/ Новости сайта / Археология / Радар помог ученым исследовать следы мамонта
14.11.2019

Радар помог ученым исследовать следы мамонта

Оценка: 0.0    741 0 Археология
Радар помог исследователям изучить окаменевшие следы людей и мамонтов, сообщается в Scientific Reports. С его помощью ученые выяснили, что походка у мамонтов и современных саванных слонов была похожа, и смогли оценить размеры вымершего животного. Также они определили, в каких направлениях и в какой последовательности ходили люди и мамонт.

Окаменевшие следы (ихнофоссилии) древних людей или животных попадаются археологам и палеонтологам довольно часто и служат ценным источником информации. Они подтверждают, что тот или иной вид жил в данной местности, позволяют изучить анатомию нижних конечностей и механику организма, а также взаимодействие между ним и другими обитателями экосистемы, например, между хищником и жертвой.

В последние годы исследователи довольно часто описывают окаменевшие следы (1, 2, 3), и все чаще исследования ихнофоссилий проводятся с помощью неинвазивных методов. Например, британские и американские исследователи во главе с Томасом Урбаном (Thomas M. Urban) из Корнеллского университета для изучения цепочки окаменевших следов мамонтов использовали магнитометр. Ученые нашли их в Национальном парке Уайт Сэндс на юге США, который представляет собой дюны, сложенные из гипса. Помимо следов мамонтов (по-видимому, это были колумбийские мамонты), здесь сохранились ихнофоссилии гигантских ленивцев, на которых охотились древние люди, хищных и травоядных животных. Их оставили в конце последнего оледенения, которое закончилось около 11,7 тысяч лет назад. Десятки тысяч найденных в Уайт-Сэндс следов позволяют изучить взаимодействия животных между собой и с древними людьми. Однако исследователи могут увидеть только часть следов и то не всегда. Даже заметные невооруженным глазом следы могут засыпать дрейфующие пески.

Поэтому в новой работе ученые под руководством Урбана для изучения окаменевших следов впервые использовали радар. Они хотели убедиться, что с помощью радара в принципе можно найти следы и понять, кому они принадлежали. Также авторы хотели исследовать поверхность под следами больших животных. Ученые проанализировали два места, на одном из которых сохранились следы древних людей, на другом — следы людей и мамонтов.

а. Схема следов мамонта и людей. б. Результаты исследования следов с помощью радара.

Для того, чтобы распознавать следы и определять их форму ученые использовали радар. Из 27 человеческих следов он не определил только один, а следы мамонта распознал все. Также с помощью радара ученые исследовали параметры следов и обнаружили, что походка колумбийских мамонтов и современных саванных слонов, обитающих в Африке, были похожи. В следах и тех, и других животных ученые обнаружили винтообразные углубления, которые показывали, что у них было одинаковое распределение тяжести при ходьбе. По следам мамонта авторы оценили размеры самого животного — это был взрослый самец (возможно, старше 50 лет) высотой в плечах более трех метров.

У мамонтов и африканских саванных слонов было похожее распределение тяжести при ходьбе.

С помощью радара авторы определили последовательность передвижений людей и мамонтов. Сначала человек прошел на север, а через какое-то время мамонт шел на запад и наступил на один из оставленных человеком следов. После этого какой-то человек шел на юг (цепочка следов шла параллельно первой) и наступил на след мамонта. Кроме того, ученые обнаружили в этом месте следы еще одного животного и позднее определили, что это был гигантский ленивец.
По мнению авторов с помощью радара можно изучать биомеханику вымерших животных не тревожа хрупкие окаменевшие следы. В дальнейшем ученые планируют таким же образом исследовать следы динозавров, чтобы выяснить распределение тяжести этих животных и понять, как они передвигались.

Недавно археологи определили по следам состав и численность группы неандертальцев, которые жили на территории современной Франции. Как оказалось, в группе было 10-13 человек и только двое из них были взрослыми. Большинство следов принадлежало детям, иногда совсем маленьким, и подросткам.

Источник:  https://nplus1.ru/