упомянуты в Библии. Небольшая страна, расположившаяся у самого моря, оставила в истории человечества неизгладимый след. Считается, что именно финикийцы изобрели звуковое письмо и алфавит, у них были самые передовые корабли и самые отважные мореходы. Они славились на весь тогдашний мир производством роскошных тканей, и никто не мог вызнать финикийского секрета, как получить столь удивительный пурпурный цвет. Историки открыли для себя Финикию в середине XIX века, когда Жозеф Ренан опознал в селении Джубейль развалины древнего Библа.
Сокровище в шахте
Весной 1923 года после нескольких лет относительно безнадежных раскопок в жилых кварталах Джубейля к Монте прибежали местные жители, нанятые им в качестве землекопов. Было
раннее утро, едва рассвело. Арабы отчаянно жестикулировали, хватали археолога за рукав и пытались силой куда-то увести. Спросонок он едва понял, что в гавани после сильного ночного ливня обрушился кусок берега и неожиданно открылся вход в пещеру, который давным-давно был скрыт под песком. Монте еще не знал, что оползень произошел точно на месте древнего города, того самого Библа, который археолог искал и не находил, перекопав почти все пустыри Джубейля.
Археологи стали исследовать пещеру и поняли, что она имеет рукотворный характер. А потом пошли находки. Было найдено девять гробниц. Первые четыре оказались пусты — их разграбили в древности. Одну обчистил в 1851 году неизвестный англичанин. Зато остальные погребения уцелели. Конечно, с египетскими погребальными камерами саркофаги Библа сравниться не могли. Фараонов хоронили с гораздо большей роскошью. Но зато здесь археологи обнаружили удивительной красоты обсидиановые вазы, оправленные в золото, серебряную, бронзовую и глиняную посуду, серебряные зеркала, серебряные и золотые украшения. А еще золотой щит, явно подаренный египтянами, поскольку на нем было изображение сокола и два портрета фараона в профиль…
Одно погребение буквально потрясло Монте. Во-первых, это был огромный (2,3 метра в длину) саркофаг. Во-вторых, он был весь изукрашен. Опорой для него служила композиция из четырех лежащих львов, на спинах которых покоился каменный гроб. Четыре стороны саркофага оплетал узор из лотосов, и на каждой изображалась какая-то погребальная сценка. На одном рельефе тянулась процессия с дарами к царскому трону, на другом плакальщицы воздевали руки.
Ясно было, каким образом удалось опустить саркофаг в глубокую 11-метровую шахту: ее сначала вырубили в камне, а затем засыпали песком, на который установили саркофаг. Потом понемногу песок стали выбирать, пока каменный гроб не опустился на самое дно. И в конце концов опустили на гроб двухтонную каменную крышку.
На крышке рельеф изображал двух мужчин в виде сидящих львов. Как считают ученые — отца и его сына-наследника. Но самым удивительным оказалось то, что на саркофаге имелась надпись: «Гробница, которую Иттобал, сын Ахирама, царя Гвала [Библа], сделал отцу для его обители в вечности. И если какой-нибудь царь или иной правитель или любой военачальник нападет и откроет гробницу, пусть его властный скипетр сломается, пусть его царский трон перевернется, и пусть мир покинет Гвал; что до него самого, пусть от него не останется даже надписей».
Правитель Библа
Саркофаг царя АхирамаВ Библии упоминается царь Хирам (или Ахирам) Великий, который правил Тиром и Библом во времена Давида и Соломона (X век до нашей эры). Известно, что его отцом был Авибаал, что он правил 34 года и прожил 53. При его правлении финикийский Тир достиг расцвета. Царь очень много строил — возводил храмы Астарты и Мелькарта, установил золотые колонны в храме Зевса-Ваалсамида, воздвиг мощный бастион для защиты Финикии.
