Вход / Регистрация
21.12.2024, 18:54
В русле Северной Двины начались поиски кораблей эпохи Петра Первого
Археологи РГО обследуют русло Северной Двины в поисках двух кораблей эпохи Петра I
Петербургские подводные археологи из Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в 2019 году проведут экспедицию с целью обследовать русло Северной Двины.Специалисты имеют предварительные данные, что на дне реки могут находиться затонувшие суда времен Петра I, а также корабль эпохи Первой мировой войны, рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
"В свое время в Северной Двине проводились несистемные изыскания, были найдены деревянные объекты. По архивным данным, это, возможно, два корабля петровских времен, что само по себе интересно. Также, по некоторым данным, там в 1918 году погиб минный заградитель "Уссури". Так ли все это, точно сказать нельзя, поэтому в сезоне этого года, летом, мы проведем исследования устья Северной Двины", - рассказал Фокин.
Будущий минный заградитель "Уссури" был построен в Великобритании в 1901 году, первоначально пароход получил название "Люцун". В 1904 году он был куплен для нужд русского морского ведомства и привлекался к исследованиям течений на Дальнем Востоке. В ходе Первой мировой войны пароход, переоборудованный в минный заградитель, совершил переход из Владивостока Александровск-на-Мурмане (сейчас Полярный в Мурманской области). В 1918 году в ходе гражданской войны корабль затопили, чтобы преградить путь флотилии интервентов.
Археологи будут искать не только затонувшие корабли. Также будет проведено исследование дна вокруг Новодвинской крепости, возведенной Петром I в дельте Северной Двины. Эти исследования не обещают находок кораблей или других больших объектов, но могут дать ученым обширный материал по истории быта, вооружения, моды и ремесел, отметил собеседник агентства.
"Рядом с крепостями, приморскими городами всегда есть большое количество небольших объектов, это предметы быта, вооружения. Что-то разгружали, что-то уронили - сундук, ядро, какой-то предмет одежды", - пояснил Фокин. Все эти объекты потом могут быть изучены, чтобы расширить представление людей XXI века об ушедших эпохах - что носили в то время, какое оружие использовали, какой была география торговли в регионе.
Еще одним направлением исследования в Арктической зоне России для водолазов ЦПИ РГО станет работа в горле Белого моря - проливе, отделяющем Кольский полуостров от побережья Архангельской области. Здесь в ходе сезона 2018 года было обнаружено восемь объектов - предположительно, кораблей, затонувших во время Первой мировой и Великой Отечественной войн.
"В этом году на июль совместно с объединенным стратегическим командованием Северного флота у нас запланирован ряд мероприятий - продолжение поисковых работ и обследование ранее найденных объектов водолазным способом. Тем самым по итогам июльских работ, мы сможем сказать, что это за объекты, что они в себе таят, являются ли интересными с точки зрения культурного наследия", - пояснил Фокин.
По его словам, если среди объектов окажутся затонувшие корабли, то далее будет приниматься решение о целесообразности различных вариантов дальнейшего исследования: подводных съемок, построения модели, подъема артефактов.
Петербургские подводные археологи из Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) в 2019 году проведут экспедицию с целью обследовать русло Северной Двины.Специалисты имеют предварительные данные, что на дне реки могут находиться затонувшие суда времен Петра I, а также корабль эпохи Первой мировой войны, рассказал исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.
"В свое время в Северной Двине проводились несистемные изыскания, были найдены деревянные объекты. По архивным данным, это, возможно, два корабля петровских времен, что само по себе интересно. Также, по некоторым данным, там в 1918 году погиб минный заградитель "Уссури". Так ли все это, точно сказать нельзя, поэтому в сезоне этого года, летом, мы проведем исследования устья Северной Двины", - рассказал Фокин.
Будущий минный заградитель "Уссури" был построен в Великобритании в 1901 году, первоначально пароход получил название "Люцун". В 1904 году он был куплен для нужд русского морского ведомства и привлекался к исследованиям течений на Дальнем Востоке. В ходе Первой мировой войны пароход, переоборудованный в минный заградитель, совершил переход из Владивостока Александровск-на-Мурмане (сейчас Полярный в Мурманской области). В 1918 году в ходе гражданской войны корабль затопили, чтобы преградить путь флотилии интервентов.
Археологи будут искать не только затонувшие корабли. Также будет проведено исследование дна вокруг Новодвинской крепости, возведенной Петром I в дельте Северной Двины. Эти исследования не обещают находок кораблей или других больших объектов, но могут дать ученым обширный материал по истории быта, вооружения, моды и ремесел, отметил собеседник агентства.
"Рядом с крепостями, приморскими городами всегда есть большое количество небольших объектов, это предметы быта, вооружения. Что-то разгружали, что-то уронили - сундук, ядро, какой-то предмет одежды", - пояснил Фокин. Все эти объекты потом могут быть изучены, чтобы расширить представление людей XXI века об ушедших эпохах - что носили в то время, какое оружие использовали, какой была география торговли в регионе.
Еще одним направлением исследования в Арктической зоне России для водолазов ЦПИ РГО станет работа в горле Белого моря - проливе, отделяющем Кольский полуостров от побережья Архангельской области. Здесь в ходе сезона 2018 года было обнаружено восемь объектов - предположительно, кораблей, затонувших во время Первой мировой и Великой Отечественной войн.
"В этом году на июль совместно с объединенным стратегическим командованием Северного флота у нас запланирован ряд мероприятий - продолжение поисковых работ и обследование ранее найденных объектов водолазным способом. Тем самым по итогам июльских работ, мы сможем сказать, что это за объекты, что они в себе таят, являются ли интересными с точки зрения культурного наследия", - пояснил Фокин.
По его словам, если среди объектов окажутся затонувшие корабли, то далее будет приниматься решение о целесообразности различных вариантов дальнейшего исследования: подводных съемок, построения модели, подъема артефактов.
 
Источник: http://tass.ru/