Подземный народ Севера: Куда исчезла загадочная чудь белоглазая?
В легендах и преданиях русского Севера и Урала живёт память о народе, который не покорился ни пришельцам, ни новой вере. Он не погиб в боях и не растворился среди других племён — он просто ушёл. Спустился под землю, унося с собой свои знания и сокровища. Это чудь белоглазая — загадочный народ, чьи следы теряются не только в истории, но и в географии.
Между летописями и легендами
Чудь — не мифический персонаж, а реальный народ, упоминаемый в самых древних русских летописях. «Повесть временных лет» рассказывает, как варяги обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей. В 1030 году великий князь Ярослав Мудрый ходил на них походом и, одержав победу, основал город Юрьев (ныне Тарту). Но после этого упоминания чудь словно растворяется в истории.
Однако её имя навсегда вписано в землю. Чудские городища, чудские могилы, чудские колодцы — эти названия до сих пор встречаются на картах Севера и Урала. Согласно преданиям, этот народ ушёл в самостоятельно вырытые землянки и пещеры, наглухо завалив за собой входы. Причиной этому называют приход «Белого царя» и начало христианизации языческих земель.
Подземные жители и их необъяснимые следы
В отличие от мифов, следы чуди носят вполне осязаемый характер. Художник и философ Николай Рерих, живо интересовавшийся легендой, записал рассказ старожила: «Вот в этой горке и ушла чудь. Это когда пришёл на Алтай Белый царь, а чудь не захотела под царством жить. Ушла в каменные горы и завалила проходы камнями».
Одним из таких загадочных мест является гора Секирная (Чудова гора) на Соловецких островах. Её существование кажется аномалией: ледник, прошедший по этим землям, должен был сравнять её с остальным ландшафтом. Однако гора высотой в 100 метров стоит до сих пор. Исследования начала 2000‑х годов показали, что она имеет частично искусственное происхождение: крупные валуны в её структуре уложены в определённом порядке, а не хаотично.
Современные встречи с древним народом
Легенды оживают в рассказах местных жителей и очевидцев. В лесах Пермского края до сих пор ходят истории о невысоких существах с белыми глазами, которые неожиданно появляются и помогают заблудившимся путникам. В Коми‑Пермяцком округе местные жители обходят стороной старые колодцы, считая, что они ведут в подземный мир и являются наследием «малого народца».
Наиболее поразительный случай массового наблюдения произошёл в 2012 году. Экскурсионная группа на теплоходе на маршруте Кемь — Соловки услышала от этнографа‑экскурсовода рассказ о чуди‑сикиртя. В этот момент одна из туристок заметила движение на скалистом берегу. По словам свидетелей, в скале на несколько секунд открылась массивная каменная дверь высотой около трёх метров, в проёме которой мелькнул силуэт невысокого существа. Дверь мгновенно закрылась. Экскурсовод успел сделать лишь один снимок, на котором был запечатлён лишь силуэт каменного проёма.
Заключение
Чудь белоглазая продолжает оставаться одной из самых волнующих загадок России. Была ли она реальным народом, ушедшим в подземные убежища? Или мы имеем дело с древней памятью о встрече с иной, более древней формой жизни, до сих пор существующей буквально у нас под ногами? Легенды гласят, что чудь вернётся, когда человечеству будут дарованы великие знания. Возможно, мы просто не готовы их принять.
Комментарии 2
|
0
Везунчик
08.11.2025 14:15
[Материал]
Интересно то что звука ч нет в языке окружающих народов ни у финских ни у славян севера и Пскова. Там он заменён звуком ц. То же самое есть и в польском языке . Это влияние субстрата - народа воспринявшего пришлю культуру. Субстрат финно-угорский и чудь ,скорее всего финоугры. Есть родственное слово в русском языке чухна для обозначения финских племён ,но опять же в языке местных нет ч ,но слово используется через ч. По мнению Татищева слово чудь имеет сарматское происхождение и обозначает известного соседа ( чу ,снег по лесу частому под полозом скрипит). Таким образом всё проясняется сарматы - иранцы ,установили контроль над территорией ,а их язык ( близкий курдскому) притерпев изменения начиная с Балкан пришел к нам в виде русского.Сама чудь,не произносившая ч стала частью новгородцев и северных русских.
«Иде Олегъ на грекы, Игоря оставивъ КыевѢ, поя же множество варяг, и словенъ, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѢверо, и вятичи, и хорваты, и дулѢбы, и тиверци, иже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая скуфь. И съ сими со всѢми поиде Олегъ на конех и на кораблех, и бѢ числомъ кораблей 2000. И прииде къ Царюграду; и греци замкоша Судъ, а градъ затвориша. И выиде Олегъ на брегъ, и воевати нача…» В перечислении именно разные народы объединенные одним и получившие название скифь,а язык как смешение - воспринимая чужую лексику новый носитель неизбежно влияет на грамматику и привносит часть своей лексики. В таком котле рождаются новые языки на основе какого-то старого лидирующего . |