Хоть библейские авторы не очень любили соседей-язычников, но они сообщали, что этот царь послал ко двору Давида своих мастеров-строителей и запас кедровой древесины для строительства дворца в Иерусалиме. Ту же политику этот Ахирам проводил и при Соломоне. Туристам сегодня показывают гробницу Ахирама по дороге из Тира в Кану. Однако библейский Хирам или Ахирам не имеет никакого отношения к мертвецу из саркофага.
Судя по надписи на саркофаге, отец Ахирама не был царем по рождению и, скорее всего, узурпировал власть и захватил престол. Иначе, по финикийской традиции, было бы написано «Ахирам, сын такого-то». Раз имя отца пришлось скрыть — значит, с ним было что-то не так. И хотя его сын был уже полноправным наследником, облеченным властью, древние тексты не знают имени Иттоба(а)л. В то же время само наличие саркофага доказывает существование обоих — отца и сына!
Ученые пришли к выводу, что искать Ахирама в Библии не стоит и отождествлять его с царем Хирамом — тоже. Ахирам мог жить в огромном временном интервале — с XIII по VII век до нашей эры. Такой разброс дают артефакты, найденные в гробнице. Причем рядом с финикийскими изделиями там находятся египетские вещи. А некоторые артефакты прямо копируют египетские вещицы. При этом финикийские мастера путаются в правильном написании египетских иероглифов. Есть среди находок изделия с Кипра, которые относятся к VII веку до нашей эры, и артефакты Микенской культуры, датируемые XIV-XIII веками до нашей эры.
Эти странности в наборе погребальной утвари заставляют задуматься. Тем более, что, как выяснилось, саркофаг был использован вторично. Проще говоря, первого покойника из него выбросили, надписи подчистили — и похоронили царя Ахирама в чужом гробу. С египетскими плакальщицами, египетскими львами, египетскими лотосами и египетскими грифонами. Как царям Библа достался комплект египетских гробов — неизвестно. Но цари Библа точно не являлись египтянами, хотя были какое-то время очень зависимы от Египта.
«Смири свой дух»
Единственным способом найти наиболее достоверный промежуток времени оставалось изучение надписи. Монте был уверен, что открыл древнейшую надпись, не просто сделанную финикийским звуковым письмом, но и вообще такую, в которой буквы соответствуют звукам. Он отнес надпись к XIII-XI векам до нашей эры. У этой датировки нашлось как много приверженцев, так и много оппонентов. Самые радикальные смещали ее к верхней границе датировки артефактов. Но все отмечали, что начертание не соответствует глубокой архаике, а из 22 букв финикийского алфавита 19 имеют традиционный вид, чего быть не может, если надпись настолько стара.
Можно, конечно, попробовать прояснить хотя бы время жизни первого владельца гроба, но стертая надпись практически нечитабельна. Более того, она мешает правильно читать и нанесенный при Иттоба(а)ле текст. Большинство исследователей разделяют мнение Чарльза Торри, который отнес текст на саркофаге к X веку до нашей эры. Но тогда опять встает вопрос, не принадлежал ли саркофаг Ахираму Великому! Есть от чего прийти в отчаяние!
Пристальное изучение гробницы принесло и неожиданное открытие. На южной стене, точно на половине расстояния от поверхности пещеры до дна шахты, археологи увидели еще одну надпись, сделанную в одно время с надписью на саркофаге (такие же наклон и начертание букв). Надпись гласила: «Относительно знания: смири свой дух (ты сам) здесь и сейчас, в этом подземелье».
Текст на саркофаге специалисты тоже рекомендуют разбить на две части. Верхняя часть указывает на имя покойного и того, кто отправил его в последний путь: «Этот гроб сделал Иттоба(а)л, сын Ахирама, царя Библа, для Ахирама, отца своего, и здесь положил он его в уединении».
Нижняя часть является стандартной формулой проклятья тем, кто нарушит покой мертвого. Если исключить ритуальную формулу на стене и защитную на крышке саркофага, то от царя Ахирама останется лишь беглое упоминание — он был царем Библа и отцом Иттоба(а)ла. Больше о нем неизвестно ничего!