Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / В Помпеях обнаружили фреску с изображением гладиаторов на арене
13.10.2019

В Помпеях обнаружили фреску с изображением гладиаторов на арене

Оценка: 0.0    1367 2 Наука и Технологии
14:41
В ходе раскопок в V районе Помпей найдена фреска, изображающая двух гладиаторов на арене цирка, судя по всему — мурмиллона и фракийца. Фреска хорошо сохранилась и позволяет судить о вооружении обоих бойцов, а также о предполагаемом моменте схватки между ними. Об этом говорится в официальном сообщении Археологического парка Помпей.

Изображения мурмиллонов и фракийцев часто встречаются на помпейских фресках, рельефах, в виде скульптур и даже граффити — нацарапанных на стенах рисунках и надписях. Все это, несомненно, свидетельствует о высокой популярности этого вида развлечений в древних Помпеях.

До нас дошло и некоторое количество афиш — надписей на помпейских стенах, объявлявших о проведении в ближайшие дни гладиаторских игр. В таких объявлениях, помимо даты, обязательно указывалось имя устроителя — обычно им являлся представитель муниципальной знати, известный в городе благотворительностью и политическими амбициями.

Важной информацией было указание типов выставляемых на арену гладиаторов, включая звериную травлю, и их количества. Если погода ожидалась излишне солнечная или дождливая, над зрительными рядами амфитеатра натягивали специальный тент — веларий (velarium), о чем также сообщалось в афише.

Новая фреска размером 1,12 на 1,5 метра открыта в квартале за перекрестком переулка Серебряной Свадьбы (vicolo delle Nozze d'Argento) и переулка Балконов (vicolo dei Balconi). На ней изображен бой двух гладиаторов, причем можно даже определить вид вооружения обоих.


Фреска с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

Предположительно, слева наступает мурмиллон, в левой руке он держит большой щит. В правой его руке — гладий (gladius), короткий, длиной до полуметра, меч.
От ударов противника его голову защищает широкополый шлем, украшенный гребнем, с решетчатым забралом. Такой шлем не скрывал обзора, а его широкие поля прикрывали шею и предохраняли его владельца от удара мечом сверху.

На правой руке мурмиллона — маника (manica), наруч, защищавший руку, не закрытую щитом, а на левой ноге — поножь, не доходящая до колена. Неотъемлемой частью гардероба гладиаторов являлся сублигакул (subligaculum), кожаная набедренная повязка, в жизни обычных римлян служившая нижним бельем.
 

Фрагмент фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей
   
 
Фрагмент фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей
   
 
Фрагмент фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

Его противник — фракиец — находится в довольно уязвимой позиции: его цилиндрический щит валяется поодаль, а меча и вовсе не видно. На фракийце мы также видим сублигакул и поножи — в его случае высокие металлические, как и положено этому типу гладиатора.

На левом запястье у фракийца — короткий наруч или широкий браслет. Шлем у фракийца, как и у мурмиллона, — широкополый, с гребнем. Кажется, что правую руку он прячет за спину, так что, возможно, меч все еще при нем.

Художник изобразил и ранения фракийца — видно, что кровь капает из ран на левом запястье и левой стороне груди. Гладиатор протягивает левую руку в сторону, а в сообщении Археологического парка Помпей этот жест интерпретируется как просьба о спасении от неминуемой гибели.
 

Фрагмент фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей
   
В официальном сообщении мурмиллон также называется скутаром (scutarius), а фракиец — пармуларием (parmularius). Эти названия гладиаторов не отражают их тип, а относятся лишь к носимым ими щитам — скутуму (scutum) и парме (parma) соответственно.

Однако в данном случае оба гладиатора изображены со щитами другого типа — ни скутума, ни пармы тут нет. У мурмиллона должен быть большой прямоугольный щит, а у фракийца — небольшой круглый. Между тем оба щита на фреске — полуцилиндрические.

Бой изображен на белом фоне, а сама фреска заключена в красную рамку, что указывает на законченность картины. Какие-либо надписи на ней отсутствуют. Возможно, это изображение фантазийное, хотя известны рисунки из Помпей, на которых указаны имена гладиаторов и даже исход поединка.

Слева от угла сохранился фрагмент другой фрески, возможно, того же цикла — тоже на белом фоне и в красной рамке. Однако кого она изображает, интерпретировать пока затруднительно.
 

