/ Новости сайта / Космос / Жизнь может прятаться на лунах газовых гигантов
24.06.2011

Жизнь может прятаться на лунах газовых гигантов

Если на экзопланетах не удается найти жизнь, возможно, ее стоит поискать на их спутниках. Компьютерное моделирование показывает, что более 5% экзопланет-гигантов могут иметь обитаемые луны, если эти планеты вращаются на достаточном расстоянии от своих звезд.

С конца прошлого века ученые пытаются найти за пределами Солнечной системы планеты земного типа. Однако абсолютное большинство из более чем 500 обнаруженных экзопланет – горячие газовые гиганты с массой 0,1–10 масс Юпитера. Их легче обнаружить, чем планеты земного типа, но вряд ли они пригодны для жизни.

Саймон Портер (Simon Porter) и его коллеги из обсерватории Лоуэлла в Аризоне разработали компьютерную модель, включающую 12000 гипотетических экзопланет размером с Землю, которые были захвачены газовыми гигантами и стали их спутниками. Моделировалось поведение не "горячих юпитеров", а планет, находящихся на достаточно большом расстоянии от звезды, чтобы все живое на поверхности не сгорало.

Согласно модели, все спутники начали движение по сильно вытянутым эллиптическим орбитам. За сотни тысяч лет половина из них упала на планеты или оторвалась от них. Но другая половина встала на устойчивые орбиты, что позволяет за миллиарды лет сформировать стабильный климат. Считается, что он необходим для эволюции сложных форм жизни.

Астрономы до сих пор не обнаружили никаких "экзолун", и неясно, как много подобных Земле объектов может быть захвачено гигантами. "Это основная проблема исследования", – считает планетолог Алан Босс (Alan Boss) из Института Карнеги в Вашингтоне, округ Колумбия. По его словам, модель показывает низкую вероятность таких захватов.

Однако Портер считает, что даже низкий процент захватов может привести к появлению многочисленных обитаемых миров: "Если 10% планет-гигантов на подходящих орбитах захватит подобные Земле "экзолуны", которые, видимо, рождаются во внутренней части молодых звездных систем, и 50% из них получат стабильную орбиту, то каждая двадцатая планета может получить потенциально обитаемый спутник".

Телескоп Кеплер, как ожидает Портер, обнаружит около 300 планет-гигантов на подходящих для зарождения и развития жизни расстояниях к концу его 3,5-летней миссии. Они могут иметь десятки "экзолун", открытие которых само по себе очень сложная и нетривиальная задача.

Источник:  http://rnd.cnews.ru