/ Новости сайта / Наука и Технологии / Криоконсервация – отличное решение для спасения видов от вымирания
12.09.2023

Криоконсервация – отличное решение для спасения видов от вымирания

В условиях тяжелейшего кризиса биоразнообразия и ошеломляющего снижения численности популяций животных в мире на 69% с 1970 г. эксперты ищут инновационные решения, позволяющие предотвратить вымирание видов. Одним из таких решений является криозамораживание - метод сохранения генетических образцов животных при сверхнизких температурах. По аналогии с замораживанием яиц у людей, криозамораживание дает надежду на прекращение вымирания различных видов животных.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Zoo Biology, проливает свет на огромный потенциал криобанков, известных также как банки живых клеток, в решении глобальных проблем сохранения природы. В таких банках хранятся генетические материалы животных, включая ДНК, эмбрионы, сперму и живые ткани, которые могут быть использованы для генетического анализа, вспомогательных репродуктивных технологий, поддержания генетического разнообразия в популяциях животных и потенциальной реинтродукции видов в их естественную среду обитания.

Исследование было посвящено анализу содержимого Замороженного зоопарка Альянса дикой природы Сан-Диего (SDZWA) - крупнейшей и наиболее разнообразной коллекции живых генетических образцов в мире. Изучив эту коллекцию, исследователи разработали схему определения приоритетности видов для будущего отбора образцов. Они также использовали данные из системы управления зоологической информацией Species360 (ZIMS), крупнейшей в мире базы данных по видам, для определения возможностей для дополнительного сбора генетических образцов.

Основные выводы:

1. Замороженный зоопарк SDZWA: Исследование показало, что в замороженном зоопарке SDZWA в настоящее время хранятся генетические образцы 965 различных видов, включая 5% находящихся под угрозой исчезновения амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий, занесенных в Красный список МСОП.

2. Потенциальное увеличение: Благодаря работе по сбору образцов в зоопарках и аквариумах, представленность угрожаемых видов в Замороженном зоопарке SDZWA может увеличиться до 16,6%, что обеспечит доступ еще к 707 угрожаемым видам.

3. Вымершие виды: Генетические образцы 50% видов, которые в настоящее время числятся вымершими в дикой природе, уже хранятся в зоопарке SDZWA Frozen Zoo. Однако при наличии образцов, полученных от зоологического сообщества, это число может возрасти до 91%, что станет критически важным спасением для видов, находящихся на грани исчезновения.

Доктор Эндрю Муни, ведущий автор исследования из Дублинского зоопарка и Школы естественных наук Тринити-колледжа Дублина, подчеркивает важность криобанкинга и сотрудничества мирового сообщества зоопарков и аквариумов в сохранении генетического разнообразия. Он утверждает: "Поскольку популяции диких животных продолжают сокращаться по всему миру, никогда еще не было такого критического момента для сбора и сохранения генетических образцов видов, находящихся под угрозой исчезновения".

Профессор Ивонн Бакли, специалист по зоологии из Школы естественных наук Тринити, подчеркивает остроту кризиса биоразнообразия и важность криобанкинга для сохранения генетического разнообразия. Она объясняет, что, хотя приоритетной задачей является предотвращение сокращения численности видов в дикой природе, криобанкинг дает возможность реинтродуцировать важнейшее генетическое разнообразие в популяции, повышая их адаптивность и жизнестойкость.

Йоханна Стаерк (Johanna Staerk), соавтор из научного альянса Species360 Conservation Science Alliance, подчеркивает необходимость коллективных усилий в реализации инициатив по криобанкингу и приоритетов в области охраны природы. Сотрудничество между зоопарками и аквариумами во всем мире необходимо для максимального использования возможностей сохранения, предоставляемых образцами, хранящимися в криобанках.

Это новаторское исследование не только демонстрирует замечательную работу, проделанную Альянсом зоопарков дикой природы Сан-Диего, но и подчеркивает потенциал криобанкинга в сохранении видов, находящихся под угрозой исчезновения. По мере того как ученые и специалисты по охране природы объединяются для борьбы с кризисом биоразнообразия, криозамораживание становится перспективным решением для сохранения генетического разнообразия и обеспечения выживания уязвимых видов.