В Арктике зафиксировали рекордный выброс метана
Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из ряда российских научных центров и университетов в эти дни находятся в экспедиции в морях Восточной Арктики. Недавно им удалось выявить необычно мощный выброс метана на поверхность воды на участке Восточно-Сибирского моря.
Напомним, цель экспедиции — выявить биогеохимические и экологические последствия таяния подводной мерзлоты. При этом вместе с учеными на борту научно-исследовательского судна «Академик М. Келдыш» находится главный эксперт управления проректора ТПУ по внешним связям, журналист Сергей Никифоров. С борта «Келдыша» он сообщает о том, как проходит экспедиция, а также о первых полученных результатах.
Так, при помощи различного оборудования учеными была обследована акватория и дно вокруг острова Беннета — самого западного из группы островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Проведено сейсмоакустическое профилирование для изучения строения осадочной толщи, электроразведка для регистрации подводной мерзлоты, взяты пробы морской воды с различных горизонтов, осуществлен отбор донных осадков и взвези, выполнены другие виды гидрологических, газогеохимических, гидрохимических и гидробиологических исследований.
Затем судно отправилось еще восточнее, к 160 градусу восточной долготы, на участок Восточно-Сибирского моря, где ранее геофизическими методами были выявлены сипы (газовые фонтаны) — проявления деградации подводной мерзлоты и выброса метана на поверхность воды. На этом полигоне был проведен широкий комплекс исследовательских работ, связанных с тематикой экспедиции.
«На первой же "микрополигонной" съемке ученых ожидала большая удача! Научный отряд парниковых газов под руководством ведущего научного сотрудника Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН Анатолия Салюка выявил резкое повышение концентрации метана в атмосферном воздухе — в 6-7 раз выше среднепланетарных значений.
Сейсмоакустики при помощи своей аппаратуры увидели мощный сип. Но одно дело — зафиксировать это явление при помощи специальных приборов, а совершенно другое — увидеть выброс метана на поверхность воды своими глазами. Как ни точна аппаратура, показывающая координаты сипа, найти в морских волнах место прорыва газа в атмосферу — посложнее, чем отыскать иголку в стоге сена. И, тем не менее, участникам экспедиции это удалось! Справа по борту "Келдыша" они разглядели на фоне темной воды пятно изумрудного цвета. Приблизившись к нему, ученые смогли наблюдать, как из черной глубины моря на поверхность тысячами пузырьковых нитей поднимается газ», — сообщает Сергей Никифоров.
Добавим, в точке обнаруженного газового фонтана, площадь которого составила четыре-пять квадратных метров, был организован пробоотбор воды из нескольких горизонтов, а также отбор образцов донных отложений. Причем, специальные пластиковые конусы, которые были приготовлены для сбора метана, ученым не понадобились. «Кипящую» метановыми пузырьками воду можно было зачерпывать ведрами. Более того, газ непосредственно из «тела» сипа ученые закачали в сжатом виде в несколько баллонов.
«Это самый мощный сип из всех, что мне довелось наблюдать. Он проявляется увеличением концентрации метана в воздухе до 16 ppm (миллионных доль), это в 9 раз больше среднепланетарных значений. Никто ранее подобного не регистрировал!»,
— комментирует руководитель экспедиции, профессор ТПУ, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов, уточняя, что за свои 45 арктических экспедиций он впервые увидел сип такой мощности.
Отметим, на следующий день сип примерно такой же мощности был обнаружен на другом участке полигона. И вновь ученые произвели всестороннее обследование этого явления, включая подводную съемку. С борта судна газовый фонтан зафиксировали на свои фотоаппараты и смартфоны практически все участники экспедиции.
«За трое суток работы на полигоне в Восточно-Сибирском море был собран уникальный научный материал. Но экспедиция подошла только к своей середине. Впереди — исследования мегасипов моря Лаптевых, новые эксперименты, кропотливый сбор данных и образцов. Работа по изучению тайн морей Арктики, в которой принимают участие студенты и сотрудники ТПУ, продолжается», — передает с борта «Келдыша» Сергей Никифоров.
Справка:
Участники экспедиции представляют следующие организации: Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Томский политехнический университет, Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Дальневосточный федеральный университет, Федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН, Северный арктический федеральный университет, Московский физико-технический институт, Стокгольмский университет, Первый Институт океанографии при государственной морской администрации КНР и Третий Институт океанографии при государственной морской администрации КНР.
На базе Томского политеха реализуется крупный научный проект «Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости: количественная оценка потоков и выявление возможных экологических и климатических последствий», на его поддержку политехники получили гранты Правительства РФ (под руководством профессора Игоря Семилетова) и Российского научного фонда (под руководством профессора Натальи Шаховой).
Комментарии 2
+1
shurup
08.10.2019 01:23
[Материал]
Да ничего на суше такого особенного не творится. Сущая мелочь по сравнению с морями. Для стабильного состояния гидратов метана на суше (т.е. при атмосферном давлении) нужна температура минус 80 градусов. При более теплой они не стабильны. Совсем другое дело моря и океаны с их давлением. При 25 барах он стабилен при 0 градусов.
Цитатка : "зона стабильности гидратов метана, наиболее распространённого в земной коре углеводородного газа, покрывает до 20 % суши (в районах распространения криолитозоны) и до 90 % дна океанов и морей." Это только зона стабильности. Я на сколько больше по объёму его в водной толще растворённого может может скапливаться больше чем на суше... |