Вход / Регистрация
22.12.2024, 20:11
Чердатский клад - памятник монгольского времени юга Западной Сибири
Для реконструкции историко-культурных событий начала II тыс. н. э. на территории таежного Причулымья (юг Западной Сибири) актуально исследование материалов Чердатского клада.
В 1902 г. на левом берегу Чулыма (правый приток Оби), на склоне горы у села Чердатского Мариинского уезда Томской губернии (современный Зырянский р-н Томской обл.) были найдены артефакты, хранящиеся ныне в Эрмитаже. Печатная информация о них появилась в «Отчете Императорской археологической комиссии за 1902 год».
В 1902 г. на левом берегу Чулыма (правый приток Оби), на склоне горы у села Чердатского Мариинского уезда Томской губернии (современный Зырянский р-н Томской обл.) были найдены артефакты, хранящиеся ныне в Эрмитаже. Печатная информация о них появилась в «Отчете Императорской археологической комиссии за 1902 год».
В нем, помимо скупых данных о месте нахождения «клада», был изложен перечень и дано краткое описание 9 вещей, 3 из которых сопровождались фотографиями (Отчет... 1904. С. 142, 143. Рис. 256-258). Вскоре Я.И. Смирнов опубликовал фотографии всех этих находок (Смирнов, 1909. С. 12. Табл. С: 213-219. Рис. 39, 40), но без какой-либо дополнительной информации.
Точные условия нахождения вещей остаются неизвестными. Возможно их происхождение из разрушенного погребения, в том числе его «тайника». По этой причине обозначение предметного комплекса «кладом» достаточно условно.
Неясно, в какой степени коллекция, отраженная первоисточником (Отчет. 1904), соответствует составу клада при его обнаружении. Не исключено, что вещей в найденном в 1902 г. комплексе было больше, а на хранение в дальнейшем поступили только предметы из драгоценного металла - как наиболее ценные.
Так или иначе, клад состоит из 9 предметов. Это серебряная пиршественная и ритуальная посуда: два кубка на поддоне, с арочным и растительным орнаментом; две глубокие на поддоне чаши, на венчик которых нанесен бордюр с растительным побегом; две низкие чаши; одна низкая чаша, на дне которой изнутри вычеканен первый знак знаменитой буддийской молитвенной формулы «ом мани падме хум». В состав клада также входили обломок металлического зеркала и колечко (или скоба?).
Многочисленные аналогии посуде (могильник Часовенная Гора и др.) определяют общую датировку клада пределами XIII-XIV вв.
Два кубка и чашу со знаком «ом» Ю.И. Елихина атрибутировала так: «Золотая Орда или Династия Юань. XIV в.» (Сокровища Золотой Орды. 2000. С. 210, 211).
По современным материалам, знак «ом» на чаше из Чердатского клада для таежного Причулымья является самым архаичным буддийским символом, а для Западной Сибири эпохи Средневековья, видимо, одним из самых северных эпиграфических памятников буддизма.
Одна из моих версий исторической интерпретации Чердатского клада связывает его с историей кыргызов таежного Причулымья. Появление здесь первых групп кыргызов фиксируется в X в.; их дальнейшее пребывание, а также миграции в этот район, - до конца XIII в.
В таежном Причулымье, преимущественно в археологическом микрорайоне, тяготеющем к территории устий рек Яя и Кия (левые чулымские притоки), исследованы курганные могильники Змеинкинский, Калмакский, Иловский X-XIII вв., представляющие среднечулымский вариант культуры енисейских кыргызов (Беликова, 1996; и др.).
Материалы Чердатского клада позволяют говорить о том, что в монгольское время среднечулымские земли кыргызов были включены в состав владений монгольской империи Юань (1271-1368 гг.).
Клад мог быть связан с монгольскими военными поселенцами в таежном Причулымье. Ведь известно, что после разгрома енисейских кыргызов в 1293 г., монгольский полководец Тутуха на завоеванные земли стал перемещать семьи, верные Юаньской империи, где буддизм c XIII в. был государственной религией.
Для вывода о «монгольском» следе, базирующегося на материалах Чердатского клада, показательны некоторые тезисы о формировании чулымских тюрков - коренного этноса Причулымья. В их числе - разыскания Э.Л. Львовой относительно антропонимов Каргачинской волости, располагавшейся по Чулыму на той территории, где как раз и был найден Чердатский клад.
Она установила, что собственное имя родоначальника обитателей этой территории - Пергай (Бергай) - «по форме чрезвычайно схоже с антропонимом монгольского происхождения Берке (Бэрхэ)» (Львова, 1980. С. 81-84).
Исследование языка чулымских тюрков допускает, что их предки контактировали в XIII-XIV вв. с монголами (Рассадин, 1980. С. 51). Анализ же археологических материалов среднечулымского варианта культуры енисейских кыргызов X-XIII вв., с которым, скорее всего, как раз и связан Чердатский клад, предполагает участие периферийной, северной, группы кыргызов в этногенезе чулымских тюрков.
Исследование вопроса о распространении власти монголов на территорию таежного Причулымья XIII-XIV вв. особо значимо для реконструкции истории монгольского государства, енисейских кыргызов Южной Сибири и народов Западной Сибири.
 
Источник: https://zolord.ru/