/ Новости сайта / Наука и Технологии / Тайный код природы: Окаменелость древнего растения ставит под сомнение давно устоявшиеся представления об эволюции листьев
08.09.2023

В своем новаторском исследовании ученые использовали 3D-модель ископаемого растения возрастом 407 млн. лет, чтобы перевернуть наше представление об эволюции листьев. Это исследование не только позволило по-новому взглянуть на удивительные закономерности, наблюдаемые у растений, но и опровергло давнее мнение о происхождении знаменитой математической модели, встречающейся в природе.

Вопреки распространенному мнению, было обнаружено, что ранние формы листьев растений отличаются от тех, которые существуют у многих современных растений. Это открытие позволяет предположить, что типичные для современной природы спиральные конфигурации листьев не были характерны для самых ранних наземных растений, впервые появившихся на Земле. Вместо этого у древних растений был обнаружен другой тип спирали, что указывает на то, что эволюция спиралей листьев растений шла двумя разными путями.

Последовательность Фибоначчи, названная в честь итальянского математика Леонардо Фибоначчи, - это знаменитый математический ряд, который лежит в основе многих эффективных и удивительных закономерностей, встречающихся в природе. Спирали, часто встречающиеся у растений, часто описываются этой последовательностью, причем спирали Фибоначчи составляют более 90% из них. Примеры спиралей Фибоначчи можно увидеть в головках подсолнухов, кедровых орехах, ананасах и суккулентных комнатных растениях.

На протяжении столетий ученые недоумевали по поводу распространенности спиралей Фибоначчи в растениях, а их эволюционное происхождение оставалось практически незамеченным. Ранее предполагалось, что эти спирали являются древней особенностью, возникшей у самых ранних наземных растений и сохранившейся до наших дней. Однако недавнее открытие поставило эту теорию под сомнение.

Международная группа специалистов под руководством Эдинбургского университета использовала методы цифровой реконструкции для создания 3D-моделей листовых побегов ископаемого растения Asteroxylon mackiei, возраст которого составляет 407 млн. лет. Это исключительно хорошо сохранившееся ископаемое было найдено в керте Rhynie, известном месте скопления окаменелостей в Шотландии, которое содержит свидетельства существования одних из самых ранних экосистем на Земле.

Исследователи обнаружили, что листья и репродуктивные структуры Asteroxylon mackiei чаще всего располагались по спирали не Фибоначчи, что редко встречается у современных растений. Это открытие изменило наше представление о спиралях Фибоначчи в наземных растениях и позволяет предположить, что спирали, не являющиеся спиралями Фибоначчи, были распространены в древних клубнелуковицах.

Доктор Сэнди Хетерингтон (Sandy Hetherington), один из исследователей, участвовавших в работе, объясняет значение этого открытия: "Это исследование ставит под сомнение наши прежние предположения об эволюции спиралей листьев у растений. Оно показывает, что листья древних клубнелуковичных имели уникальную эволюционную историю, отличную от других основных групп растений, которые мы видим сегодня".

Это новаторское исследование проливает новый свет на эволюцию спиралей листьев растений и подчеркивает сложность природных закономерностей. Раскрывая тайны древних растений, ученые все глубже понимают сложный и захватывающий мир эволюции растений.