Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Трагедия живого бога: враг из Ахетатона
01.03.2019

Трагедия живого бога: враг из Ахетатона

Оценка: 0.0    1542 0 Тайны истории
09:00

После кончины Аменхотепа III на престол взошел его сын и соправитель, Аменхотеп IV. Как мы говорили в прошлой части, в общем-то спокойный и невзрачный Аменхотеп-батя превратился не в Осириса, а в Атона – то бишь, в Солнце. По дошедшим до нас источникам можно судить, что никто особо не возмущался – все-таки фараон фигура священная, и его действия для простонародья априори правильные. Видимо, египтяне просто смирились и расслабились.

Начали за здравие…

Поначалу фараон правил спокойно и мирно. Казна была полна золотом, все граничащие с Египтом страны признавали верховную власть фараона и даже не думали восставать. Государственный корабль, перешедший в полное распоряжение Аменхотепа IV, мог выдержать тяжелые испытания, если бы потребовалось. Однако главным испытанием для египтян стал сам фараон.

Аменхотеп IV был одним из самых ярых приверженцев нового солнечного бога. Скорее всего, большое влияние на него оказал его дядя, гелиопольский жрец Анен, однако фараон был склонен к вольным трактовкам новой религии. Фанатичная приверженность Атону объясняется не столько религиозностью Аменхотепа, сколько его стремлением поставить новый культ себе на службу. «Тренд» на обожествление фараона, начатый его отцом, был подхвачен новым фараоном с таким пылом, что Аменхотеп III нервно закашлялся в своем саркофаге. Будучи соправителем отца, Аменхотеп IV мог развлекаться, строя небольшие храмы новому богу, но только после восшествия на трон фараон-революционер смог дать себе волю. Теперь Атона узаконили как самостоятельное и единственно верное божество – божество, которым по сути являлся Аменхотеп III. Об отце Атона, боге-соколе Ра все быстро забыли, даже почистили его изображения с барельефов. Власть фараона окончательно стала божественной. Не нужно было держать в голове воплощения Гора и слияние с Осирисом – теперь Египтом правил живой бог, само Солнце. Так фараоны в лице Аменхотепа IV отомстили за унижения собственной власти, которым их подвергла узурпаторша Хатшепсут. Но самое интересное было впереди.

Эхнатон в образе сфинкса поклоняется Атону

Обожествив самого себя, Аменхотеп IV окончательно порвал со старым жречеством. В этой ситуации ему нужны были новое имя и новая столица. Выдумать первое не составило большого труда, и Аменхотеп стал Эхнатоном, «Действенным духом Атона». Со столицей дела обстояли посложнее. Эхнатон не собирался перестраивать Фивы или Гелиополь – нет, он хотел свой собственный город, который затмит все предыдущие столицы. Более того, в переезде был политический смысл – оторванные от верховной власти жрецы и прочие приверженцы старых порядков не смогли бы навредить фараону. Сейчас такой проект может показаться проявлением гигантомании, и скорее всего, он им и являлся. Но Эхнатон никогда не отличался скупостью, а огромная казна позволяла ему развлекаться как душе угодно.

Строительство Ахетатона – «горизонта Атона», новой столицы – было на редкость быстрым. Город возвели в пустыне на берегу Нила так, что восходящее Солнце освещало его дворцы и храмы своими прямыми лучами. План Ахетатона поражает и сейчас – идеально выверенные пропорции, величественные здания, широкие, украшенные статуями Эхнатона проспекты. Но самое удивительное крылось в храме Атона – главном культовом здании Амарнского периода. Сам храм не был уж очень большим, но вокруг города были расставлены стелы со славословиями Атону. Соединив точки расположения стел линиями, ученые обнаружили, что полученный рисунок полностью соответствует планировке храма Атона в самом городе. Таким образом, Эхнатон повторил известный подвиг Иксзибита – он построил храм внутри города, а город внутри храма. Как ему это удалось без компьютерного моделирования – загадка, над которой египтологи еще долго будут ломать голову.

Руины Ахетатона — столицы божественного фараона и рассадника страданий Египта

Фараон-фанатик

Ахетатон был построен буквально на костях сотен рабочих, которые умирали от ужасных условий труда. Однако Эхнатона это мало волновало – разве богу есть дело до каких-то жалких смертных? Он переехал в свою новую столицу вместе с семьей и приближенными. Разумеется, все, кто хотел быть поближе к кормушке или желал выслужиться перед фараоном, ломанулись в Ахетатон, так что город не страдал от дефицита населения. Жизнь в Ахетатоне закипела ключом – живое божество в лице фараона регулярно проезжало по Царской дороге, выходило на балкон дворца и бросало в толпу деньги и еду. Улицы украсили статуями Эхнатона, выполненные в странном стиле, прозванном египтологами амарнским. На них фараон был куда больше похож на гуманоида с Нибиру, чем на человека – вытянутое лицо, худощавое тело, непомерно высокий рост. Скульпторы будто бы пытались еще сильнее (хотя куда уж больше) обожествить фараона, сделав его внешность максимально отличной от нормальной. Казалось бы, все шло прекрасно в этом новом Эдеме, возведенном посреди пустыни. Казалось бы…

