Ритм важнее алфавита: почему детям нужны детские стишки для овладения языком
Новые исследования показывают, что в первые месяцы жизни младенцы учат языки на основе ритмической, а не фонетической информации. Ранее считалось, что младенцы усваивают мельчайшие звуковые элементы речи, известные как фонетическая информация, и комбинируют их для образования слов.
Однако исследование, проведенное учеными из Кембриджского университета и Тринити-колледжа в Дублине, показало, что фонетическая информация надежно обрабатывается только в возрасте около семи месяцев, что считается слишком поздним сроком для формирования основ языка.
Исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, включало в себя запись электрической активности мозга 50 младенцев в возрасте четырех, семи и одиннадцати месяцев. Младенцам показывали видео, на котором учительница начальной школы поет детские стишки, а их реакцию мозга анализировали с помощью специального алгоритма. Исследователи обнаружили, что фонетическое кодирование у младенцев постепенно формируется в течение первого года жизни, начиная с лабиальных (например, "д" - "папа") и назальных (например, "м" - "мама") звуков.
По словам профессора Уши Госвами, нейробиолога из Кембриджского университета, отдельные звуки речи начинают надежно восприниматься только в возрасте около семи месяцев, хотя большинство младенцев к этому времени уже могут распознавать знакомые слова. Она объясняет, что отдельные звуки речи складываются очень медленно, слишком медленно, чтобы служить основой языка.
Этот вывод опровергает традиционное мнение о том, что фонетическая информация является основой изучения языка у младенцев. Вместо этого исследователи предполагают, что ритмичная речь, которая подчеркивает границы отдельных слов, играет решающую роль в освоении языка. Это означает, что родители должны с раннего возраста разговаривать со своими детьми, используя певучую речь, например, детские стишки.
Последствия этого исследования выходят за рамки развития языка у младенцев. Понимание того, как младенцы осваивают язык, может иметь значение для диагностики и лечения языковых расстройств, а также для совершенствования стратегий изучения языка в образовательных учреждениях.