В Албании обнаружена гигантская римская погребальная камера возрастом 1800 лет
На плато близ албанской деревушки Стрижкан, у самой границы с Северной Македонией, ветер столетиями гулял среди камней и кукурузных полей. Местные пастухи, конечно, замечали необычные, будто бы обработанные человеком глыбы, но история молчала. До тех пор, пока сюда не пришли археологи. И земля, хранившая свою тайну более шестнадцати столетий, наконец раскрыла её: под слоем почвы и забытья покоилась величественная древнеримская гробница, не похожая ни на одну другую находку в стране.
Это не просто очередное археологическое открытие. Это портал в эпоху, когда Албания была частью гигантской Римской империи, а по её дорогам ходили легионы, купцы и аристократы. Обнаруженное погребальное сооружение, датируемое III–IV веками нашей эры, поражает своими масштабами — девять на шесть метров. Оно сложено из массивных известняковых плит, каждая из которых — страница каменной книги, испещрённой письменами на древнегреческом языке.
Расшифровка надписей позволила вызвать из небытия имя того, для кого был возведён этот последний приют. Его звали Геллиан — имя, характерное для римской эпохи. «Мы не уверены в личности второго человека, но, вероятно, это был член семьи», — отмечает руководитель раскопок, археолог Эриксон Николли. Само имя, начертанное греческими буквами, но несущее латинский смысл, — это уже загадка. Оно говорит о культурном переплетении, о смешении традиций на перекрёстке империи, где Запад встречался с Востоком.
Но главные секреты скрывались внутри. Кропотливая работа кисточками выявила не просто стены, а искусно вырезанные края белой кровельной плиты. А среди грунта, просеянного сквозь пальцы времени, археологи нашли нечто удивительное — фрагмент ткани, вышитой золотой нитью. Эта деталь, словно молчаливый свидетель былого величия, подтверждает: здесь покоился не просто зажиточный гражданин, а представитель высшего класса, аристократ, чья жизнь и смерть были окружены роскошью.
Находки в виде стеклянных тарелок и ножей рисуют картину погребального ритуала, традиции провожать усопшего в загробный мир с предметами быта. Однако судьба усыпальницы оказалась трагичной. Признаки неоднократного разграбления говорят о том, что покой Геллиана был нарушен как минимум дважды: сначала в древности, а потом — уже в наши дни, когда тяжёлая техника пыталась сдвинуть массивную каменную глыбу, прикрывавшую вход.
Самая же интригующая надпись посвящает это место верховному божеству римского пантеона — Юпитеру. Почему аристократ с латинским именем, погребённый в каменном дворце, упоминает греческими буквами отца всех богов? Ответа пока нет. Как нет и полной расшифровки других надписей на камнях, разбросанных поблизости. Учёные полагают, что это остатки ещё одного памятника, чьи руины теперь дремлют среди сельскохозяйственных угодий и карьера.
Открытие в Стрижкане — это не просто протокол извлечения артефактов. Это первый акт в новой главе истории региона. Местные власти, вдохновлённые бумом туризма, уже планируют превратить находку в музей под открытым небом. А жители окрестных деревень, толпами спешащие взглянуть на раскопки, чувствуют: они прикоснулись к чему-то большему. К тайне, которая ждала своего часа почти две тысячи лет, чтобы рассказать миру о Геллиане, его семье и затерянном мире на границах великой империи.


Комментарии 1
|
0
Везунчик
15.09.2025 10:26
[Материал]
Римский алфавит возник из заимствования греческого. Знание древнегреческого было обязательным элементом образования в Римской империи. Что там не могут расшифровать? Подобные казусы случались при попытках любые надписи сделанные греческими буквами пытаться интерпретировать с древнегреческого ,но по факту это оказывались надписи на местных языках выполненные греческим алфавитом. Как пример все языки России перешли на кириллицу ,но прочитать по русски это невозможно.
|

