Выбор фона:
/ Новости сайта / Археология / ​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири
15.11.2019

​Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири

Оценка: 0.0    980 0 Археология
12:45
Для реконструкции историко-культурных собы­тий начала II тыс. н. э. на территории таежного Причулымья (юг Западной Сибири) актуально исследование материалов Чердатского клада.

В 1902 г. на левом бе­регу Чулыма (правый приток Оби), на склоне горы у села Чердатского Мариинского уезда Томской губер­нии (современный Зырянский р-н Томской обл.) были найдены артефакты, хранящиеся ныне в Эрмитаже. Печатная информация о них появилась в «Отчете Им­ператорской археологической комиссии за 1902 год».
 

В нем, помимо скупых данных о месте нахождения «клада», был изложен перечень и дано краткое описа­ние 9 вещей, 3 из которых сопровождались фотографи­ями (Отчет... 1904. С. 142, 143. Рис. 256-258). Вскоре Я.И. Смирнов опубликовал фотографии всех этих на­ходок (Смирнов, 1909. С. 12. Табл. С: 213-219. Рис. 39, 40), но без какой-либо дополнительной информации.

Точные условия нахождения вещей остаются не­известными. Возможно их происхождение из разрушенного погребения, в том числе его «тайника». По этой причине обозначение предметного комплекса «кладом» достаточно условно.

Неясно, в какой степе­ни коллекция, отраженная первоисточником (От­чет. 1904), соответствует составу клада при его об­наружении. Не исключено, что вещей в найденном в 1902 г. комплексе было больше, а на хранение в да­льнейшем поступили только предметы из драгоцен­ного металла - как наиболее ценные.

Так или иначе, клад состоит из 9 предметов. Это серебряная пирше­ственная и ритуальная посуда: два кубка на поддоне, с арочным и растительным орнаментом; две глубокие на поддоне чаши, на венчик которых нанесен бордюр с рас­тительным побегом; две низкие чаши; одна низкая чаша, на дне которой изнутри вычеканен первый знак знаменитой буддийской молитвенной формулы «ом мани падме хум». В состав клада также входили обломок металличе­ского зеркала и колечко (или скоба?).
 

Многочисленные аналогии посуде (могильник Ча­совенная Гора и др.) определяют общую датировку клада пределами XIII-XIV вв.

Два кубка и чашу со зна­ком «ом» Ю.И. Елихина атрибутировала так: «Золотая Орда или Династия Юань. XIV в.» (Сокровища Золо­той Орды. 2000. С. 210, 211).

По современным мате­риалам, знак «ом» на чаше из Чердатского клада для та­ежного Причулымья является самым архаичным буд­дийским символом, а для Западной Сибири эпохи Средневековья, видимо, одним из самых северных эпиграфических памятников буддизма.

Одна из моих версий исторической интерпретации Чердатского клада связывает его с историей кыргызов таежного Причулымья. Появление здесь первых групп кыргызов фиксируется в X в.; их дальнейшее пребыва­ние, а также миграции в этот район, - до конца XIII в.

В таежном Причулымье, преимущественно в археоло­гическом микрорайоне, тяготеющем к территории устий рек Яя и Кия (левые чулымские притоки), иссле­дованы курганные могильники Змеинкинский, Калмакский, Иловский X-XIII вв., представляющие сред­нечулымский вариант культуры енисейских кыргызов (Беликова, 1996; и др.).
 

устья рек Яя и Кия

Материалы Чердатского клада позволяют говорить о том, что в монгольское время среднечулымские земли кыргызов были включены в состав владений монгольской импе­рии Юань (1271-1368 гг.).

Клад мог быть связан с монгольскими воен­ными поселенцами в таежном Причулымье. Ведь известно, что после разгрома енисейских кыргызов в 1293 г., монгольский полководец Тутуха на завоеван­ные земли стал перемещать семьи, верные Юаньской империи, где буддизм c XIII в. был государственной религией.

Для вывода о «монгольском» следе, базирующего­ся на материалах Чердатского клада, показательны не­которые тезисы о формировании чулымских тюрков - коренного этноса Причулымья. В их числе - разыска­ния Э.Л. Львовой относительно антропонимов Каргачинской волости, располагавшейся по Чулыму на той территории, где как раз и был найден Чердатский клад.

Она установила, что собственное имя родоначальника обитателей этой территории - Пергай (Бергай) - «по форме чрезвычайно схоже с антропонимом монгольского происхождения Берке (Бэрхэ)» (Львова, 1980. С. 81-84).

Исследование языка чулымских тюрков до­пускает, что их предки контактировали в XIII-XIV вв. с монголами (Рассадин, 1980. С. 51). Анализ же архео­логических материалов среднечулымского варианта культуры енисейских кыргызов X-XIII вв., с которым, скорее всего, как раз и связан Чердатский клад, предпо­лагает участие периферийной, северной, группы кыр­гызов в этногенезе чулымских тюрков.

Исследование вопроса о распространении власти монголов на территорию таежного Причулымья XIII-XIV вв. особо значимо для реконструкции истории монгольского государства, енисейских кыргызов Юж­ной Сибири и народов Западной Сибири.

 
Источник:  https://zolord.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Исследователи из Иллинойса обнаружили на зубной щетке сотни ранее неизвестных вирусов
В пастах - яд, на щетках - бактерии... Чистить зубы опасно для здоровья.
Полоскайте рот родни (от topzz)

Археологи испытали найденный в гробнице "самогонный аппарат"
Навеяло:
Песня студентов-археологов

Наш Федя с детства связан был с землёю —
alsm74)

Опровергнута традиционная теория звездообразования
"...без вмешательства сильных магнитных полей. Эти невидимые поля, как предполагают астрономы, (от topzz)