Этот грандиозный памятник, возраст которого составляет 6000 лет, является достижением инженерной мысли каменного века
Переступив порог дольмена Менги, вы словно попадаете в иной мир, наполненный благоговением. Это древнее сооружение было возведено примерно 6000 лет назад и до сих пор стоит, сохранившись практически в первозданном виде, из гигантских камней весом до 150 тонн каждый.
Если вы полагаете, что такое выдающееся строительное достижение требовало глубоких знаний в области инженерии, вы совершенно правы.
Недавние исследования показали, что люди неолитической эпохи, создавшие Менгу, обладали высокими навыками и были прекрасно осведомлены о сложных инженерных решениях.
«Мой интерес к дольмену Менга возник благодаря его впечатляющим размерам. Войдя внутрь и увидев этот колоссальный памятник неолита, я почувствовал желание узнать о нем больше», — поделился с ScienceAlert геоархеолог Хосе Антонио Лосано Родригес из Океанографического центра Канарских островов в Испании.
«Эти люди обладали значительными знаниями в области ранней науки, что подтверждает высокий уровень интеллектуальных, практических и технических навыков обществ на юге Пиренейского полуострова почти 6000 лет назад».
Дольмен Менги представляет собой поистине удивительное сооружение древности. Он был возведён между 3800 и 3600 годами до нашей эры на земляной насыпи, и его большой зал достигает длины в 27,5 метров. Стены и крыша этого дольмена сложены из массивных каменных блоков.
Этот мегалит считается одним из самых крупных в древней Европе. Завершающий камень, вес которого составляет около 150 тонн, является одним из самых тяжёлых камней, когда-либо перемещённых в неолитической эпохе на континенте.
Согласно имеющимся данным, данное место использовалось для захоронений, и внутри были найдены погребальные предметы, что указывает на его значимость. Ранее проведённые исследования показали, что возведение дольмена потребовало значительных усилий.
Лосано Родригес, руководивший этими исследованиями, выяснил, что асимметрия стен была запланирована с учётом солнечных стояний. Кроме того, мягкий камень, использованный для строительства, был добыт примерно в километре от места постройки, что свидетельствует о высоком уровне знаний строителей в области добычи и транспортировки крупных каменных блоков.
Структура дольмена Менги представляет собой камеру, обрамленную и покрытую крупными камнями, с тремя каменными столбами, расположенными вдоль всей длины для поддержки крыши. В общей сложности 32 огромных камня весят около 1140 тонн.
Для того чтобы выяснить, как были установлены эти камни и как был возведён памятник, Лосано Родригес вместе с коллегами провели комплексный анализ, который охватывал такие области, как седиментология, археология, палеонтология и петрология.
Одной из наиболее сложных задач оказалась транспортировка массивных камней, что, как показали исследования, требовало глубокого понимания трения.
Наиболее простым способом перемещения камней были сани, которые передвигались по заранее подготовленной деревянной колее. Поскольку карьер находился на высоте относительно строительной площадки, это также требовало знания основ ускорения и торможения.
По их данным, все породы классифицируются как «мягкие» осадочные, в основном известняковые, что требует бережного обращения для предотвращения повреждений. Тем не менее, камни были установлены с точностью до миллиметра. Они также сцеплены и слегка наклонены друг к другу, что является важным аспектом их расположения и порядка.
Они плотно встроены в основную породу. Это первый случай за два века изучения Менги, когда была замечена такая особенность: фундаменты камней образуют глубокие углубления, что требует аккуратной установки, предполагающей использование противовесов и спусковых пандусов для бережного перемещения камней на место и их вертикального поднятия. Глубокие основания также облегчают подъем камней, используемых для крыши.
Камни-столпы были установлены аналогичным образом с глубокими основаниями, но, вероятно, их размещение произошло после установки камней стен. Камни стен расположены так, что их верхняя часть немного наклонена внутрь, что создает трапециевидную форму камеры, более узкую в верхней части по сравнению с нижней. Исследователи считают это гениальным решением, позволяющим использовать меньшие замковые камни, чем потребовалось бы для более широкой крыши.
«Почти 6000 лет назад они применяли разгрузочные арки для решения сложных задач распределения напряжений, что позволяло справляться с весом — одной из главных структурных проблем при проектировании этого величественного памятника. Это также решается благодаря использованию колонн внутри», — отмечает Лосано Родригес.
«Меня также удивило, что памятник был спроектирован с учетом частичного заглубления, что позволяло устанавливать замковые камни без применения подъемных пандусов».
Нет сомнений, что это древнее и загадочное сооружение может многому нас научить — не только о строительных методах, но и о креативности людей неолита, а также о важности беспристрастного взгляда на способности наших предков.
«Синтез передовых знаний в области геологии, физики, геометрии и астрономии показывает, что Менга является не только достижением ранней инженерии, но и значительным шагом вперед в развитии человеческой науки, отражающим накопление передовых знаний», — пишут исследователи в своей статье.
«Менга представляет собой успешную попытку создания колоссального памятника, который сохранился на протяжении тысячелетий».
Исследование опубликовано в журнале Science Advance