Статуя Эхнатона в Ахетатоне. Налицо все признаки синдрома Марфана

Почему же Амарнский период в итоге стал катастрофой для страны? Как Эхнатон мог проиграть при таком благоприятном раскладе? Начать нужно, как ни странно, со здоровья самого Эхнатона. Канадский египтолог Элвин Л. Барридж предположила, что фараон страдал от синдрома Марфана – редкого генетического заболевания скелета и соединительных тканей. Именно поэтому на всех изображениях фараон походил на пришельца. К истончению костей, аномально высокому росту и искривлению позвоночника добавилась слепота и общая слабость – организм Эхнатона попросту не мог переносить нагрузки. Быть может, болезнь травмировала не только его тело, но и душу – иначе как объяснить настоящие репрессии, которые фараон развернул вскоре после переезда в Ахетатон?

Британский египтолог Николас Ривз называет Эхнатона «фанатиком» - как нельзя точное определение. Но фанатиком он был странным – при всей ярой приверженности культу Атона фараон, судя по всему, относился к новой вере как к инструменту упрочения власти. Однако эта прагматичность абсолютно не помешала Эхнатону развернуть настоящие религиозные гонения, которым позавидовали бы и римляне, и большевики. Солдаты фараона, преимущественно нубийцы и азиаты, ходили по домам и хватали тех, кто мог быть повинен в «ереси». Доходило до того, что люди в панике сбивали с украшений и домашней утвари иероглифы, упоминавшие Ра, Амона и других богов. Даже сами иероглиф «боги» подлежал уничтожению, ибо бог был один – Атон. Судя по всему, были распространены доносы и осведомительство – Эхнатон шел на любые жертвы, лишь бы в Египте остался один бог – он сам.

Одержимость фараона религиозными проблемами ярко контрастирует с его полным нежеланием заниматься другими государственными делами. Эхнатона в принципе мало интересовал мир за пределами Ахетатона – и это едва не привело страну к гибели. Большая часть казны была истрачена на строительство храмов и плату воинам – Эхнатон, понимая силу армии, просто покупал ее лояльность щедрым жалованием. Дипломатия, экономика, политика – все это с легкой подачи фараона пошло под нож, и египетская империя началась рушиться. Вассальные царьки пошли друг на друга войной, некоторые слали Эхнатону отчаянные призывы о помощи, но фараон попросту игнорировал их. Египетская знать оказалась расколота – старая аристократия осталась за пределами Ахетатона, а фараона окружили новые люди – те, кто был обязан своим стремительным возвышением лично Эхнатону, а потому был верен. Подобная ситуация повторится через много веков в нашей стране – когда Иван Грозный уедет в Александровскую слободу и учредит опричнину.

Наследие Эхнатона

От полного развала и стагнации Египет спасла только ранняя смерть Эхнатона – люди с синдромом Марфана долго не живут и умирают в возрасте сорока лет от сердечной недостаточности. О том, кто правил Египтом между Эхнатоном и Тутанхамоном, ученые спорят до сих пор. Кто-то полагает, что фараоном стал один из сыновей Эхнатона, Сменхкара, а кто-то отождествляет Сменхкару с Нефертити. Если сторонники второй версии правы, то история обладает великолепным чувством юмора – отчаянные попытки фараонов укрепить свою власть любой ценой, даже через разрушение древней религии, привели к восшествию на престол новой Хатшепсут. Одно известно точно – после смерти Эхнатона и преодоления тяжелого политического кризиса египтяне принялись уничтожать все упоминания о «враге из Ахетатона» с таким же пылом, с каким фараон-еретик гнал старых богов. Наследием Эхнатона буквально вытерли пол по всем Египте: Ахетатон был покинут всеми жителями и занесен песками, все упоминания Атона были стерты из истории, а его изображения были сбиты с барельефов. Даже Тутанхамон, которого при рождении назвали Тутанхатоном, сменил имя, стараясь откреститься от своего отца. Так в Египет вернулись старые боги – Амон, Ра, Гор, Исида и другие. Так закончилось бесславное правление Эхнатона – прагматичного фанатика, поставившего величайшую цивилизацию на край гибели.

Начало: Трагедия живого бога: возвышение Атона


 
Источник:  https://vk.com/novarum


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Американские ученые добились бессмертия для мухи
На 139 тысяч нейронов 54 миллиона синапсов, не слишком ли много? (от Snork)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
Цитата Кориона "Жозефина была постоянно под градусами , впрочем и сам Наполеон тоже. Так что сл (от Катенька)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
И где тут мужененавистничество? Просто реальность. Лично я всем мужчинам, которые были со мной рядом (от Koriona)
Московские археологи нашли 400-летние изразцы с изображением кошки
Возможно в то время это уже была и кошка ,но всё идёт из Анатолии, всё начиналось с Чатал Гуюка. Кру (от Везунчик)