/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые оживили древний вид червя, спавшего в вечной мерзлоте 46 тысяч лет
28.07.2023

Ученые оживили древний вид червя, спавшего в вечной мерзлоте 46 тысяч лет

Вечная мерзлота, простирающаяся по сибирским просторам, продолжает раскрывать свои тайны перед научным миром. На этот раз российским ученым удалось оживить нематоду, которая провела в состоянии криптобиоза целых 46 тысяч лет. Это самый древний многоклеточный организм, который удалось вернуть к жизни. Открытие вызвало огромный интерес в научном сообществе и открывает новые горизонты для изучения возможностей выживания организмов в экстремальных условиях.

Криптобиоз – это феномен, при котором организмы впадают в спячку и прекращают все жизненные процессы. Они могут находиться в таком состоянии долгие годы, не проявляя видимых признаков жизни и сохраняя свою жизнеспособность. Такой режим активируется при неблагоприятных условиях, таких как низкая температура, засуха или недостаток кислорода. Некоторые организмы способны пребывать в криптобиозе десятилетиями, поддерживая свою жизнеспособность до наступления более благоприятных условий.

Открытие российских ученых было сделано в сибирской вечной мерзлоте, где была обнаружена нематода в норе суслика. Исследователи оценили ее возраст по соответствующему слою и получили цифру в 42 тысячи лет. Однако благодаря радиоуглеродному исследованию органики, найденной в норе, удалось получить более точную датировку – 46 тысяч лет.

Для расшифровки ДНК червя ученым потребовалась помощь коллег из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка в Германии. Благодаря этому удалось определить, что это совершенно новый вид, который получил название Panagrolaimus kolymaensis. Ученые отмечают, что морфологически эти нематоды очень сложно различимы, поэтому ранее их описывали как современный вид. Однако геномный анализ позволил выявить новый для науки вид, который до сих пор не встречался в современных почвах. Такое открытие дает возможность более глубоко изучить механизмы выживания организмов в условиях вечной мерзлоты.

Ученые уверены, что это только начало исследований в этой области. Они не исключают возможности обнаружения и оживления организмов, проведших в вечной мерзлоте еще больший срок. Опыт работы лаборатории Анастасии Шатилович показывает, что чем сложнее организм, тем меньше времени он может пребывать в мерзлоте. Бактерии способны выживать миллионы лет, а у простейших инфузорий предел составляет 50 тысяч лет. Однако при дальнейших исследованиях мерзлых отложений Сибири возможно обнаружение еще более древних многоклеточных организмов.

Открытие российских ученых открывает новые перспективы для изучения возможностей выживания организмов в экстремальных условиях. Это позволит более глубоко понять процессы эволюции и приспособления живых существ к жестким климатическим условиям. Кроме того, научное сообщество надеется, что результаты исследования помогут разработать новые технологии и методы сохранения жизни в экстремальных условиях.

KoshkaHavroshka 28.07.2023 18:24 [Материал]