Фрагмент фрески на другой стене комнаты, где найдена фреска с изображением гладиаторов
   
Археологи предполагают, что помещение, украшенное фреской с гладиаторами, — это лавка или, скорее всего, таверна, в которой также был второй этаж. На это указывает след от деревянной лестницы, шедшей прямо над фреской, этим объясняется и ее трапециевидная форма.

Тот факт, что фреска украшала стену под лестницей, может указывать на доступность этого угла для обзора посетителей.

В то же время в большой стенной росписи атрия Дома по улице Везувия, где зимой этого года была открыта большая стенная роспись атрия, лестница обрезала правый нижний ее угол — по какой-то причине хозяева ограничились в этом углу лишь чистовой штукатуркой (возможно, временно) и использовали его как кладовку.

Согласно одной из гипотез о предназначении этого заведения, которое, возможно, часто посещали гладиаторы (отсюда и мотив росписи), верхний этаж занимали комнаты для оказания сексуальных услуг.

Через три квартала от этого дома, в пятой инсуле V района, на Ноланской улице (via di Nola) расположена так называемая Казарма Гладиаторов (Caserma dei Gladiatori). Из этого дома происходит наибольшее количество надписей, относящихся к гладиаторам, — 143.

Поэтому предположение о наличии в этом районе заведений, чьими завсегдатаями могли быть гладиаторы, не лишено оснований. Впрочем, наверху мог жить сам хозяин лавки, а роспись с изображением гладиаторов могла быть всего лишь данью моде или его любимому виду развлечений.


Масштаб фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей
   
И мурмиллон, и фракиец — самые распространенные типы гладиаторов, традиционные противники друг друга. Оба типа произошли от вооружения национальных воинов армий, в свое время побежденных Римом: галлов и фракийцев, повторяя их набор вооружения и защиты.
Оба типа — и мурмиллон, и фракиец, — обычно выходили на бой с голым торсом, то есть были довольно уязвимы для холодного оружия противников. В то же время они, очевидно, благодаря развитой мускулатуре смотрелись на арене весьма выразительно.

Профессиональные гладиаторы, выступавшие в этих амплуа, могли быть любого происхождения — требовалось лишь, чтобы на них было соответствующее вооружение и чтобы они обладали необходимыми навыками обращения с ним. Иногда один и тот же гладиатор мог сражаться в разных амплуа. К примеру, самый известный римский гладиатор, Спартак, выступал в вооружении фракийца.

В V районе Помпей уже два года проводятся полноценные археологические раскопки и работы по укреплению грунта, а также по гидрологической защите города. 

 
Источник:  https://nplus1.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 2

-3  
Nash 13.10.2019 20:12 [Материал]
Епрст999 есть новости какие по поводу изменения стрелки на компасе? Тут идея появилась, скачай прогу из плеймаркета компас их там много рпзных, сравни положение стрелок на обычном компасе и в телефоне. Запомни и проверяй когда будет отклонятся стрелка на обысном компасе проверяй на смарте сразу, результатами поделись с нами! Интересен результат что у тебя тамтпроисходит smile
Я пвтался на саоемстаром смарте проверить еерунда полная получилась компастсловно лихорадит пробовао по разному жесть происходит))))) Потом попробую с магазинным компасом и на другом теле.
+2  
helgu 13.10.2019 17:55 [Материал]
где комментарии "жители Помпей - это всё древние русо-славяне"?
или "мы все скоро умрем от извержения Йеллоустонского вулкана...

на деле сохранность рисунков потрясающая, этой эпохи в России есть только сохранившиеся рисунки надгробий в Херсонесе
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Физик утверждает, что нашел доказательство нового закона физики: Живем ли мы в смоделированной Вселенной?
В широком смысле энтропия - это процесс перехода любых существующих процессов к их равновесному сост (от maikl2m)
Физик утверждает, что нашел доказательство нового закона физики: Живем ли мы в смоделированной Вселенной?
Как я понял, снижение информационной энтропии - это процесс стандартизации, унификации. Жизнь станов (от Rosto)
Какой была гигиена в викторианскую эпоху в Англии?
Там в связи с этим была показательная история, насчёт того, когда вообще власти начинают что-то пред (от Rosto)
Захватывающая дух крепость на скале в Индии
Действительно...
В общем, в англоязычной Википедии написано (гугл-перевод):

«На (от Rosto)