/ Новости сайта / Космос / Протозвезды в уникальном тройном формировании проливают свет на механизмы звездного питания
22.09.2023

Международная группа исследователей под руководством профессора Чон Ын Ли из Сеульского национального университета с помощью Атакамской большой миллиметровой/субмиллиметровой решетки (ALMA) изучила сложную структуру газа, окружающего тройную протозвездную систему, известную как IRAS 04239+2436. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Astronomy, свидетельствуют о наличии ударных волн и формировании трех крупных спиральных рукавов, проливая свет на загадочный процесс образования кратных звезд.

На долю кратных звездных систем приходится более половины всех звезд во Вселенной, однако механизмы их образования остаются неустановленными. Понимание этого явления крайне важно для разработки всеобъемлющей теории звездообразования. Несмотря на то, что было предложено несколько сценариев, вокруг образования кратных звезд по-прежнему много споров и неопределенности.

Чтобы разобраться в этом процессе, исследователи обратились к ALMA - современной установке, позволяющей проводить чувствительные наблюдения с высоким разрешением. Анализируя радиоволны, излучаемые молекулами монооксида серы (SO), команда смогла обнаружить ударные волны и определить наличие трех спиральных рукавов. Было установлено, что эти спиральные рукава действуют как "стримеры", подавая материалы к трем протозвездам.

Профессор Томоаки Мацумото из Университета Хосей провел численное моделирование, которое позволило сравнить наблюдаемую скорость газа с данными, полученными с помощью ALMA. Моделирование подтвердило, что спиральные рукава действительно выполняют роль стримеров, поставляющих необходимые материалы для роста протозвезд.

Открытие этих стримеров имеет большое значение, поскольку позволяет понять, как протозвезды получают газ для своего развития. Однако точные механизмы формирования стримеров до сих пор остаются загадкой. Сложная структура газовых потоков вокруг многозвездных систем затрудняет разгадку их происхождения. Именно здесь на помощь приходит исключительное разрешение ALMA, позволяющее проводить детальные наблюдения, дающие важнейшие подсказки.

Объединив наблюдения ALMA с высоким разрешением с численным моделированием, исследовательская группа совершила значительный прорыв в понимании формирования стримеров в динамическом процессе образования кратных звезд. Это исследование представляет собой первый случай, когда формирование стримеров было выявлено с помощью комбинации наблюдений и моделирования.

Профессор Ли подчеркивает важность полученных результатов: "Наше исследование позволяет по-новому взглянуть на сложный процесс образования кратных звезд. Понимание того, как формируются стримеры и подают материалы на протозвезды, позволит нам глубже понять весь процесс звездообразования".

Это новаторское исследование открывает новые возможности для изучения кратных звездных систем и прокладывает путь к дальнейшему прогрессу в нашем понимании процесса звездообразования. Благодаря дальнейшим наблюдениям и технологическому прогрессу ALMA ученые надеются раскрыть новые тайны Вселенной и пролить свет на загадки образования кратных звезд.