/ Новости сайта / Космос / Планета размером с Землю, состоящая из твердого железа, обнаружена на орбите соседней звезды
22.09.2023

На просторах Вселенной природа не перестает удивлять нас разнообразными небесными чудесами. В частности, наука об экзопланетах позволила нам получить бесценные сведения о тайнах формирования планет. И в этой области именно аутсайдеры и чудаки бросают вызов существующим моделям и побуждают ученых углубляться в неизведанное.

Одной из таких загадочных планет является Gliese 367 b, известная также как Тахай. Эту планету с ультракоротким периодом (USP) отличает не только невероятно короткий орбитальный период - всего 7,7 часа, но и сверхплотный состав, почти в два раза превышающий плотность Земли. Считается, что она почти полностью состоит из железа, что делает ее уникальным образцом в космическом гобелене.

Элиза Гоффо, ведущий автор исследования из Туринского университета, описывает Gliese 367 b как планету, похожую на Землю со снятой каменистой мантией. Это интригующее небесное тело было обнаружено в 2021 году по данным, полученным спутником НАСА Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS). Однако недавнее исследование, опубликованное в журнале The Astrophysical Journal Letters, пролило новый свет на массу и радиус планеты, что позволило получить более точное представление о ее необычной природе.

Исследование, озаглавленное "Компания сверхвысокой плотности, сверхкороткого периода субземли GJ 367 b: открытие двух дополнительных маломассивных планет с периодами 11,5 и 34 дня", не только представляет улучшенные измерения Gliese 367 b, но и раскрывает существование двух планет-близнецов в ее системе. Элиза Гоффо, аспирантка физического факультета Туринского университета, возглавила это новаторское исследование.

Первоначальное открытие Gliese 367 b стало возможным благодаря TESS, который обнаружил слабый транзитный сигнал от звезды-хозяина - красного карлика Gliese 367. Хотя сигнал был слабым, он намекал на малые размеры планеты, сравнимые с размерами Земли. Для определения ее массы и плотности исследователи использовали спектрограф High-Accuracy Radial Velocity Planet Searcher (HARPS) Европейской южной обсерватории.

Исследование 2021 года показало, что радиус Gliese 367 b составляет 72% от земного, а масса - 55% от земной, что позволяет предположить, что это, скорее всего, остаток железного ядра некогда более крупной планеты. Однако последние исследования, проведенные Гоффо и ее коллегами, открывают еще более удивительные результаты.

Вновь используя HARPS, команда собрала 371 наблюдение Gliese 367 b, что позволило получить более точную характеристику планеты. В отличие от предыдущих оценок, новое исследование показало, что Gliese 367 b на 63% массивнее Земли и имеет радиус, уменьшенный до 70% земного. Это означает, что плотность планеты в два раза выше, чем у нашей родной планеты, что противоречит нашим традиционным представлениям о составе планет.

Как же Gliese 367 b приобрела такую необычную плотность? Очень маловероятно, что планета сформировалась в своем нынешнем виде. Предполагается, что она представляет собой разрушенное ядро более крупной планеты, каменистая мантия которой была удалена в результате какого-то катаклизма. Гоффо предполагает, что столкновения с другими протопланетами на ранних этапах формирования могли привести к тому, что планета сбросила свой внешний слой, оставив после себя плотное железное ядро.

Это открытие имеет далеко идущие последствия не только для нашего понимания Gliese 367 b, но и для процессов формирования планет в целом. По словам Гоффо, "это может иметь важные последствия для формирования GJ 367 b. Мы полагаем, что эта планета могла сформироваться подобно Земле, с плотным ядром, состоящим в основном из железа, окруженным богатой силикатами мантией".

Действительно, планета Gliese 367 b является свидетельством безграничных чудес Вселенной и тайн, которые в ней скрываются. Мы продолжаем исследовать космос и открывать все новые небесные странности, и очевидно, что необычные объекты природы будут и дальше бросать вызов нашим предвзятым представлениям и вдохновлять нас на расширение границ научного понимания.