/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Обнаружена молекула, которая подавляет распространение вируса герпеса
13.09.2023

Обнаружена молекула, которая подавляет распространение вируса герпеса

Исследователи из Чикагского университета штата Иллинойс сделали революционное открытие в области борьбы с вирусом простого герпеса (HSV) и другими вирусами. Они разработали молекулу, эффективно ингибирующую фермент гепариназу (HPSE), который играет важнейшую роль в распространении HSV и других заболеваний, таких как рак. Результаты этого исследования могут проложить путь к созданию новых методов лечения инфекций простого герпеса и, возможно, даже рака.

Понимание роли гепариназы

Гепарансульфат - это вещество, содержащееся во внеклеточном матриксе каждой ткани и на поверхности практически каждой клетки. Он отвечает за регулирование межклеточных взаимодействий и поддержание здоровья внеклеточного матрикса. HPSE - единственный известный фермент, способный расщеплять гепарансульфат. В норме он контролируемо высвобождает молекулы, необходимые для биологических процессов, однако сверхэкспрессия HPSE и неконтролируемое расщепление гепарансульфата может привести к аномальной активации клеток и повреждению тканей.

Предыдущие исследования связывали HPSE с распространением HSV-1, других вирусов и рака. HSV-1 - распространенный вирус, вызывающий холодные болячки, но в редких случаях способный привести к более серьезным инфекциям мозга или глаз. Исследователи сосредоточили свои усилия на поиске способов ингибирования HPSE для предотвращения распространения этих заболеваний.

Многообещающие результаты с использованием сахаридных соединений

В ходе исследования ученые разработали и синтезировали различные сахариды (составные части углеводов), чтобы оценить их способность подавлять активность HPSE. Эти сахариды были протестированы на клетках эпителия роговицы человека, инфицированных вирусом HSV-1, поскольку глазной герпес или герпетический кератит является одним из распространенных проявлений этого вируса.

Исследователи обнаружили, что обработка гекса- и октасахаридами приводит к значительному снижению количества внеклеточного вируса и препятствует его распространению. Эти сахариды также приводили к повышению уровня поверхностного гепарансульфата в клетках, аналогичного неинфицированным клеткам. Кроме того, в обработанных клетках наблюдалась повышенная миграция, что свидетельствует об улучшении способности к заживлению ран.

Двойной режим действия

Исследователи пришли к выводу, что сахаридные соединения обладают двойным действием. Они препятствуют как проникновению вируса в клетки, так и его высвобождению. Это позволяет предположить, что молекулы не только препятствуют распространению HSV-1, но и повышают способность организма к заживлению ран.

Потенциал для лечения различных заболеваний

Хотя в данном исследовании рассматривался HSV-1, ученые считают, что полученные ими результаты имеют более широкое значение для лечения других вирусов и заболеваний, распространение которых зависит от HPSE, включая рак. Дипак Шукла (Deepak Shukla), соавтор исследования, заявил: "Мы показали, что ингибитор работает против вируса герпеса, но он потенциально может быть использован при любых заболеваниях".

Создание этой молекулы - значительный шаг вперед в борьбе с инфекциями простого герпеса и, возможно, даже с раком. Для определения ее эффективности и безопасности на людях потребуются дальнейшие исследования и клинические испытания, но уже сейчас результаты многообещающие.